Траверс п.?Каракол был, образно говоря, главной "изюминкой" нашего похода: это, с одной стороны, главная вершина Терскей Ала-Тоо и, с другой стороны, как мы предполагали, самый технически сложный на нашем маршруте перевал. Нам не известно о фактах прохождения траверса Каракола туристами ранее, так что не исключено, что его можно было бы считать первопрохождением как элемента в туристском маршруте. Впрочем, альпинистами траверс п.?Каракол уже неоднократно проходился; сложность его по альпинистской классификации по разным сведениям 4Б-5А (от ледника до ледника). С туристской точки зрения траверс Каракола в том виде, как мы его прошли -- от пер.?Плечо Каракола до л.?Металлург -- является очень логичным путем между ледниками Киче-Борду и Металлургом: все остальные либо связаны с длинным обходом понизу (до р.?Сарычат и обратно), либо с прохождением как минимум двух перевалов, соответствующих по уровню сложности 3А-3Б, не говоря уже о том, что траверс главной вершины района -- путь, конечно же, более видовой, да и прохождение по гребням во всяком случае безопаснее, чем подъем, скажем, на вечно лавиноопасный пер.?Металлург с его северной, определяющей, стороны.
Выйдя в , пройдя навешенные с вечера 5?веревок и повесив еще 4 (итого 9?веревок, 405?м перил, из которых верхние 2?веревки (95?м) по залитым натечным льдом разрушенным скалам, а остальные по голому льду около крутизной), мы поднялись к на седловину между северной и центральной вершинами массива Каракол. В принципе логичен мог бы быть и другой путь: прямо с Плеча Каракола по водораздельному гребню на северную вершину; в случае наличия снега на склоне этот путь был бы наверняка безопаснее, однако, наш вариант в бесснежных условиях показался нам более простым. К мы поднялись на северный купол Каракола, который является наивысшей из трех его вершин. Купол снежный, тура на нем нет, и сложить его не из чего. Погода была великолепная, и нам открылся вид на ближние и дальние хребты, весь Иссык-Куль от Пржевальска до Рыбачьего, Заилийский Алатау, Акшийрак, Куйлю с его изящным п.?Конституции, и даже Хан-Тенгри вдали. На вершине мы обедали, а заодно сделали маленькую разведку с целью рассмотреть путь спуска на восток.
Каракол, оказывается,-- это не просто одна гора, а целый массив из трех вершин с многочисленными спускающимися с них гребнями и широкими снежными полями между ними. Начиная с высоты примерно 5000?м, эти гребни более круто падают вниз, в долины. Интересующий нас гребень идет, как оказалось, с другой вершины, а именно, с центральной, так что после обеда мы должны были чуть-чуть вернуться назад, пройти дальше на юг, и затем завернуть на восток. Гребень в верхней части широкий, плавно спускающийся на вершинные поля, так что перила больше вешать нам в этот день не пришлось. Выйдя в с обеда, мы к дошли до последнего большого плоского места, где и заночевали. Резвиться с веревками нам предстояло завтра.
Назавтра в мы начали с навешивания одной веревки-шестидесятки по крутому фирновому склону через большой бергшрунд чуть влево от гребня.
Затем, пройдя в связках метров 100 между сераками, вышли на острое фирново-ледовое извилистое, с карнизами то налево, то направо, ребро. Небольшое расстояние (метров 200) по нему удалось пройти просто в связках, затем гребень принял следующий характер: все карнизы, довольно большие, смотрят на северную сторону (так что с северной стороны и по самой макушке идти нельзя), с южной стороны сначала несколько метров, от 2-3 до 10, ледовый, чуть присыпанный снегом, склон крутизной 30-40, далее на юг обрываются километровые скальные стены. Так мы все время и шли между карнизом и скалами, и, так как идти все время траверсом ледового косогора было довольно неудобно и утомительно, а падать очень даже было куда, мы навешивали перила. Впрочем, путь не был суперсложным, и перила вешались, проходились и снимались в быстром темпе. К мы навесили в таком стиле еще 8?веревок по ребру и вышли на следующий широкий, плоский участок гребня. Там мы на скорую руку пообедали, и в продолжили прохождение. Как и с утра, мы навесили шестидесятку по широкому склону вниз, и далее ребро снова сузилось. Навесив еще 10?веревок по узкому, извилистому ребру, как и в первой половине дня, между карнизом и скалами, мы вышли, наконец, к на широкую, удобную для ночевки седловину пер.?Металлург. Таким образом, всего нам пришлось повесить на восточном гребне п.?Каракол в этот день 20?веревок, 975?м перил.
На следующий день, выйдя в , в мы спустились с перевала на л.?Металлург, навесив слева от большого ледового сброса 3?веревки (155?м перил) по примерно 40-градусному льду. Вообще-то пер.?Металлург классифицируется как 3Б, но его определяющая сторона, как и всех без исключения перевалов главного хребта Терскея, северная.
Таким образом, всего на траверсе Каракола от Западного Плеча до л.?Металлург мы навесили 32?веревки (1535?м перил), из которых 9?веревок (405?м перил) на подъеме и 23?веревки (1130?м перил) на спуске, потратив на прохождение 3?дня (один день -- подъем и два дня -- спуск). Пожалуй, этот перевал можно считать достойной тройкой-Б, без халтуры.