Перевалы Турамыс расположены в одном из северных отрогов хр. Петра I между п. Крупской (6000)22 и п. Сулоева (5810). Все они связывают л. Турамыс с л. Шапак, имеют ориентацию север - юг, снежно-ледовый характер с определяющей сложность северной стороны и одинаковую категорию трудности 2Б. Перевалы эти нумеруются в направлении вдоль отрога с запада на восток: Турамыс-I, Турамыс-II и (после вершины 5508)23 Турамыс-III. Ближайший из них к поляне Сулоева -- Турамыс-III, возможно, поэтому он наиболее посещаемый. Наша группа также прошла этот перевал с л. Турамыс на л. Шапак (с неопределяющей стороны). Описание прохождения дается от поляны Сулоева до л. Шапак.
28 августа в 1415 мы вышли после обеда возле почти пересохшего озера на дальнем западном краю поляны Сулоева. Здесь л. Фортамбек разделяется на две большие ветви, между которыми вклинивается п. Подводная Лодка (5077)24. Одна ветвь продолжает вести в юго-западном направлении к пикам Москва и Абалакова. Другая -- круто поворачивает на север и через три километра снова на запад, проходя севернее Подводной Лодки. Эта ветвь имеет свое собственное название л. Турамыс. На ледник в этом месте выходить не надо. Здесь продолжают движение вверх по заросшим травой моренным карманам справа (по ходу) от русла ледника. В моренных карманах протекает чистый ручей, удобно ночевать. Там, где л. Турамыс почти под прямым углом поворачивает с севера на запад, справа (по ходу) из-под п. Сулоева в него впадает довольно сильно разорванный ледопад. В этом месте следует спуститься с боковых морен на л. Турамыс и далее идти по центру ледника (в центре он ровнее, и меньше трещин).
Пер. Турамыс-III (фото 140) -- это первая выраженная седловина в отроге после поворота ледника, прямо напротив Подводной Лодки. Перевальный взлет -- осыпь, в верхней половине покрытая снегом, начинается почти прямо от ледника, перепад высоты около 800 м, крутизна -- 30 - 35o. Под самым взлетом на борту ледника есть хорошие горизонтальные площадки для ночевки, протекает ручей. Дойдя сюда к 1720, мы заночевали.
29 августа вышли в 540. Сразу начинается крутой подъем на перевал. Камни очень скользкие из-за выпавшего вечером мокрого снега, поэтому мы постарались при первой возможности перейти на покрытые фирном участки. На снежном склоне мешали кальгаспоры (фото 141) выше колена высотой, но идти в кошках было приемлемо. Через три часа, в 840, поднялись на перевальную седловину (фото 142). Здесь за четыре дня до нас побывала группа туристов-пешеходников из Перми, мы сняли их записку. С седловины в хорошую погоду открываются великолепные виды на пики Москва, 30-летия Советского Государства (фото 143), Ошанина, но у нас, к сожалению, все было затянуто облаками, и мы никаких этих красот не увидели. В 925 начали спуск (фото 144, 145) на л. Шапак. Туда ведет длинный снежно-ледовый склон крутизной в разных местах от 20o до 45o, пересеченный многочисленными бергшрундами. На снегу еще остались следы пермяков, мы шли в основном там же. С одного ледового сброса через бергшрунд (отвесный участок метров восемь) пришлось повесить одну веревку (20 м) (фото 146) на щите-снегосбросе, который сдергивали свободным концом этой же веревки, чтобы не разбухтовывать вспомогательную. Все остальные бергшрунды обходились, так что больше веревок на спуске не понадобилось. В 1040 мы спустились с перевального взлета в цирк (фото 147), а еще через час дошли до впадения цирка в основное русло л. Шапак, двигаясь в основном по центру ледника.
Таким образом, перевал прошли вместе с подходами практически за сутки (от обеда на Сулоева до обеда на Шапаке). Сказалась акклиматизация: после п. Коммунизма и Фирнового Плато высота перевала 5300 просто не ощущалась как таковая.
Сальников Г. Е., sge@nmr.nioch.nsc.ru