next up previous contents
След.: Выводы и рекомендации. Выше: Техническое описание перевалов. Пред.: Прохождение пер. Большое Берельское Седло (3А, 3520).

Выход через Восточноказахстанскую область.

Выход-выезд через Восточноказахстанскую обл. оказался тоже неслабым препятствием, поэтому его стоит описать подробно. На следующий день после прохождения пер. Бол. Берельское Седло погода опять сильно испортилась. Ночью пошел проливной дождь с ветром. Полдня мы его пережидали, после чего поняли: что под дождем мокнуть, что в палатке -- все едино. За два с половиной часа дошли до впадения р. Кокколь в Белую Берель, промокнув окончательно (в лесу полиэтиленовые накидки больше мешают, чем помогают). Вода в р. Кокколь из-за продолжающегося почти сутки дождя поднялась, наверное, где-то на метр, перейти ее вброд было невозможно, а идти через мокрую тайгу вверх по течению искать мост не климатило. Решили на этом берегу заночевать. К счастью, там росло невообразимое количество разных грибов: маслята, сыроежки, рыжики, грузди и др. С грибами мы сэкономили себе на целый день продуктов. Сухие кедровые дрова тоже, несмотря на дождь, нашлись, и мы высушили у костра намокшие вещи.

К ночи дождь прекратился, и к утру вода в реке спала. Перешли Кокколь вброд по колено. За два часа по мокрым кустам дошли до моста через Белую Берель, перешли на правый берег. Дальше идет хорошая дорога. К вечеру дошли до летовки Серсембай, там выменяли продуктов на веревку.

На следующий день мы дошли до турбазы ``Язевое озеро''. Дорога идет проезжая, но машины по ней не ходят: благодаря перестройке бензина нет. Дополнительная проблема -- казахстанские тенге, которых у нас не было. Тем не менее, как-то нам удавалось выменивать продукты на российские рубли. Из других видов оплаты популярностью пользуются три вещи: веревка, спирт и складной ножик.

На следующий день, пройдя деревню Язевку, мы вышли на трассу от Рахмановских Ключей. Хотя санаторий в Рахмановских Ключах теперь не функционирует, и машины туда не ходят, мы попробовали наколдовать себе машину с помощью примуса. Примус сработал безотказно, и на КамАЗе с дровами мы проехали километров тридцать через пос. Берель в сторону Урыля (от Язевки до Берели 15 км, до Урыля -- 45 км). Там мы в течение нескольких часов ждали, но попутные машины по дороге не проходили, если не считать одной с двумя вдребезги пьяными водителями, от которых мы насилу отвязались. По идее, по этой дороге ходит автобус ПАЗ Джамбул-Берель, но и его не было. Прошли еще километров пять пешком, вышли на покос, там один водитель предложил вечером после конца рабочего дня отвезти нас в пос. Джамбул, и мы с ним договорились. Все водители жалуются на проблемы с бензином, который им выдается нищенскими мерками, но в то же самое время местные мелкие начальники разъезжают на машинах уровня ГАЗ-66, особо о бензине не заботясь.

Переночевав в Джамбуле в избе одного водителя, наутро мы перешли в пос. Урыль (около 4 км пешком). Из Урыля теоретически ходит в райцентр Катон-Карагай автобус ПАЗ (до Катона около 80 км), но практически он ходит не каждый день и без определенного расписания. К счастью, нам повезло: в этот день в Казахстане проводился референдум, и автобус пришел. Снова возникла проблема с тенге. Нас взяли в автобус с российскими рублями в надежде обменять их на тенге в Катон-Карагае. Не тут-то было: в Катоне рубли тоже не меняют, так что поневоле получилось так, что мы водителя обманули, оставив его с рублями (заплатили за 7 человек 100 тыс. р.). На выезде из Урыля есть погранзастава, где у всех проверяют паспорта и пропуска. Паспорта у нас быи в порядке, а в качестве пропуска сработала маршрутная книжка.

Из Катона в Усть-Каменогорск (расстояние около 400 км) также теоретически ходит автобус ПАЗ (рано утром), но практически мы уже были морально готовы к тому, что вероятность того, что он назавтра пойдет, равна {12} . Вечером договорились с левым автобусом, на котором доехали до Усть-Каменогорска. Платить пришлось тоже рублями (615 тыс. р. за 7 человек): Усть-Каменогорск -- ближайшее место, где можно обменять деньги. За Катон-Карагаем есть таможня, но наш автобус интереса у таможенников не вызвал.

В Усть-Каменогорске и дальше проблем с транспортом больше не было. Билет на поезд до Барнаула стоит 650 тенге.

В общем, хотя мы и добрались с грехом пополам до дома, но, учитывая послеперестроечные проблемы с транспортом, нам могло и меньше повезти. Другим группам повторять наш эксперимент по выходу с Алтая через Казахстан не рекомендуем.



next up previous contents
След.: Выводы и рекомендации. Выше: Техническое описание перевалов. Пред.: Прохождение пер. Большое Берельское Седло (3А, 3520).

Сальников Г. Е., sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 1995 г.