[*] [*] [*] [*]
След.: Пер. Дикий (3Б, 5500) Выше: Техническое описание перевалов Пред.: Пер. Каинды (3А, 5200)

Пер. Плато Шмидта (3Б, 5300)

Плато Шмидта - это новый перевал, впервые появившийся только в ``Дополнениях и изменениях к перечню классифицированных перевалов высокогорных районов СССР'' в 1992 г. Перевал замысловатым образом ведет с л. Комсомолец сразу на л. Дикий через верхнее плато л. Пролетарский Турист. Спуска с Плато на л. Пролетарский турист, вероятно, просто нет из-за непроходимого ледопада. Наши попытки раздобыть хоть какую-то информацию об этом перевале не увенчались успехом. Даже такие корифеи Центрального Тянь-Шаня, как сами составители ``Перечня...'' Л. Б. Директор, В. Ю. Попчиковский, А. Э. Ярошевский, с которыми мы при подготовке маршрута связывались по телефону, сказали, что первый раз об этом перевале слышат и не знают, где он находится, откуда появилось упоминание о нем в ``Перечне...'' и ходил ли его вообще кто-нибудь. Вся информация, которой мы обладали, это были: фотография в одном из отчетов в библиотеке Московского клуба туристов со стороны подъема, а именно, очень издалека, примерно с пер. Железнодорожник; наша собственная фотография склона на спуск, сделанная с пер. Дикий в 1988 г.; да еще фотография ледопада Пролетарского Туриста, сделанная нами в том же году с л. Юж. Иныльчек. Таким образом, конкретной информации о том, каким именно путем проходится Плато Шмидта, у нас не было, и нам пришлось на нем импровизировать, как в случае первопрохождения 1.

Подход под перевал по л. Комсомолец проблем не представляет: ледник ровный, в основном открытый, трещин мало. Подойдя под перевал, на следующий день мы совершили разведку пути подъема и предварительную навеску четырех веревок (220 м перил). Вечером мы пережили легкое землетрясение, вызвавшее синхронный сход одновременно семи лавин со всей видимой нами северной стены хр. Кокшаалтоо от п. 6200 до п. Кирова. В этот же день было решено отправить домой по л. Комсомолец и Юж. Иныльчек двоих заболевших участников (В. Первозванского с ангиной и И. Зырянова с обострением гастрита) и с ними Л. Сербуленко сопровождающим. С утра они и отправились вниз. Мы их, как полагается, снабдили одной веревкой 50 м, палаткой, примусом, некоторым количеством железа и т. п.

Подъем на пер. Плато Шмидта происходил таким образом. Проводив троих сходивших с маршрута участников, мы вышли в 745 с места ночевки и в 845 подошли непосредственно под перевальный взлет. По первой навешенной с вечера веревке (60 м) поднялись выше ледопада. Веревка шла слева по ходу от ледопада по очень крутому (до 80o ) ледовому склону между ледопадом и скальным ребром. Вторая веревка (50 м) полого поднималась под скалами по снежно-ледовому склону выше ледопада. Следующие две навешенные с вечера веревки шли прямо вверх по скальному кулуару средней крутизной 45-50o . Кулуар извилистый, с большим количеством скальных выступов и не очень крутой, поэтому не сильно камнеопасный, хотя сами скалы сильно разрушенные, и организовывать на них страховку надо крайне внимательно. Отдельные участки кулуара, где камнеопасность была повышена, проходили поочередно.
Пройдя вчерашние веревки, мы продолжили навеску перил по кулуару. Дальше шли еще две веревки (30+60 м), после чего кулуар вывел нас на скальное ребро. Следующий участок, 150-200 м по некрутому ( 40o ) разрушенному скальному ребру мы прошли в связках с одновременной страховкой. Затем подъем стал круче, и, навесив еще две веревки (50+60 м), к 1400 мы вышли под ледовые сбросы выше скал. Между скалами и сбросами был участок умеренно крутого ледового склона ( 40-50o ), навесив на котором еще четыре веревки (220 м перил) косым подъемом вправо вверх, мы вышли в проход между ледовыми сбросами. Навесив из прохода еще 50 м горизонтальных перил влево по снегу, мы к 1800 оказались на полке выше сбросов. Пройдя еще метров 50-100 пешком в связках наверх по довольно сильно заснеженному склону, к 1900 мы поднялись на Плато, где и заночевали.
На следующий день, выйдя в 845 , к 1140 мы пересекли Плато и вышли на его восточный край, под п. Неру. Плато действительно большое и плоское, без трещин, идти по нему в снегоступах - одно удовольствие. Северная стена Кокшаалтоо достаточно далеко и опасности не представляет. Тура нет, и сложить его не из чего - везде снег. С Плато открывается великолепный вид на пики Хан-Тенгри, Неру и Победы. После обеда мы совершили разведку и выбрали в качестве места спуска небольшую седловину на гребешке чуть выше большого широкого седла - это было единственное место без карнизов. Спускаться в этот день мы не стали: склон восточной экспозиции уже давно освещался солнцем, и, вероятно, мог быть опасен.
На следующий день, выйдя с места ночевки в 630 , мы подошли к предварительно выбранной седловине и в 700 начали спуск. Навесив на спуске 21 веревку (1150 м перил), мы к 1600 вышли на л. Дикий. Спуск с Плато Шмидта представляет собой длинный снежно-ледово-скально-водный кулуар средней крутизной около 50o . Верхняя веревка у нас была закреплена на щите-снегосбросе, остальные двадцать - на ледобурах. Разумеется, мы шли не по дну кулуара, а в основном по его правому борту, иногда переходя и на левый борт. В самой ложбине лежало немного мокрого снега, часто встречались небольшие скальные выходы, и случайно оброненный (или упавший сам по себе) камень сильно не разгонялся и далеко не летел, так что камнепадоопасность была незначительной. Лавинной опасности также не было: снега слишком мало. Основную трудность представляло то, что была очень большая вероятность после сдергивания ледосбросов запутать их в скалах или в протекающем по кулуару ручье. Нам удалось ни одну из 21 веревки не запутать, однако спускаться приходилось со всеми мерами предосторожности.

В этот же день мы прошли по л. Дикий еще ниже и в 1750 заночевали на сухих моренах у теплого озера под пер. Дикий Сев.

Тем самым, при прохождении (или первопрохождении, если вдруг окажется, что до нас его никто не ходил) 1 пер. Плато Шмидта мы навесили на подъеме 13 веревок (690 м перил) и на спуске 21 веревку (1150 м перил); итого 34 веревки (1840 м перил). Мы считаем, что выбранный нами путь подъема является оптимальным, в том числе и при прохождении его в обратном направлении. Что же касается пути спуска с Плато на л. Дикий, то тут путь неоднозначен. Вниз ведет большое количество разных кулуаров и гребешков, большинство из них похожи на огромные скальные ступени, причем на каждой лежит большая снежная шапка с внушительным нависающим карнизом. Дюльферять раз так ...дцать по этим ступенькам - удовольствие ниже среднего. Путь спуска с широкой седловины левее вершинки 5300 в следующий к северу за нашим цирк л. Дикий мы отвергли, так как с нашей седловины там был виден огромный сброс в верхней части, а нижняя не просматривалась вообще (спустившись на л. Дикий, мы выяснили, что нижняя часть этого пути спуска относительно ровная и пологая, впрочем, не настолько, чтобы можно было идти без навески перил, но лавиноопасная: там были видны многочисленные лавинные выносы, в том числе несколько маленьких, но свежих). Путь спуска правее нашего, через пьедестал под п. Неру, нам также не понравился. На первый взгляд он выглядит привлекательно, но, если посмотреть с пристрастием, то на нем тоже висят большие карнизы, а главное, приходится проходить под стеной п. Неру, с которой возможен сход огромных лавин (во всяком случае, нижняя часть этого пути была переметена ими). Выбранный нами спуск, возможно, единственный, где на пути не встречаются сбросы и карнизы, и куда не залетают большие лавины и камнепады, хотя со стороны л. Дикий он выглядит довольно устрашающе, и то, что в этом месте идти лучше, чем в других, не кажется очевидным. Использовать наш путь на подъем также должно быть удобно, хотя не исключено, что, хорошенько просмотрев путь на следующую за нашей к северу широкую седловину, можно подняться и там, если найти проход между ледовыми сбросами в верхней части, возможно, через вершину 5300. Путь через пьедестал Неру, хоть он и используется иногда альпинистами при восхождениях на п. Неру, мы бы не рекомендовали: если пойдет лавина со стены, а они там наблюдаются регулярно, то шансов остаться в живых она не оставит никаких 2.

1 Согласно сообщению, полученному 20 марта 1998 г. автором от Отто Чхетиани (ochkheti@mx.iki.rssi.ru), пер. Плато Шмидта был впервые пройден группой туристов из Черноголовки Московской обл. под руководством Сергея Москвина (зам. руководителя Валерий Рязанов) в 1988 г., причем, по его словам, отчет о походе был написан и отправлен в Московскую ОМКК. Остается сожалеть о том, что он не попал в библиотеку, или потерялся там.

2 Согласно сведениям, полученным 5 апреля 1998 г. автором через Отто Чхетиани (ochkheti@mx.iki.rssi.ru), группа туристов из Черноголовки под руководством С. Москвина, совершившая первопрохождение пер. Плато Шмидта, проходила его, как и мы, с запада на восток. Подъем на перевал наша группа совершала приблизительно таким же образом, как и они, что подтверждает наш вывод о практически единственном очевидном пути подъема на Плато с запада. Спускалась же наша группа на л. Дикий, по-видимому, по другому кулуару (первопроходцы шли, вероятно, севернее), причем, судя по переданным впечатлениям С. Москвина, наш путь представляется более удобным и безопасным, как на спуск, так и в случае подъема по нему. Впрочем, не исключено, что наш путь спуска мог показаться более удобным вследствие более благоприятной погоды в районе в этом году.