[*] [*] [*] [*]
След.: Радиальный выход на пер. Выше: Техническое описание перевалов Пред.: Безуспешный радиальный выход на

Прохождение спуска с пер. Зап. Плечо п. Каракол

Остаток дня после радиального выхода на п. Каракол мы посвятили более глубокой разведке спуска с Плеча Каракола на гребень, ведущий к пер. Джеты-Огуз. Около часа сидели в тумане на Плече, ждали, пока раздует и станет что-то видно. После этого руководитель с верхней страховкой пошел вниз. Склон оказался сильно нагружен (рыхлый снег глубиной 30-40  см, крутизна 35-45o ), лавинная опасность на наш взгляд была весьма значительна. Ясно, что страховка необходима (в случае срыва доски лавинное снаряжение ничего не даст, т. к. лавина унесет на стену, а там только косточки сбрякают), но крепить страховку на склоне не за что (до льда не докопаться, а нагружать снегосброс на доске -- значит дополнительно стимулировать сход лавины). Причем страховка была нужна только от лавины; если бы не это, то можно было бы спускаться пешком. Поэтому мы связали вместе три веревки и закрепили на седловине. До первого безопасного места, к сожалению, не хватило, поэтому на следующее утро, пройдя эти три веревки, мы надвязали еще одну (последнюю) и репшнур, и только тогда достали до ближайшего серака, где уже могли надежно застраховаться за лед. Спускались пешком, только страхуясь за веревку, а не нагружая. Склон простой, но лавинная опасность на нем значительна даже утром. Снял веревки последний участник, спустившись осторожно по ступеням пешком с нижней страховкой. Пройдя эти 240 м, мы остановились под вышеупомянутым сераком, застраховавшись за него, и стали ждать, пока раздует густой туман (в тумане не было видно гребня -- нашей ближайшей цели, а на него нужно было обязательно точно попасть, чтобы не оказаться на стене). Примерно через полчаса мы увидели наш гребень, а также то, что дальше на пути к нему сераки встречаются уже довольно часто, преграждая путь лавинам и подпирая их, поэтому пошли уже без перил, просто пешком в связках, от серака к сераку, чтобы меньше нарушать склон. Приблизительно метров через 250 вышли на гребень. Стык его со склоном Плеча Каракола носит название пер. Васильева, там был тур с запиской. Спуск до гребня занял 3 часа, навешено 240 м перил, общий перепад около 500 м, крутизна 35-45o .

На гребне Васильева - Джеты-Огуз было уже безопасно. Примерно до середины гребень плоский и широкий, и по нему можно было идти пешком. Дальше начались многочисленные жандармы и просто узкие места, как скальные, так и снежно-ледовые, где приходилось страховаться. Вдоль гребня было навешено еще 9 веревок (380 м перил). Спуск с гребня на плато Джеты-Огуза прошли, как обычно, по левому краю, но пешком в связках ( 150-200 м крутизной 35-40o ). Зимой там обычно лед иди фирн, но летом снега больше и поэтому проще. Прохождение гребня Васильева - Джеты-Огуз заняло 8 часов.

Гребень

На пер. Джеты-Огуз также был тур с запиской. На спуске с него на ледник мы повесили еще 3 веревки по скалам (140 м перил, крутизна около 60o ); дальше шли 300-400 м пешком по фирновому склону крутизной 35-45o . Спуск и снятие веревок заняли еще часа 2.

Итого на прохождение спуска с пер. Зап. Плечо Каракола до л. Онтор Зап. потребовалось 13 часов; навешено 17 веревок (760 м перил). Погода весь день была плохая, так что весь путь проходился в условиях ограниченной видимости. Проблематичный участок -- от верха Плеча до его стыка с гребнем. Там, по-видимому, всегда лавиноопасно, но зимой, возможно, лучше, чем летом, т. к. зимой снега обычно меньше, и он плотнее зафирнован.

Перевал Зап. Плечо Каракола, безусловно, соответствует категории сложности ЗА*, но мы считаем, что его высота несколько больше, чем указано в Классификаторе (не 4800, а 4950-5000 ). Во-первых, от перевала до вершины п. Каракол (5281) остается явно не 500 м, а около 300; во-вторых, от Плеча до пер. Джеты-Огуз (4400) также не 400 м перепада высоты, а явно больше (как минимум 600 м); и, в-третьих, Плечо заметно выше, чем соседний ВГУ-400, высота которого отмечена тоже 4800.



[*] [*] [*] [*]
След.: Радиальный выход на пер. Выше: Техническое описание перевалов Пред.: Безуспешный радиальный выход на

Сальников Г. Е., sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 1993 г.