[*] [*] [*] [*]
След.: Пер. Зап. Седло Хан-Тенгри (3Б, 6000) Выше: Техническое описание перевалов Пред.: Пер. Дикий (3Б, 5500)

Пер. Высокий (3Б, 5964)

Высокий, как и Дикий,- давно известный перевал. К сожалению, он к тому же печально знаменит своей лавиноопасностью. Возможно, отчасти поэтому его редко посещают туристы, несмотря на то, что это принципиальнейший перевал, единственный в верховьях ледников Юж. Иныльчек и Звездочка, очень видовой и логично укладывающийся в любые маршруты VI к. с. в этом районе. 
П. Победа Главная. Большое фото.
П. Победа Восточная и пер. Чон-Терен.
В 1988 г. туристами нашего клуба под руководством В. Юдина впервые был предложен путь подъема на пер. Высокий со стороны л. Звездочка не по лавиноопасному склону, а по ребру через вершину 6200, впоследствии названную альпинистами п. 1000-летия Крещения Руси. В этот раз, хотя год был чрезвычайно малоснежный, и, возможно, на перевальном взлете и не было очень большой лавинной опасности, мы решили не рисковать, и также подниматься по ребру п. 1000-летия Крещения Руси. Тем более, что этот путь не только безопаснее, но, вероятно, и проще: не надо распутывать бергшрунды, разве что только в самом верху. 
Подъем на пер. Высокий.
Подъем на пер. Высокий.
Предварительное провешивание подъема на пер. Высокий.
Подойдя к 1450 к подножию п. 1000-летия... (большая рвань на л. Звездочка легко обходится слева по ходу под склонами п. Лавинный), мы с вечера навесили на ребре первые четыре веревки (220 м перил). Наутро мы вышли в 620 , поднялись по этим веревкам и навесили еще восемь (итого на подъеме 12 веревок, 660 м перил). Ребро имеет среднюю крутизну 40-45o , нижняя его половина ледовая, верхняя - фирн (страховка на ледорубах). Выходить на самую вершину п. 1000-летия... не обязательно: под последним перед вершинным куполом ледовым сбросом есть практически горизонтальная снежная подушка, которая выводит под бергшрунд в нескольких метрах ниже седловины (последняя из 12 веревок была навешена через этот бергшрунд). Выйдя в 1200 на седловину и погуляв по ней, мы не отважились на спуск во второй половине дня, так как спуск мог быть лавиноопасен. Заночевали, поставив палатку на небольшом горизонтальном пятачке под бергшрундом: там было уютнее, чем прямо на седловине. Правда, после обеда в этом месте было невыносимо жарко. Тура на перевале нет, так как нет скал.

На следующее утро погода сильно испортилась. Был густой туман, рельеф угадывался с трудом. К счастью, руководитель участвовал в 1988 г. в том самом прохождении перевала под руководством В. Юдина и приблизительно помнил, как все это должно выглядеть. Спуск представляет собой довольно широкое снежное корыто (перепад высоты до л. Юж. Иныльчек около 200 м), разделенное практически посередине бергшрундом. Выше бергшрунда крутизна склона около 20o , ниже бергшрунда - около 30o . Снег рано утром был нелавиноопасный, он даже слегка смерзся. Выйдя в 650 с места ночевки и пройдя вчерашнюю веревку на седловину, мы затем в связках, как ежики в тумане, до 825 спустились на ледник. При этом мы особым чутьем угадали единственное, как оказалось, место, где бергшрунд был забит снегом и проходился без организации сброса. Правда, в густом тумане было непонятно, какая в этом месте крутизна, поэтому перила мы там все же повесили, но последний участник, сбросив их, просто спрыгнул вниз с нижней страховкой, даже не снимая рюкзака.

На этом, однако, сложности в прохождении пер. Высокий еще не заканчиваются. Л. Юж. Иныльчек здесь очень сильно разорванный, а ниже, перед п. Шипилова, имеется большой ледопад. Рвань обходят справа, для этого уходят вдоль перевального склона чуть выше по л. Юж. Иныльчек, там пересекают его и спускаются вниз вдоль правого борта. На высоте чуть ниже уровня ледопада правая часть склона пересечена широкими трещинами и сбросами, так что пройти нельзя. К этим трещинам мы подошли в 1120 (помогли снегоступы), пообедали и совершили небольшую разведку, после чего поняли, что выходить на ледопад все-таки придется. Спускаться от места обеда прямо вниз по ледопаду тоже было бы ошибкой: там ледопад очень плохой. Надо сначала, траверсируя его, выходить на центр или даже чуть левее центра, и только там спускаться. Ледопад довольно крутой, но, благодаря глубокому снегу, нам удалось распутать его, не навесив ни одной веревки и потратив на это время с 1300 до 1630 . Движение было затруднено плохой видимостью вследствие продолжавшегося тумана.

Ниже ледопада технических сложностей уже нет. В 1735 мы заночевали чуть выше л. Нагела, а на следующий день к обеду подошли к МАЛу под п. Горького.
 


[*] [*] [*] [*]
След.: Пер. Зап. Седло Хан-Тенгри (3Б, 6000) Выше: Техническое описание перевалов Пред.: Пер. Дикий (3Б, 5500)

Сальников Г. Е., sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 1997 г.