gif gif gif gif
След.: Пер.═ФКТ═(2Б*═4500). Выше: Техническое описание перевалов. Пред.: Пер.═Зап. Плечо Каракола═(3А*═5000).

Траверс п.═Каракол═(3Б,═5281).

Траверс п.═Каракол был, образно говоря, главной "изюминкой" нашего похода: это, с одной стороны, главная вершина Терскей Ала-Тоо и, с другой стороны, как мы предполагали, самый технически сложный на нашем маршруте перевал. Нам не известно о фактах прохождения траверса Каракола туристами ранее, так что не исключено, что его можно было бы считать первопрохождением как элемента в туристском маршруте. Впрочем, альпинистами траверс п.═Каракол уже неоднократно проходился; сложность его по альпинистской классификации по разным сведениям 4Б-5А (от ледника до ледника). С туристской точки зрения траверс Каракола в том виде, как мы его прошли -- от пер.═Плечо Каракола до л.═Металлург -- является очень логичным путем между ледниками Киче-Борду и Металлургом: все остальные либо связаны с длинным обходом понизу (до р.═Сарычат и обратно), либо с прохождением как минимум двух перевалов, соответствующих по уровню сложности 3А-3Б, не говоря уже о том, что траверс главной вершины района -- путь, конечно же, более видовой, да и прохождение по гребням во всяком случае безопаснее, чем подъем, скажем, на вечно лавиноопасный пер.═Металлург с его северной, определяющей, стороны.

Выйдя в 805, пройдя навешенные с вечера 5═веревок и повесив еще 4 (итого 9═веревок, 405═м перил, из которых верхние 2═веревки (95═м) по залитым натечным льдом разрушенным скалам, а остальные по голому льду около 40o крутизной), мы поднялись к 1325 на седловину между северной и центральной вершинами массива Каракол. В принципе логичен мог бы быть и другой путь: прямо с Плеча Каракола по водораздельному гребню на северную вершину; в случае наличия снега на склоне этот путь был бы наверняка безопаснее, однако, наш вариант в бесснежных условиях показался нам более простым. К 1400 мы поднялись на северный купол Каракола, который является наивысшей из трех его вершин. Купол снежный, тура на нем нет, и сложить его не из чего. Погода была великолепная, и нам открылся вид на ближние и дальние хребты, весь Иссык-Куль от Пржевальска до Рыбачьего, Заилийский Алатау, Акшийрак, Куйлю с его изящным п.═Конституции, и даже Хан-Тенгри вдали. На вершине мы обедали, а заодно сделали маленькую разведку с целью рассмотреть путь спуска на восток.

Каракол, оказывается,-- это не просто одна гора, а целый массив из трех вершин с многочисленными спускающимися с них гребнями и широкими снежными полями между ними. Начиная с высоты примерно 5000═м, эти гребни более круто падают вниз, в долины. Интересующий нас гребень идет, как оказалось, с другой вершины, а именно, с центральной, так что после обеда мы должны были чуть-чуть вернуться назад, пройти дальше на юг, и затем завернуть на восток. Гребень в верхней части широкий, плавно спускающийся на вершинные поля, так что перила больше вешать нам в этот день не пришлось. Выйдя в 1515 с обеда, мы к 1620 дошли до последнего большого плоского места, где и заночевали. Резвиться с веревками нам предстояло завтра.

Назавтра в 750 мы начали с навешивания одной веревки-шестидесятки по крутому фирновому склону через большой бергшрунд чуть влево от гребня.

Load BIG Image

Затем, пройдя в связках метров 100 между сераками, вышли на острое фирново-ледовое извилистое, с карнизами то налево, то направо, ребро. Небольшое расстояние (метров 200) по нему удалось пройти просто в связках, затем гребень принял следующий характер: все карнизы, довольно большие, смотрят на северную сторону (так что с северной стороны и по самой макушке идти нельзя), с южной стороны сначала несколько метров, от 2-3 до 10, ледовый, чуть присыпанный снегом, склон крутизной 30-40o, далее на юг обрываются километровые скальные стены. Так мы все время и шли между карнизом и скалами, и, так как идти все время траверсом ледового косогора было довольно неудобно и утомительно, а падать очень даже было куда, мы навешивали перила. Впрочем, путь не был суперсложным, и перила вешались, проходились и снимались в быстром темпе. К 1400 мы навесили в таком стиле еще 8═веревок по ребру и вышли на следующий широкий, плоский участок гребня. Там мы на скорую руку пообедали, и в 1445 продолжили прохождение. Как и с утра, мы навесили шестидесятку по широкому склону вниз, и далее ребро снова сузилось. Навесив еще 10═веревок по узкому, извилистому ребру, как и в первой половине дня, между карнизом и скалами, мы вышли, наконец, к 1820 на широкую, удобную для ночевки седловину пер.═Металлург. Таким образом, всего нам пришлось повесить на восточном гребне п.═Каракол в этот день 20═веревок, 975═м перил.

На следующий день, выйдя в 800, в 930 мы спустились с перевала на л.═Металлург, навесив слева от большого ледового сброса 3═веревки (155═м перил) по примерно 40-градусному льду. Вообще-то пер.═Металлург классифицируется как 3Б, но его определяющая сторона, как и всех без исключения перевалов главного хребта Терскея, северная.

Таким образом, всего на траверсе Каракола от Западного Плеча до л.═Металлург мы навесили 32═веревки (1535═м перил), из которых 9═веревок (405═м перил) на подъеме и 23═веревки (1130═м перил) на спуске, потратив на прохождение 3═дня (один день -- подъем и два дня -- спуск). Пожалуй, этот перевал можно считать достойной тройкой-Б, без халтуры.