Пер. Труд, кот. мы прошли как запасной вариант, ведет из верховьев л. Вост. Кольтор (бассейн р. Каракол) на л. Зап. Чон-Узень (бассейн р. Арашан). Подход к перевалу по ровному закрытому леднику Вост. Кольтор (в связках) не представляет трудностей. Перевальный взлет скально-осыпной крутизной 30 ÷ 35o, перепад высоты около 100 м. Непосредственно под седловиной склон более крутой, больше скал, поэтому мы поднимались правее, по осыпному кулуару, ведущему до самого гребня, и потом по гребню прошли до седловины. Дальше возможно три пути: либо по скальным полочкам влево вниз, либо по льду под скалами, прижимаясь влево, либо прямо вниз по льду. Первый вариант для спуска не подходит: и неудобно (косой спуск), и более длинно, и камнеопасно, да и веревки труднее сдергивать. Этим вариантом иногда пользуются при подъеме на перевал со стороны л. Зап. Чон-Узень в случае лавинной опасности на снежно-ледовом склоне. Весной, когда на перевальном взлете лежит много снега, обычно спускаются по второму варианту, причем закрепляют веревку на скалах. У нас же на ледовом склоне лежало около 20 см сухого сыпучего снега (откуда он там взялся -- загадка для нас: ни на одном другом перевале, да и на леднике внизу этого не было). Когда мы бросали первую веревку, этот сухой снег ниже веревки почти количественно осыпался вниз. Тогда мы натянули на седловине горизонтальные перила, потоптались там и сбросили весь снег, который плохо держался. Теперь уже было ясно, что наиболее безопасен спуск прямо вниз по только что очищенной ``дороге''. Спускались в кошках. Первую веревку (35 м) закрепили на скалах, вторую (60 м) -- на ледобурах. Ниже второй веревки организовали коллективный пункт страховки на ледобурах. Дальше в принципе можно было бы идти пешком, если бы метрах в десяти внизу не было бергшрунда. Через бергшрунд нам пришлось повесить еще одну веревку (хотя он и был забит снегом, но опасность провалиться в него оставалась). Сняв со склона веревки, мы связались, перешли по диагонали на левый борт ледника, там сняли кошки и пошли дальше по рандклюфту без связок, т. к. провалиться было уже некуда. В нижней части л. Зап. Чон-Узень вышли на левую боковую морену. На морене немного не доходя до сброса в ущелье р. Чон-Узень есть небольшое озерко, вокруг озера травка, кустики. Там мы заночевали. Темп ходьбы: подъем на седловину Труда -- 15 мин, спуск -- 2.5 часа, прохождение вдоль ледника до моренного озера -- 1 час. Ночью погода испортилась, выпал снег, с утра все вокруг нас заволокло туманом. Спускались к р. Чон-Узень практически вслепую по среднекурумному склону чуть правее озера. Дальше шли по левому берегу р. Чон-Узень. Примерно через 40 мин ходьбы от места выхода к реке началась тропа, кот. шла все время по левому берегу р. Чон-Узень и далее р. Арашан до самого курорта (до курорта мы шли почти полный ходовой день). Попарившись в горячих источниках Алтын-Арашана, мы на следующий день ввосьмером пошли на пер. Алакуль (Зырянова и Жукова отпустили по дороге в Теплоключенку.
Подъем на пер. Труд с л. Вост. Кольтор
Вид с седловины пер. Труд на л. Зап. Чон-Узень
Спуск с пер. Труд на л. Зап. Чон-Узень
Пер. Труд со стороны л. Зап. Чон-Узень
Сальников Г. Е., sge@nmr.nioch.nsc.ru