Пер. Металлург (3А*, 4600)

Местонахождение:
в главном хребте Терскей Алатоо между пиками Каракол и Слоненок; разделяет долины рек Онтор (приток р. Каракол) и Чонборду (приток р. Сарычат).

Категория сложности:
3А*.

Ориентация:
север - юг.

Характер:
ледовый.

Определяющая сторона:
перевал двусторонний; северная сторона более сложная и является определяющей.

Направление прохождения:
спуск на север, по определяющей стороне.

Время подъема:
группа не поднималась на перевал из цирка, а спускалась к его седловине с пика Каракол по хребту.

Время спуска:
5 часов.

Фактическое время прохождения:
26 августа 2013 г.

Ночевки:
на седловине.

Навешено перильных веревок:
6 по 50 м (все на спуск по льду).

Перепад высоты (по GPS):
около 800 м на спуск.

Итак, как уже говорилось, по причине значительного отставания от графика, неустойчивой погоды и предполагаемого лавиноопасного состояния заряженных трехдневным снегопадом склонов мы отказались от продолжения траверса через пик Слоненок и приняли решение "сваливать" с хребта по заявленному запасному варианту через пер. Металлург, пока нас не "приперло" еще покруче. Но оставался не праздный вопрос: как, и на какую сторону, на юг или на север? Дело в том, что пер. Металлург славится лавиноопасностью на обе стороны. Северный склон гораздо более протяженный и определяет категорию сложности перевала 3А*. Южный склон не такой длинный, хотя тоже крутой, в октябре 1996 г. мы повесили там на спуск 3 веревки. Но если мы и спустимся с Металлурга на южную сторону, все равно потом нам нужно будет возвращаться на север, к заброске, через перевалы ФКТ (либо Облачный) + Слоненок (либо Джигит).

С седловины пер. Металлург были хорошо видны взлеты перевалов ФКТ и Облачный. Оба были заряжены снегом, и лавины там еще не сошли. Мы предполагали, что на южном склоне пер. Металлург, скорее всего, примерно то же самое. Северные склоны Слоненка и Джигита - тоже не подарок, и спускаться где-то там на следующий день тоже придется... А нельзя ли как-нибудь сразу сдюльферять на северную сторону прямо с самого Металлурга?

Мы рассуждали так. Как уже было сказано, в течение предшествующих суток дул штормовой ветер. Причем ветер дул не с юго-запада, как обычно бывает, а с северо-запада - вдоль хребта, фирнуя его северные склоны и сдувая с них плохо лежащий свежевыпавший снег. Мы рассчитывали, что большая часть снега на северном взлете Металлурга может оказаться сдута или зафирнована, а лавинная опасность в этих специфических условиях может отсутствовать или быть минимальной. Забегая вперед, скажем: практика показала, что мы абсолютно верно просчитали ситуацию! Описание спуска с пер. Металлург дается от седловины до лед. Онтор (фото 106 - 109).

26 августа в 920 мы снялись с пурговки на седловине пер. Металлург.
Буран на пер. Металлург
Несколько более поздний выход, чем обычно, объяснялся необходимостью аккуратно откапывать палатку после бурана, да и сами сборы были затруднены сильным порывистым ветром (как бы чего не сдуло). Тура на пер. Металлург не было видно, и искать его мы не стали за недостатком времени. Сначала мы подошли на самый восточный край седловины Металлурга, под скалы пика Слоненок, и внимательно рассмотрели предстоящий путь спуска на предмет лавинной опасности. Мы не ошиблись! На всем протяжении видимой части спуска (на глаз порядка трех веревок) снег был сдут, и обнажился голый лед. Затем путь заворачивал правее, под стены пика Слоненок, и с седловины виден не был. Но мы рассчитывали, что, продолжая держаться под скалами Слоненка, можно будет безопасно пройти и дальше. С центра широкой седловины Металлурга прямо вниз приемлемого спуска не было. Там склон более пологий, он пересечен многочисленными бергшрундами и явно лавиноопасен.

Восточный гребень Каракола, спуск с пер. Металлург, пики Слоненок и Джигит Перевал Металлург, вид с севера: красная линия - путь по перилам, синяя - в связках Спуск с пер. Металлург; 1-я веревка
Скачать БОЛЬШОЕ ФОТО без пометок, на котором видна цепочка следов

В 1000 мы приступили к навеске перил. Первых трех веревок (150 м, 50 - 55o), как мы и предполагали, хватило до нижнего угла скального массива, рядом с которым мы спускались. Дальше по-прежнему был голый лед, но прямо под нами находился неприятный ледовый сброс. Мы взяли орографически правее и пошли в обход сброса косым спуском, продолжая находиться под прикрытием стены Слоненка (еще 2 веревки, 100 м, 45 - 50o). Скальная стена над нами не была освещена солнцем и потому оставалась безопасной. 6-ю веревку, которая оказалась последней на пер. Металлург, мы повесили прямо вниз, и далее через бергшрунд (голый лед, 50 м, 40 - 45o). Все 6 веревок крепили на ледобурах и сдергивали с помощью ледосброса.

Спуск с перевала Металлург
3-я веревка 6-я веревка

В 1250 мы сдернули последнюю веревку. Теперь нужно было как можно быстрее уходить с перевального склона, пока солнце не осветило его и не сделало опасным. Крутизна в этом месте была предельная для движения в связках и кошках с одновременной страховкой ( 35 - 40o), но зато под ногами оказался смерзшийся лавинный вынос, на котором кошки держали вполне надежно. В некоторых коротких местах фирн становился смерзшимся почти до состояния льда; там мы переходили на движение лицом к склону. Все три встретившихся по пути бергшрунда нам также удалось обойти по смерзшимся лавинным выносам и обойтись без навески перил.
Перевал Металлург, вид с севера: красная линия - путь по перилам, синяя - в связках. Скачать БОЛЬШОЕ ФОТО без пометок, на котором видна цепочка следов.
На отдых мы не останавливались.

В 1400 мы вышли на ровный ледник. В это время перевал осветило солнце, и началось активное снеготаяние. Со стены Слоненка начали сходить маленькие пылевые лавинки. Но мы уже были внизу в полной безопасности! Маленький ледопад у подножия взлета пер. Металлург обходится орографически слева. Пройдя еще ходку в связках по закрытому леднику, мы как раз успели с него уйти, пока снег не начал сильно проваливаться. С 1500 до 1545 мы наскоро перекусили, а к 1645 дошли до живописной поляны на правой боковой морене перед пер. Онтор.

Считать ли пер. Металлург в том варианте, как мы его прошли, отдельным препятствием, или считать его в связке с пер. Траверс Каракола? Можно дать ответ на этот вопрос, формально обратившись к первоисточникам. В методических указаниях к классификации написано: "Последовательное прохождение двух и более перевалов, когда существенная по протяженности или сложности часть пути подъема или спуска каждого из них выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал". В данном случае мы полностью прошли и весь Траверс Каракола (обе стороны, 8 веревок на подъем и 25 веревок на спуск), и всю определяющую сторону пер. Металлург (6 перильных веревок плюс полкилометра на индивидуальной технике). Из полного пути для пер. Металлург выпадает несущественная, неопределяющая часть, а для Траверса Каракола вообще не выпадает ничего. Уж так сложилась судьба, что между тем и другим совсем не оказалось "пешеходного прогона". Поэтому мы полагаем, что Траверс Каракола и Металлург следует считать по отдельности, ибо мы полностью прошли участки, определяющие сложность и того, и другого.

Тем более не годилось бы на основании отсутствия прогона по долине считать три перевала Терскей + Траверс Каракола + Металлург как одно препятствие. Таких "перевалов" - требующих 84 перильных веревки и 11 дней для прохождения - извините, даже категории 3Б не бывает!

Таким образом, группа прошла на спуск по определяющей стороне пер. Металлург, навесив 6 веревок (300 м перил) по льду. Полкилометра оставшейся части перевального взлета пройдены по твердому фирну с одновременной страховкой. В сложных погодных условиях (потенциальная лавинная опасность после снегопада) группа смогла безопасно спуститься с этого перевала, благодаря тонко просчитанной траектории спуска и весьма высокой скорости движения (тройка-А полностью пройдена по определяющей стороне всего за 4 часа ЧХВ). Тем не менее, в других условиях или в случае прохождения на подъем перевал мог оказаться более сложным и потребовать больше времени. Он мог оказаться и более опасным, если бы, например, во время снегопада не было сильного северного ветра, сдувшего снег, или если бы мы не успели уйти со взлета до того, как его осветило солнце. В любом случае к потенциально опасному пер. Металлург следует относиться со всей ответственностью, а планируя его прохождение в маршруте, заранее предусматривать запасные варианты.

Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2013 г.