Пер. Эпюра находится в главном хребте Терскей Ала-Тоо между вершинами Бригантина (4800) и Джигит (5130), ведет с л. Зап. Кольтор (л. Джигита) на л. Зап. Караколтор. Этот перевал необычен тем, что проходится со стороны л. Джигит по ледовому гребню. Перевал односторонний: со стороны л. Зап. Караколтор взлет практически отсутствует.
Через два часа ходьбы от седловины Онтора по закрытому леднику в связках мы подошли под перевальный взлет Эпюры, где пообедали. Затем начали подъем на перевал. 1-я ступень -- небольшой снежно-ледовый лоб -- проходится пешком в связках. После этого попадаем в верхний перевальный цирк. Затем нужно подниматься вправо на гребень. Там обычно приходится навешивать перила. У нас лед на склоне был покрыт тонким слоем плотного снега (10 ÷ 15 см), кошки держали на нем хорошо, бергшрунды были забиты, поэтому мы могли надежно идти без перил, просто в связках. На гребне в самом его начале снег был полностью сдут на протяжении метров 15, лететь было куда, поэтому мы повесили вдоль гребня одну веревку (35 м) горизонтальных перил с одной промежуточной перестежкой. Верхняя точка крепления была на фирновом щите-снегосбросе, остальные -- на ледобурах. Выше веревки лед снова пошел присыпанный тонким слоем снега, сцепление кошек с ним улучшилось, и мы шли пешком в связках до самой седловины. Весь подъем с места обеда у нас занял 3.5 часа. Спуск с перевала на юг не представляет трудностей: взлет 10 ÷ 15 м крутизной 25 ÷ 30o -- лед под тонким слоем снега, сцепление с кошками хорошее. Спустились в связках спиной к склону на ровный закрытый ледник Эпюры. В нижней части ледник сильно трещиноватый, мы проходили зону трещин ближе к левому борту. Ночевали на леднике, а на следующий день вышли на левую боковую террасу и по ней пошли к нашему следующему перевалу.
Гребень, ведущий на пер. Эпюра
Выход на седловину пер. Эпюра по гребню
Пер. Эпюра со стороны л. Эпюры
Иногда верхний цирк пер. Эпюры бывает лавиноопасным. В этом случае на гребень выходят не из верхнего цирка, а сразу из нижнего. Этот путь хотя и несколько более сложен технически, но практически безопасен.
Сальников Г. Е., sge@nmr.nioch.nsc.ru