[*] [*] [*] [*]
След.: Пер. Каинды (3А, 5200) Выше: Техническое описание перевалов Пред.: Техническое описание перевалов

Пер. Олимпийский (2Б, 4700)

Пер. Олимпийский - один из самых простых и самых низких перевалов, ведущих с Иныльчека на л. Каинды,- как нельзя больше подходил в качестве первого на акклиматизационной части. Подход к перевалу идет по р. Атджайлоо, причем на общеизвестной орографической схеме Центрального Тянь-Шаня масштаба 1:150000, которой мы пользовались, тропа отмечена по правому берегу р. Атджайлоо. Так мы и действовали: перешли реку вброд (в 1215 ), пошли по правому берегу, обходя поверху прижимы. В 1515 подошли к р. Канджайлоо, через которую переправляться не решились. Продолжать движение по этой же стороне также не было возможности, так как дальше начинался непроходимый прижим. Пришлось переправляться утром. В действительности, как выяснилось, можно было пройти оптимальнее: не переходить ни Атджайлоо, ни Канджайлоо, а подниматься по левому берегу Атджайлоо (выше прижимов идет тропа), причем при слиянии с Канджайлоо через Атджайлоо есть мост.

Итак, переправившись вброд через Канджайлоо, мы продолжили подъем. Тропа вывела нас из леса на зеленый бугор, заросший колючими и цеплячими кустами. Терять высоту не хотелось, и мы довольно долго пытались траверсировать склон, продираясь через кусты. Через некоторое время терпение наше лопнуло, и мы все-таки спустились опять к реке, что могли бы сделать намного раньше, сразу же после зеленого бугра. Далее продолжали движение вдоль левого орографически борта долины. Вблизи поворота в цирк Олимпийского вышли на спокойный, открытый ледник. В этот день мы поднялись на I ступень ледопада Олимпийского по правому рандклюфту (набор высоты 300-400 м, 20-25o ).

На следующий день, выйдя в 645 , мы за одну ходку поднялись на совсем маленькую II ступень ледопада (100 м, 15o ) и подошли под III ступень. Здесь появилось немного снега на льду, и мы связались. III ступень - самая сложная (400 м, 30o ), мы проходили ее сначала по правому орографически краю, затем под верхними широкими сбросами ушли на левый край. Там (с 1100 до 1300 ) пообедали и совершили разведку дальнейшего пути подъема. Обойдя снизу ледовые сколы, мы поднялись по ледовому корыту между ледопадом и скальным гребнем слева на перевальное плато, по которому к 1500 вышли на седловину на южном краю плато. На седловине есть тур (единственный за весь поход) и большая лужа, из которой вытекает ручей.
Спуск на юг осыпной (300-400 м, 30o ), сложности не представляет. Спустившись к 1620 ниже языка маленького ледничка, мы заночевали.

Наутро вскоре подошли к каньону. Большая часть группы спустилась по нему, а руководитель обошел его по склонам правого борта. Оба пути оказались приемлемыми, хотя все-таки, наверное, обход каньона был несколько более удобным.

Выход из ущелья Олимпийского на л. Каинды больших проблем не представляет.