Краткая характеристика района похода

С точки зрения туристской классификации Памир достаточно полно охарактеризован в "Перечне высокогорных перевалов" под ред. Анатолия Джулия, М, 2001 г. Чтобы не повторяться, упомянем некоторые важные особенности Памира, отличающие его от других горных районов.

Сравнивать Памир с такими популярными местами проведения горных походов, как, скажем, Алтай, Киргизский Алатоо, или что-нибудь еще не слишком масштабное, очень трудно. Разные весовые категории. Если, к примеру, на Алтае практически нет перевалов выше 4000 м, то на Памире совершенно невозможно найти категорийный перевал, который был бы ниже 4000 м. Если на самых сложных тройках-Б Киргизского хребта перевальный взлет не превышает 1000 м, то даже самые простые памирские тройки-А -- обязательно выше. Если, скажем, на Терскей Алатоо самый длинный ледник не более 10 - 12 км, то на Памире такое и за ледник-то не считается. И так можно продолжать долго. Короче говоря, если речь идет о проведении походов наивысшей категории сложности, то горные районы средней высоты по сравнению с Памиром не столь привлекательны.

Сопоставимую сложность представляют фактически только два района в пределах границ бывшего СССР: Восточная часть Центрального Тянь-Шаня (называемая в просторечии районом Хана - Победы) и Заалайский хребет (некоторые считают его частью Памира, некоторые более склонны рассматривать отдельно, уж очень он на остальной Памир не похож). Если сравнивать Памир и Заалай, то для последнего характерен, хотя и высотный, но сглаженный рельеф, относительно большое количество несложных перевалов 2А - 2Б, многие троечные перевалы проходимы с использованием малого количества веревок или даже вообще без применения перильной страховки. По сравнению с заалайскими, памирские перевалы в среднем более техничны. Гораздо более сложный, чем Заалай, район Хана - Победы на Центральном Тянь-Шане по сравнению с Памиром, пожалуй, слишком суров. При сопоставимой технической сложности и масштабах оледенения высокогорная часть Центрального Тянь-Шаня практически лишена растительности. Там нет ничего подобного поросшим густой травой моренным карманам с теплыми озерами, которые есть почти на всех крупных памирских ледниках. Многодневное хождение выше границы "зеленки", только по снегу и камням, все-таки утомляет. На Памире же всегда есть возможность проложить маршрут, скажем, через поляну Сулоева, или Сурковую поляну, или что-нибудь в этом духе, полноценно отдохнуть там на дневке, и т. п. А ведь возможность отдыха на "зеленке" в середине маршрута -- это вовсе не прихоть. Такая возможность благотворно сказывается на физической форме группы и способствует успешному прохождению маршрута. Так что можно сказать, по сравнению с Центральным Тянь-Шанем Памир -- более "человеческий", душевный район.

Не последнюю роль играет также то, что Памир славится своей обычно устойчивой погодой (туристы утрированно говорят: "На Памире дождей не бывает").

Но самая уникальная отличительная особенность Памира, наверное, следующая. Памирские масштабы огромны. В любых других горах, включая и высокие, такие как Центральный Тянь-Шань и Заалай, нередки маршруты, где за месяц удается обойти практически весь район и за один поход все посмотреть. Обойти за один поход весь Памир невозможно в принципе. Только малую его часть. По Памиру без преувеличения можно ходить всю жизнь и не повторяться. Туда могут отправиться одновременно любое количество групп, и им там никогда не будет тесно. Неудивительно, что в старые добрые времена Памир был так популярен.

Теперь, в 2004 г., после многолетнего перерыва, вызванного гражданской войной в Таджикистане, мы решили снова сходить в этот район1. Безусловно, запланированный маршрут не назовешь транспамирским. Тем не менее, мы постарались построить его так, чтобы за ограниченное отпуском время посмотреть как можно больше достопримечательных мест. Наш маршрут должен был стартовать из долины Ванча, пройти, хотя бы частично, по самым крупным памирским ледникам Федченко и Бивачному, а также по Большому Памирскому Фирновому Плато. Мы хотели побывать на знаменитых полянах Москвина и Сулоева. Не на последнем месте стояли и спортивные запросы: пройти несколько высоких и технически сложных перевалов, попробовать подняться на семитысячник: п. Е. Корженевской (фото 94, 101, 132) или п. Коммунизма (фото 50, 51, 64, 65, 126, 133, 138, 152), а если получится, то и на оба. Идея подобного маршрута родилась еще год назад, у участников похода V к. с. по Заалаю под руководством Вадима Ветлужских в 2003 г. Они же фактически составили костяк команды этого года, так что наша группа была решительно настроена проходить запланированное по максимуму.

Прибыв в столицу Таджикистана г. Душанбе, мы почувствовали, что никаких препятствий, связанных со сложной политической обстановкой в этой стране, больше не существует. Все было, как в старые добрые советские времена. Особенно люди -- они нисколько не изменились, радушие их было выше всякой похвалы. Главная проблема -- сугубо материальная: все-таки самолетом до Таджикистана -- это, что ни говори, довольно дорого. В частности, нам весь поход обошелся примерно в 700$ на человека, и большую часть этой суммы составляли расходы на транспорт. В Душанбе нам очень помогли Андрей (wavzid@tjinter.com) и Олег (bot@tjinter.com) Пилькевичи (фото 161) (МЧС РТ) и Рано Умаровна Сабирова (rano@navruz.tajik.net) (Альп-Навруз). Благодаря этим людям, у нас практически не было проблем с такими неизбежными формальностями, как регистрация пребывания и пропуска в погранзону (Дарвазский и Ванчский районы Горно-Бадахшанской автономной области). Дело в том, что для оформления пропусков недостаточно паспортных данных, а нужен сам паспорт, так что оперативность в их оформлении была для нас немаловажной. Кроме того, Пилькевич помог нам с транспортом (ГАЗ-66 (фото 160) до Поймозора и выше на заезде и от Девшара до Душанбе на выезде), а фирма "Альп-Навруз" сделала нам заброску части груза вертолетом в МАЛ на поляну Москвина. Автодороги в Горном Бадахшане стараются поддерживать в приличном состоянии, так что на подъездах и отъездах нежелательных задержек не было. Туристов на Памире пока мало (сказываются дороговизна и недостаток актуальной информации по району). Мы встречали только две группы: горную шестерку из г. Москвы и пешеходную шестерку из г. Перми.

Сальников Г. Е., sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2004 г.