Общая смысловая идея похода

Район восточной части Центрального Тянь-Шаня (он же, другими словами, район ледника Иныльчек, или район Хана–Победы) за последние лет 20–25 стал хорошо освоен, относительно легкодоступен и довольно популярен у горных туристов. С точки зрения туристской классификации Центральный Тянь-Шань достаточно полно охарактеризован в "Перечне высокогорных перевалов" и других источниках, так что нет большой нужды дублировать общеизвестную информацию в данном отчете. Остановимся лишь на особенностях описываемого маршрута и тех специфических факторах текущего сезона, которые существенно повлияли на его построение.

Год 2020 у горных туристов, за малым исключением, выдался неудачным. Из-за "Великого Карантина" можно было ходить по сути только на Кавказ или на Алтай. Все по-настоящему высокогорные районы были на замке. Так что в 2021 г. истосковавшиеся горники готовы были отправиться хоть к черту на рога, лишь бы в какое-нибудь не то же самое место (не на Алтай, не на Кавказ).

Наша группа предпочитала, по возможности, сложный маршрут в высокогорном районе. Например, шестерку на Памире. К сожалению, всемирная эпидемия никак не кончалась. Когда весной нужно было уже как-то определяться с концепцией маршрута, Таджикистан все еще был закрыт для россиян. И хотя позже, теоретически, появились авиарейсы на Душанбе, но практически, это было только из Москвы (тогда как мы живем, на минуточку, в Новосибирске, и Москва нам вовсе не по пути), а главное, цены за билеты Москва–Душанбе были совершенно не адекватны возможностям большинства участников. Таким образом, реальной возможности выбраться на Памир в 2021 г. у новосибирцев не было. Оставалась фактически единственная открытая страна с вменяемым порядком въезда и выезда, на территории которой много высоких гор — это была Киргизия с ее Центральным Тянь-Шанем. Туда мы в итоге и собрались.

Всеобщая пандемия наложила некоторые ограничения и на построение нашего маршрута. Вообще-то, при прочих равных условиях, более красив маршрут, близкий к линейному (или к большому кольцевому) с несколькими сложными и высокими перевалами, более или менее равномерно расположенными в нитке маршрута. Например, такой, как получился у одной из групп нашего же клуба в далеком 1997 г. Однако специфика района такова, что для прохождения подобного маршрута совершенно необходима заброска части груза в верховья лед. Иныльчек — примерно в то место, где в докоронавирусную эпоху базировались МАЛы. Проблема в том, что никак не поступала достоверная информация, будет в этом году МАЛ на Южном Иныльчеке или не будет, полетит туда вертолет, в который можно будет закинуть небольшую забросочку, или нет. Мы вынуждены были учитывать вероятность того, что и в этом году вертолета на Иныльчек может не быть, и планировать маршрут таким образом, чтобы иметь запасную возможность, при худшем развитии событий, занести такую заброску своими силами. И хотя позже, уже перед самым началом сезона, появилась благоприятная информация, что вертолет наверняка будет летать, мы уже настроились на разработанный маршрут и менять его не стали. Дополнительную роль сыграло нежелание в общих чертах повторять свой же маршрут 1997 г. Как бы ни выглядел красиво тот маршрут, сейчас надо было непременно придумать что-нибудь новое для себя.

В качестве главного препятствия мы избрали сложный, практически не посещаемый, технически интересный и очень видовой перевал Плато Шмидта (3Б). При этом ставилась задача найти другой путь подъема на Плато, предположительно, обладающий преимуществами перед ранее пройденным, а возможно, и другой путь спуска, если он также окажется лучше.

Перед Плато Шмидта для акклиматизации и для "разгона" нужно было зайти в район и пройти пару-тройку перевалов попроще. Но простейший перевал — Каинды — повторять не хотелось, руководитель и некоторые из участников на нем уже были. А чтобы делать в начале маршрута что-то более изощренное и при этом не перетаскивать 40-килограммовые рюкзаки через перевалы 3Б, обязательно нужна была заброска перед Плато Шмидта, где-нибудь на лед. Комсомолец. Отсюда логически вытекала такая нитка маршрута.

  1. Заход в район по Южному Иныльчеку с подносом своими силами заброски на лед. Комсомолец. Чтобы не тащить по бугристому Иныльчеку чересчур тяжелые рюкзаки, часть груза для начала маршрута выложить в низовьях, в районе лед. Путеводный. Для предварительной акклиматизации, и чтобы не ходить ради одной заброски, пройти там, в районе лед. Комсомолец, какой-нибудь подходящий перевал. В качестве "подходящего" мы пытались рассматривать разные варианты, но фактически такой перевал там был единственный — давно не посещавшийся, несложный (как мы думали, ничтоже сумняшеся) пер. Четырех. Эту часть маршрута мы прошли полностью, но с серьезными потерями по времени, прежде всего, из-за неблагоприятной погоды, а также из-за подвижки ледопада пер. Четырех, вынудившего после предварительной глубокой разведки спускаться с перевала по новому, ранее никем не пройденному пути.
  2. Получив на пер. Четырех первую акклиматизацию, надо было вернуться на лед. Путеводный и через несколько более серьезных перевалов выйти на Комсомолец. Задачи этого кольца были выполнены только частично. Запланированный траверс п. Красной Армии не удался (его сложность оказалась существенно выше предполагаемой), и, чтобы попасть на лед. Комсомолец, все-таки пришлось проходить запасным вариантом старый добрый пер. Каинды.
  3. Прохождение Плато Шмидта было выполнено в соответствии с запланированным основным вариантом, а именно, с подъемом по принципиально новому пути. Новый вариант подъема имеет ряд преимуществ перед "классическим" вариантом 1997 года. Хотя он более протяженный и трудоемкий, он более надежен и безопасен, особенно в случае неблагоприятной снежной обстановки. Что же касается спуска с Плато Шмидта, то в результате тщательной разведки мы установили, что самым безопасным вариантом является, по-видимому, спуск по кулуару 1997 года.
  4. В качестве заключительного сложного элемента маршрута был запланирован высотный траверс, восхождение или перевал в районе пика Военных Топографов. К сожалению, все запасы времени оказались израсходованы, так что ни траверс, ни даже радиальный выход на высокую гору мы сделать уже не успевали. Но оставшиеся до выхода из района два дня мы не валялись на солнышке пузом кверху, а все-таки сделали выход в верховья лед. Демченко, под пер. Иныльчекский — с целью фотографирования этого редко посещаемого цирка на случай планов на будущее.
Перед выездом в Киргизию все участники (кто не успел раньше) озадачились вакцинацией, у всех были QR-коды. Прививочные сертификаты у нас спрашивали дважды: на регистрации в аэропорту Новосибирска, и потом, перед паспортным контролем в киргизском аэропорту Тамчи (Иссык-Куль). Заброску в район Иныльчека туристы осуществляют чаще всего по автодороге до базы Ат-Джайлоо. Такую заброску, а также пропуска в погранзону, нам обеспечил Игорь Ханин, за что ему от нас большая благодарность. Небольшая часть груза в МАЛ на Южный Иныльчек была заброшена вертолетом фирмы "Аксай Тревел". Также на Ат-Джайлоо удалось договориться с местными чабанами о заброске части груза до языка лед. Иныльчек — первые 20 км маршрута, где есть конная тропа — на лошадях. Обратное возвращение из района прохождения маршрута осуществлялось тем же самым путем, с использованием услуг Игоря Ханина.

Погода на Иныльчеке в этом году была плохая. Так, например, по прошлому опыту, в МАЛе на морене лед. Звездочка обычно днем ходили в майке с коротким рукавом и в шлепанцах. В этот раз там лежал снег по щиколотку, не успевающий растаять за день, снимать с себя теплую куртку никто не торопился, а ночью и по утрам на морене был внятный минус. В среднем каждую вторую половину дня приходила такая непогода, которая практически не давала возможности двигаться по маршруту. Из-за этого на многих участках прогонов по ледникам мы шли фактически по полдня, что негативно сказалось на темпе прохождения маршрута.

Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2021 г.