Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремнабор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению сложных горных походов. Все снаряжение функционировало весь поход безукоризненно, за исключением, как ни странно, горных ботинок. Пластиковые ботинки у двоих участников к концу маршрута развалились практически в хлам (причем, разной конструкции и от разных фирм). Почти с начала, и до конца похода их приходилось часто ремонтировать, а одна пара дошла до состояния, вообще не подлежащего восстановлению.

НБН: Просящие каши ботинки "Скарпа" НБН: Убитые в хлам ботинки "Асоло" (точка съемки: N 42.191231, E 79.636769)

Специальное групповое снаряжение
Основные веревки 4 шт. по 50 м (2 шт. 9 мм, 2 шт. 10 мм)
Расходная веревка Ø 8 мм 1 шт. (30 м)
Репшнур Ø 6 мм 1 шт. (60 м)
Крючья скальные 6 шт. в ассортименте
Крючья якорные 4 шт.
Закладухи 5 шт. (3 стоппера, 2 камалота)
Петли станционные 4 шт. длинных
Ледобуры 13 шт.
Ледосброс 2 шт.
Щит-снегосброс 2 шт.
Карабины общественные 26 шт.
Ледовый инструмент 1 шт.
Лавинная лопата 2 шт.
Снежная пила 2 шт.
Выколотки (прочищать ледобуры) 3 шт.
Специальное личное снаряжение
Айсбайль (ледоруб) 1 шт.
Кошки 1 пара
Страховочная система 1 шт.
Зажим (жумар) 1 шт.
Спусковое устройство 1 шт.
Карабины личные 5 шт.
Каска 1 шт.
Снегоступы 1 пара

Большинство снаряжения на маршруте интенсивно использовалось. Не понадобились скальные крючья, потому что все станции на скальном спуске удалось сделать на скальных выступах (но при этом вся расходная веревка была полностью истрачена). В группе было два ледовых инструмента с коротким древком (один у участника и один общественный), и у двоих участников были самодельные инструменты-"шакалы" с длинным прямым древком, с которыми тоже можно лезть по любому льду, но можно и страховаться на снегу. Один из инструментов и оба "шакала" были с молотками для скальной работы, другой инструмент и несколько ледорубов — с лопатками, чтобы при необходимости долбить фирн. В остальном модели личных ледорубов не регламентировались.

В группе был спутниковый телефон системы "Thuraya" старой модели (вес 250 г). Считается, что старые модели "Турайи", не имеющие современных "наворотов", более экономно расходуют электричество. Симкарты от "МТС" год назад почему-то перестали функционировать в этих спутниковых телефонах, что-то там МТС-овцы у себя испортили. Мы пользовались симкартой от "Билайн", в течение похода неоднократно отправляли СМС нашему куратору в Новосибирск, и никаких проблем со связью ни разу не замечали. Носили мы телефон в выключенном состоянии отдельно от аккумулятора, во избежание саморазряда. Кроме того, в начале похода мы пользовались спутниковым трекером от "Garmin", но для обеспечения связи со сходящим с маршрута участником после прохождения пер. Четырех пришлось оставить трекер у него. Страховка на время прохождения маршрута оформлялась в компании "СОГАЗ", страховая сумма 35000 USD на каждого участника. На маршруте мы уделяли особое внимание требованиям безопасности, всеми силами стараясь не проверять, насколько добросовестно эта страховая компания исполняет обязательства при наступлении страховых случаев, и гордимся, что нам удалось пройти маршрут надежно и безаварийно!

Расчет продуктов на весь поход был стандартным: 600 г на человека в день. Интересующиеся могут ознакомиться с подробностями из файла rasklad2021d.xls, прилагающегося на DVD диске с электронной версией отчета. В этом файле находится полная раскладка продуктов питания на запланированный маршрут. Бензин в количестве 35 л брали на заправке в Караколе и затаривали в пластиковые бутылки из-под минеральной воды. При затаривании бензина сыпали на дно каждой бутылки по ложке предварительно прокаленного гранулированного силикагеля. Силикагель эффективно сорбирует вредные примеси, превращая даже "ослиную мочу" во вполне качественное топливо для примусов. Чтобы закончить рекомендации относительно горючего, отметим, что имеющийся в продаже в хозяйственных магазинах бензин марки "нефрас" для примусов не годится. Гореть-то нефрас горит, но это не топливо, а бензин-растворитель, он готовится из ароматических фракций, которые сильно коптят и разъедают резиновые прокладки. Еще советуем не заливать бензин в бутылки из-под пива и сладких напитков, так как растворенные в бензине следы неотмытого сахара приводят к быстрому забиванию нагретых частей примуса коксом. В походе мы пользовались самодельным примусом системы "Горын", сделанным из трех модифицированных для увеличения мощности голов от "Шмеля-2" с выносным пластиковым бачком от автомобильного огнетушителя и велосипедным насосом. Горын работал весь поход безукоризненно.

Весь поход, включая расходы на дорогу, страховку и продукты питания, обошелся приблизительно в 70 тыс. р. на человека от Новосибирска до Новосибирска.

Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2021 г.