Район восточной части Центрального Тянь-Шаня (он же, другими словами, район ледника Иныльчек, или район Хана–Победы) за последние лет 20–25 стал хорошо освоен, относительно легкодоступен и довольно популярен у горных туристов. С точки зрения туристской классификации Центральный Тянь-Шань достаточно полно охарактеризован в "Перечне высокогорных перевалов" и других источниках, так что нет большой нужды дублировать общеизвестную информацию в данном отчете. Остановимся лишь на особенностях описываемого маршрута и тех специфических факторах текущего сезона, которые существенно повлияли на его построение.
Год 2020 у горных туристов, за малым исключением, выдался неудачным. Из-за "Великого Карантина" можно было ходить по сути только на Кавказ или на Алтай. Все по-настоящему высокогорные районы были на замке. Так что в 2021 г. истосковавшиеся горники готовы были отправиться хоть к черту на рога, лишь бы в какое-нибудь не то же самое место (не на Алтай, не на Кавказ).
Наша группа предпочитала, по возможности, сложный маршрут в высокогорном районе. Например, шестерку на Памире. К сожалению, всемирная эпидемия никак не кончалась. Когда весной нужно было уже как-то определяться с концепцией маршрута, Таджикистан все еще был закрыт для россиян. И хотя позже, теоретически, появились авиарейсы на Душанбе, но практически, это было только из Москвы (тогда как мы живем, на минуточку, в Новосибирске, и Москва нам вовсе не по пути), а главное, цены за билеты Москва–Душанбе были совершенно не адекватны возможностям большинства участников. Таким образом, реальной возможности выбраться на Памир в 2021 г. у новосибирцев не было. Оставалась фактически единственная открытая страна с вменяемым порядком въезда и выезда, на территории которой много высоких гор — это была Киргизия с ее Центральным Тянь-Шанем. Туда мы в итоге и собрались.
Всеобщая пандемия наложила некоторые ограничения и на построение нашего маршрута. Вообще-то, при прочих равных условиях, более красив маршрут, близкий к линейному (или к большому кольцевому) с несколькими сложными и высокими перевалами, более или менее равномерно расположенными в нитке маршрута. Например, такой, как получился у одной из групп нашего же клуба в далеком 1997 г. Однако специфика района такова, что для прохождения подобного маршрута совершенно необходима заброска части груза в верховья лед. Иныльчек — примерно в то место, где в докоронавирусную эпоху базировались МАЛы. Проблема в том, что никак не поступала достоверная информация, будет в этом году МАЛ на Южном Иныльчеке или не будет, полетит туда вертолет, в который можно будет закинуть небольшую забросочку, или нет. Мы вынуждены были учитывать вероятность того, что и в этом году вертолета на Иныльчек может не быть, и планировать маршрут таким образом, чтобы иметь запасную возможность, при худшем развитии событий, занести такую заброску своими силами. И хотя позже, уже перед самым началом сезона, появилась благоприятная информация, что вертолет наверняка будет летать, мы уже настроились на разработанный маршрут и менять его не стали. Дополнительную роль сыграло нежелание в общих чертах повторять свой же маршрут 1997 г. Как бы ни выглядел красиво тот маршрут, сейчас надо было непременно придумать что-нибудь новое для себя.
В качестве главного препятствия мы избрали сложный, практически не посещаемый, технически интересный и очень видовой перевал Плато Шмидта (3Б). При этом ставилась задача найти другой путь подъема на Плато, предположительно, обладающий преимуществами перед ранее пройденным, а возможно, и другой путь спуска, если он также окажется лучше.
Перед Плато Шмидта для акклиматизации и для "разгона" нужно было зайти в район и пройти пару-тройку перевалов попроще. Но простейший перевал — Каинды — повторять не хотелось, руководитель и некоторые из участников на нем уже были. А чтобы делать в начале маршрута что-то более изощренное и при этом не перетаскивать 40-килограммовые рюкзаки через перевалы 3Б, обязательно нужна была заброска перед Плато Шмидта, где-нибудь на лед. Комсомолец. Отсюда логически вытекала такая нитка маршрута.
Погода на Иныльчеке в этом году была плохая. Так, например, по прошлому опыту, в МАЛе на морене лед. Звездочка обычно днем ходили в майке с коротким рукавом и в шлепанцах. В этот раз там лежал снег по щиколотку, не успевающий растаять за день, снимать с себя теплую куртку никто не торопился, а ночью и по утрам на морене был внятный минус. В среднем каждую вторую половину дня приходила такая непогода, которая практически не давала возможности двигаться по маршруту. Из-за этого на многих участках прогонов по ледникам мы шли фактически по полдня, что негативно сказалось на темпе прохождения маршрута.
Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru