Итоги, выводы и рекомендации

Пройденный нами спортивно-туристский горный маршрут по Центральному Тянь-Шаню, в районе ледника Южный Иныльчек и его притоков, включает в себя пять отдельных локальных препятствий. Из двух определяющих перевалов один — пер. Российской Экспедиции — представляет собой классическую 3Б, пройденную при наличии актуального описания и в соответствии с этим описанием. Перевал пройден в хорошем темпе, фактически за полтора дня (не считая подходов), с одной высокой ночевкой в районе седловины с определяющей подъемной стороны. Прохождение пер. Российской Экспедиции туристской группой с еще более высокой скоростью вряд ли возможно. Второй перевал — Плато Шмидта — гораздо труднее; это вообще самое сложное препятствие в пройденном маршруте. Плато Шмидта представляет собой "развесистую", навороченную 3Б, с длинным и технически сложным подъемом, с более чем тысячеметровым технически сложным спуском, при этом подъемный и спусковой участки разнесены между собой на 6 км, а между ними лежит фирновое плато. На полное прохождение Плато Шмидта наша группа потратила, не считая подходов, пять дней. Поскольку изначально была поставлена цель прохождения этого перевала по новому, ранее не исследованному пути, группе потребовалось совершить пять глубоких разведок. Теперь, имея полную информацию, тратить здесь время на разведки уже не обязательно, и Плато Шмидта можно пройти быстрее. Но все равно полное прохождение потребует как минимум три дня в напряженном темпе.

Следующим по фактической сложности препятствием после двух троек-Б оказалось то, что не ожидали: самый первый перевал на маршруте, акклиматизационный — Четырех, 2Б согласно "Перечню". После быстрого подъема, соответствующего старинным описаниям из 80-х годов прошлого тысячелетия, внезапно оказалось, что предписанного спуска с перевала больше нет: ледопад подвинулся, и теперь там пройти нельзя. Попав таким образом в тупик, группа не сдалась и принялась искать иные варианты прохождения, потратив в итоге полдня на разведки. Разумеется, группа была технически и тактически готова идти и по более сложному пути, чем задокументированный в "Перечне" и в старых отчетах. Найденный и успешно пройденный новый вариант спуска через скальный пояс фактически повышает категорию сложности пер. Четырех до 3А — теперь он стал похож на Шини-Бини в миниатюре. Поскольку внешний вид проблемного ледопада не дает оснований предполагать там существование более простого прохода (если даже поставить себе цель провесить весь ледопад, все равно такой путь будет еще сложнее, чем по скалам), то наше предложение: скорректировать фактически повысившуюся сложность пер. Четырех в "Перечне".

Остальные препятствия были не то чтобы совсем уж простые, но достаточно "рядовые", с предсказуемой тактикой прохождения и свежими описаниями. Пер. Каинды, пройденный насквозь — бывшая 3А, относительно недавно девальвированная до 2Б*. Этот перевал двусторонний, нашей группе потребовалось 10 полноценных ледовых веревок для его прохождения, и трудно представить себе условия, при которых перильных веревок может оказаться меньше. Более того, нам снова, как уже случалось в прошлых походах, не удалось пройти перевал за один день (пришлось прекратить попытку спуска из-за повышенной опасности склона в середине дня). Наше мнение: истинная сложность пер. Каинды соответствует 3А, а до 2Б он был понижен необоснованно. И хотя перевал, который ходят часто, становится тактически понятнее и проще, но техническая сложность есть техническая сложность, она-то никуда не исчезает ни при втором прохождении, ни при двадцать втором.

К сожалению, пришлось отказаться от прохождения траверса п. Красной Армии (его фактическая сложность оказалась гораздо выше, чем мы ожидали, при недостаточном резерве времени для импровизаций). Из за этого и пер. Арбат у нас получился только радиально. Мы полагаем, что подъем на пер. Арбат вместе со всеми разведками (траверс участка хребта на юг в сторону п. Красной Армии и затем на север в сторону пер. Каинды) и спуском по пути подъема можно считать объединенным препятствием — связкой, пройденной радиально (в сумме 3А).

И хотя формально количество пройденных ЛП в маршруте небольшое, всего пять, надо учесть что одно из них — Плато Шмидта — вполне могло бы рассматриваться и как два перевала 3Б, один на подъем, другой на спуск, если бы с того 6-километрового фирнового плато, которое лежит между подъемом и спуском, был какой-нибудь несложный выход в долину. На самом деле то и другое нелогично раздельно классифицировать просто потому, что по отдельности они не ходятся.

Общий километраж на маршруте довольно напряженный: 293 км (с коэффициентом 1,2). Причем, надо учесть, что все это не по ровной дороге и даже не по тропе, а по достаточно корявому леднику. Из полного километража в зачет идет только 189 км. Может показаться идиотским такое построение нитки маршрута, про котором группа трижды проходит один и тот же протяженный участок. Но надо напомнить следующее стратегическое условие: изначально не было известно, удастся ли организовать вертолетную заброску части груза к лед. Звездочка. Из-за этого ограничения маршрут был построен так, чтобы оставалась возможность занести весь груз на ледник своими силами. Весь маршрут занял 32 дня, при двух дневках и одном пурговании. Максимальная высота 5632 м достигнута в процессе прохождения Плато Шмидта, она же и максимальная высота ночевки. За весь поход в сумме группа провесила 62 веревки, 3100 м перил.

Темп движения группы на подходах оказался ниже, чем было запланировано. Наверное, отчасти это можно связать с некоторыми недостатками в физической подготовке. Но на самом-то деле значительную негативную роль сыграла постоянная плохая погода. Фактически мы двигались только по полдня: почти каждый день в обед налетала такая непогода, что идти дальше было либо вовсе не реально, либо как минимум нецелесообразно. Отставания от графика, вызванного непогодой, к концу маршрута накопилось 4 дня, плюс к тому один день мы потратили на пер. Четырех, когда были вынуждены искать новый путь спуска. Из-за накопленного отставания нам не хватило времени на запланированную завершающую часть маршрута. Как оправдание можно отметить: темп прохождения на всех без исключения технически сложных участках был высокий, группа работала на веревках быстро и слаженно, без каких-либо непроизводительных потерь времени. Также не приходит на память ни один такой момент, где группа оказалась бы в ситуации повышенной опасности, или хотя бы в растерянности. За весь поход не возникло ни одной критической ситуации, когда что-то могло бы выйти из-под контроля, техническая работа шла как будто сама собой, как запрограммированная.

Элементов новизны в маршруте два. Новый вариант спуска с очень давно не хоженого пер. Четырех невозможно было предположить заранее. Но когда группа уперлась в эти разломы, то волей-неволей пришлось импровизировать в режиме первопрохождения. Зато найденный новый вариант от состояния ледопада больше не зависит. Второй элемент новизны — запланированное прохождение подъема на Плато Шмидта по новому пути. Новый вариант подъема не только не имеет общих участков с "классическим", он совершенно другой и по техническому характеру, и в аспекте безопасности. Теперь, имея два таких разных варианта, группа может выбрать наиболее адекватный фактически складывающимся условиям, что, конечно же, повышает надежность прохождения всего перевала. У нас была запланирована и разведка с целью поиска нового варианта спуска с Плато Шмидта, и мы такую разведку провели. Сопоставив все нюансы, мы пришли к выводу, что в данных условиях следует использовать не альтернативный, а ранее пройденный вариант спуска по Кулуару-97. Но и этот повторный спуск объективно полезен, если учесть, что предыдущее прохождение имело место аж 24 года назад, за такой срок состояние кулуара могло сильно измениться.

О неблагоприятной погоде на маршруте уже было сказано, но хочется добавить следующее. Еще в процессе подготовки мы обсуждали, в какие сроки лучше планировать путешествие. Было мнение (которому мы последовали), что надо сдвинуть поход на более ранние сроки: с августа на середину июля. Теперь, по фактическому прохождению, мы не можем утверждать, что сдвиг сроков имел смысл. И в июле, и в августе погода была в среднем одинаково плохая, а немногие погожие деньки случались в конце похода так же, как и в его начале. Рассуждая задним числом, можно было бы с тем же успехом отправиться в поход и в начале августа.

Частные рекомендации по прохождению каждого перевала представлены в конце технического описания этого перевала. В качестве "общего" пожелания хотелось бы выразить надежду, что после нашего повторного (через 24 года) полного прохождения Плато Шмидта, с обнаружением нового варианта подъема и практическим подтверждением надежности варианта спуска, чаще будут находиться желающие посетить это уникальное место с потрясающими видами, недоступными где-либо еще. Удачи!

Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2021 г.