Пер. Бырс Восточный расположен в одном из северных отрогов хр. Петра I между п. Шапак (5667) и п. Бырс (5621) и связывает л. Шапак с л. Бырс. Ориентация перевала: запад - восток. Характер: снежно-ледовый. Определяющая сторона: западная. Сложность определяется крутым и длинным перевальным взлетом со стороны л. Бырс, к которой надо добавить еще прохождение весьма непростого ледопада на л. Бырс. Мы прошли перевал с л. Шапак на л. Бырс, с неопределяющей стороны. Описание прохождения дается от л. Шапак до р. Сугран.
29 августа в 1300 мы вышли с обеда на л. Шапак напротив цирка пер. Турамыс-III, с которого только что спустились. Надо было быть совершенно слепым, чтобы не обратить внимание, что л. Шапак сильно ухудшился по сравнению с прошлыми годами. Очевидно, здесь произошла подвижка. За два часа свободного лазания в кошках по серакам (без перильной страховки удалось обойтись) мы наискось пересекли ледник и вышли к его левому (орографически) борту под вершиной 540525. Здесь началась боковая морена, которая, хотя и была неровная и неудобная, но все-таки гораздо лучше, чем ледник в этом месте. Еще час ходьбы по боковой морене, и мы в 1600 остановились на ночевку на последних камнях (пришлось выравнивать площадку), немного не доходя перевального взлета на Бырс Восточный.
30 августа в 540 вышли с места ночевки. Здесь л. Шапак уже не такой разломанный, как был в среднем течении. За ходку подошли под перевальный взлет. Около 500 м 30o снежно-ледового склона (фото 148) преодолевали еще две ходки. Этот взлет выводит на большое снежное плато (фото 149), с которого, кроме нашего пер. Бырс Восточный, можно уйти еще на пер. Шапак (2Б) налево траверсом вершины п. Бырс и далее на л. Шини-Бини, либо направо через пер. Хадырша (3А) на л. Хадырша. Наш перевал прямо посередине цирка, идем туда еще с километр по снежному плато и затем через небольшой снежно-ледовый взлет (фото 150), менее 100 м высотой, проходимый также без страховки. На седловину (фото 151) вышли в 930. Седловина широкая, здесь, как и чуть ниже на плато, можно ночевать. Сходили в связке на разведку посмотреть спуск. В паре сотен метров за седловиной крутой перегиб, за которым пути не видно, и пересекающий склон бергшрунд не дает пройти дальше без перильной страховки.
К 1015 приготовили снаряжение и начали спуск. Через вышеупомянутый бергшрунд повесили веревку, закрепленную на снежном щите. Затем удалось еще около сотни метров пройти без страховки. Снег довольно глубокий, 20 - 30 см, но без доски, нелавиноопасно. Склон делался все круче и круче, так что дальше пришлось снова повесить перильную веревку, которую закрепили через ледоруб. После этого снег кончился, пошел открытый лед, крутизна достигла 55o, и дальше -- без вариантов: вешай перила сплошной ниткой на ледобурах и не рыпайся! Спускаться здесь лучше всего по центру перевального взлета (фото 153) (мы так и делали): центр склона выпуклый, нет опасности камнепадов с бортов. В самой нижней части склона большой бергшрунд со сбросом в 7 - 8 м, после которого перила уже не требуются. Всего на спуске мы навесили 14 веревок (700 м перил). Нам удалось управиться с этим занятием весьма оперативно, за четыре с небольшим часа, и в 1430 мы находились уже на ровном месте. Полноценный обед устраивать здесь не стали, так как очень хотели успеть сегодня же пройти ледник и добраться до теплых морен. Забегая вперед, отметим, что по не зависящим от нас обстоятельствам этой мечте не суждено было сбыться, так как ледник приготовил нам неприятный сюрприз.
Вскоре за перевалом (через километр-полтора) ровный поначалу л. Бырс становится трещинноватым, потом сильно трещинноватым, потом чисто конкретно рваным, и таким образом быстро и верно превращается в полномасштабный ледопад, напоминающий своим задничным характером уже известные нам в ощущениях ледопады РГО на подходах к перевалу Гармо. Руководитель в 1987 г. уже участвовал в прохождении ледопада на Бырсе. В тот раз группа легко и непринужденно обошла его весь по относительно ровному засыпанному снегом левому рандклюфту, а затем так же легко пересекла ледник к правому моренному карману. В этом же году л. Бырс порвало и разломало до неузнаваемости, очевидно, и здесь произошла катастрофическая подвижка. Сначала нам удалось, хотя и с трудом, обойти левым бортом часть ледопада примерно до вершины 5659. Для этого пришлось подняться выше сераков и траверсировать склон. Но дальше нас ждала засада (фото 157). Склон, который мы траверсировали, был заперт скальным отрогом с мощным прижимом внизу. Рандклюфт под прижимом представлял собой непроходимое нагромождение сераков. Обойти по центру или правому краю также оказалось невозможным: весь ледник в этом месте дико разорван и нашинкован разломами от борта до борта, связке, отправившейся туда в разведку, не удалось добраться даже до середины. Стало ясно, что здесь придется вешать перила, причем именно по скалам прижима и неизвестно, сколько. Так как время уже приближалось к вечеру, мы нашли проход на одно довольно просторное поле между сераками и в 1800 заночевали. Ледник под нами всю ночь ворочался и издавал непотребные звуки.
31 августа в 640 привели в боевую готовность все снаряжение, за полчаса подошли к прижиму и в 715 приступили к его обработке. Первая веревка 50 м шла косым спуском влево вниз в рандклюфт по скалам 70 - 80o до верхушек сераков. Поскольку спуск был не прямо вниз, а с траверсом, при возможном соскальзывании получился бы маятник, веревку нельзя было повесить сразу на всю длину, пришлось сделать на ней дополнительно две станции перестежки. На самое дно рандклюфта спускаться в этом месте было нельзя ни в коем случае из-за очень большой опасности падения сераков, которые нависали сверху и держались непонятно на каком слове. Вторую веревку (фото 154) мы повесили сразу от конца первой горизонтальными перилами по границе таких же крутых скал и 60o ледовой полки над рандклюфтом. Чтобы было не так неудобно идти здесь с рюкзаком, мы сделали на этом участке четыре станции перестежки и закрепили перила между ними без провисаний, чтобы их можно было нагружать. Третья веревка (фото 155) пошла прямо вниз по ледовому склону 60o, через 3 - 4-метровый бергшрунд на дно рандклюфта, который был уже сравнительно безопасен и проходим в этом месте. На навеску. прохождение и съем этих трех веревок (две первых крепились полностью на скалах, последняя -- на ледосбросе) мы потратили около четырех часов.
Пройдя скальный прижим, мы снова залезли немного вверх на снежно-осыпной склон левого борта ледника, где нам удалось обойти еще часть ледопада (фото 156). Уже перед самым поворотом л. Бырс на северо-запад путь преградила глубокая промоина с очень крутыми стенками метров по двадцать каждая, на которых нам пришлось повесить еще две веревки: одну, чтобы спуститься на дно промоины, вторую -- чтобы выбраться из нее на другой берег. К 1315 мы преодолели это препятствие и сняли наконец последние за этот поход веревки. Останавливаться на обед не стали, всухомятку перекусили и двинулись дальше. Еще ходку прошли по левому краю ледника вниз, а затем пересекли его в направлении начинающихся у противоположного, правого борта, морен. Перед выходом на правые морены сделали небольшую разведку, чтобы можно было удобнее пройти с рюкзаками. Дальше технических сложностей уже больше нет. Морена спускается в правый карман, поросший травой. Там течет ручей, и есть хорошие места для ночевки. Сюда мы пришли в 1630. Останавливаться в этом приятном месте мы, однако, не могли себе позволить: сильно поджимали сроки, привязанные к обратным билетам. Поэтому побежали дальше.
Путь дальше до самого Суграна все время идет по этому правому карману, постепенно переходящему в долину крупного ручья. По мере приближения к Суграну крутизна спуска увеличивается, ущелье сужается, встречаются участки прижимов и даже небольшой каньон, которые, однако, легко проходятся низом или обходятся чуть выше по борту. Начинается арча, кусты черной смородины и прочая приятная растительность. В 2000 остановились на ночевку в знаменитой реликтовой березовой роще на слиянии рек Бырс и Сугран, площадку под палатку, и чтобы была вода, искали уже в темноте.
Таким образом, всего при прохождении пер. Бырс Восточный группа навесила 19 веревок (890 м перил), из них 14 веревок (700 м перил) непосредственно на спуске со взлета, а остальные -- при прохождении ледопада л. Бырс. Перевал заметно усложнился по сравнению с предыдущими годами за счет большей протяженности свободной от снега части перевального взлета и подвижки ледников с обеих сторон, особенно за счет сильной подвижки л. Бырс. Так как мы рассчитывали на то, что пер. Бырс не будет таким сложным (ориентировались по прошлому опыту), его неожиданно усложнившееся прохождение потребовало от группы повышенного запаса прочности и еще раз подтвердило, что на Памире до самого конца маршрута нельзя расслабляться.
После обильного снегопада пер. Бырс Восточный может, по-видимому, оказаться лавиноопасным, особенно с западной стороны, это желательно иметь в виду и предусматривать запасные варианты.
Сальников Г. Е., sge@nmr.nioch.nsc.ru