next up previous contents
След.: Справочные сведения о группе Выше: Алтай-V-95 Пред.: Содержание

Краткая характеристика района похода.

Катунский хребет -- самый высокий из хребтов Алтая -- протянулся на 150 км с запада на восток и ограничен с юга, запада и севера рекой Катунь, берущей свое начало с его южных склонов, и с востока -- притоком Катуни Аргутом. Наиболее интересной в техническом отношении является центральная часть Катунского хребта -- район п. Белуха (4506), долин рек Кучерла, Аккем, Иедыгем (на севере), верховьев Катуни и Белой Берели (на юге). В этом очень компактном районе имеется большое количество перевалов различной сложности от 1А до 3Б, в том числе несколько весьма интересных перевалов 3А, вокруг и через которые мы и построили свой маршрут.

Наиболее удобные пути подъезда к Катунскому хребту -- с севера, через пос. Тюнгур, куда мы приехали на предварительно заказанном в Бийске микроавтобусе. Имеется также рейсовый автобус (ПАЗ) Горно-Алтайск-Тюнгур, ходящий ежедневно. Далее как по долине Кучерлы, так и по долине Аккема имеются набитые тропы. Эти пути очень популярны у многочисленных ``матрасных'' туристов, которые поднимаются по Аккему до ГМС Аккем или по Кучерле до Кучерлинского озера и по нескольку дней живут там, в связи с чем на Аккеме, например, в районе ГМС давно уже начисто выбраны все дрова, а тропа по Аккему сильно разбита и очень грязная. Возможен также и подъезд с юга, со стороны Восточноказахстанской области, через деревни Урыль, Джамбул, Язевка. Тропы там очень хорошие, даже еще лучше, чем с севера, но в связи с постперестроечными трудностями рейсовый транспорт (автобусы Усть-Каменогорск-Катон-Карагай и, далее, Катон-Карагай-Урыль) ходят весьма нерегулярно, а попутных машин очень мало. Найти ``левую'' машину там тоже довольно трудно -- сказывается нехватка бензина. Перед деревней Урыль имеется пограничный пост, где проверяют пропуска в погранзону. Имеется и еще одно неприятное обстоятельство: последние официальные пункты обмена российских рублей на казахстанские тенге имеются только в Усть-Каменогорске. Поэтому заход или выход через Казахстан, хотя и возможен в принципе, но чреват непредвиденными задержками и прочими трудностями, поэтому к его планированию (в случае если его невозможно избежать) надо отнестись со всей ответственностью. Туристские группы там ходят редко.

Характерной особенностью Белухинского узла Катунского хребта является то, что как сам хребет примерно на 1000 м возвышается над другими соседними хребтами Алтая, так и сам массив Белухи возвышается еще на километр над остальной частью Катунского хребта. Благодаря этому массив Белухи летом притягивает к себе тучи почитай что со всего Алтая, и поэтому погода там летом устойчиво мерзкая (у нас, например, только три дня из двадцати одного была хорошая погода, тогда как в общей сложности пять дней в разных местах мы потеряли на одсидки; какой-либо закономерности в чередовании периодов просто плохой и очень плохой погоды мы тоже не заметили). При этом там обычно летом тепло, дождь может идти в принципе вплоть до высоты Белухи. Поэтому, планируя летний поход в этот район, надо обязательно запастись (кроме терпения) большим количеством полиэтилена, хорошими непромокаемыми палатками, пластмассовые ботинки имеют также большое преимущество перед кожаными (не промокают). И обязательно запланировать 5-7 резервных дней на случай пурговки (т. е. пережидания пурги). Зимой на Алтае погода, как правило, существенно лучше, снега на технически сложных перевалах меньше, чем летом, многие перевалы безопаснее. Но может быть весьма холодно (например, в конце февраля-начале марта 1994 г. за все 15 дней нашего похода температура воздуха ни разу не повышалась выше -30o ; когда к языку примерзает деревянная (!) ложка -- это впечатляет).

Более подробную информацию об особенностях Алтая можно почерпнуть в ``Перечне классифицированных перевалов высокогорных районов СССР'' Л. Б. Директора, М., 1990, с. 536-574.



next up previous contents
След.: Справочные сведения о группе Выше: Алтай-V-95 Пред.: Содержание

Сальников Г. Е., sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 1995 г.