Краткая характеристика района похода

С точки зрения туристской классификации Памир достаточно полно охарактеризован в "Перечне высокогорных перевалов" под ред. Анатолия Джулия, М., 2001 г. Чтобы не повторяться, упомянем некоторые особенности Памира, делающие его очень привлекательным для проведения сложных горных походов.

Сопоставимую сложность представляют фактически только два района в пределах границ бывшего СССР: Восточная часть Центрального Тянь-Шаня (называемая в просторечии районом Хана - Победы) и Заалайский хребет (некоторые считают его частью Памира, некоторые более склонны рассматривать отдельно, уж очень он на остальной Памир не похож). Если сравнивать Памир и Заалай, то для последнего характерен, хотя и высотный, но сглаженный рельеф, относительно большое количество несложных перевалов 2А - 2Б, многие "троечные" перевалы проходимы с использованием малого количества веревок или даже вообще без применения перильной страховки. По сравнению с заалайскими, памирские перевалы в среднем существенно более техничны. Гораздо более сложный, чем Заалай, район Хана - Победы на Центральном Тянь-Шане по сравнению с Памиром, пожалуй, слишком суров. При сопоставимой технической сложности и масштабах оледенения высокогорная часть Центрального Тянь-Шаня практически лишена растительности. Там нет ничего подобного поросшим густой травой моренным карманам с теплыми озерами, которые есть почти на всех крупных памирских ледниках. Многодневное хождение выше границы "зеленки", только по снегу и камням, все-таки утомляет. На Памире же всегда есть возможность проложить маршрут, скажем, через поляну Сулоева, или Сурковую поляну, или что-нибудь в этом духе, полноценно отдохнуть там на дневке, и т. п. А ведь возможность отдыха на "зеленке" в середине маршрута -- это вовсе не прихоть. Такая возможность благотворно сказывается на физической форме группы и способствует безопасному прохождению маршрута. Так что можно сказать, по сравнению с Центральным Тянь-Шанем Памир -- более "человеческий", душевный район.

Не последнюю роль играет также то, что Памир славится своей обычно устойчивой погодой (туристы утрированно говорят: "На Памире дождей не бывает").

Но самая уникальная отличительная особенность Памира, наверное, следующая. Памирские масштабы огромны. В любых других горах, включая и высокие, такие как Центральный Тянь-Шань и Заалай, нередки маршруты, где за месяц удается обойти практически весь район и за один поход все посмотреть. Обойти за один поход весь Памир невозможно в принципе. Только малую его часть. По Памиру без преувеличения можно ходить всю жизнь и не повторяться. Туда могут отправиться одновременно любое количество групп, и им там никогда не будет тесно. Неудивительно, что в старые добрые советские времена Памир был так популярен.

Маршрут, который мы предполагали попробовать пройти в этот раз, не характеризуется ни непомерным километражом, ни радиальными восхождениями на популярные вершины семитысячной высоты по классическим путям с заранее подготовленными перилами. На Памире за многие годы его спортивно-туристского освоения накоплено некоторое количество нерешенных задач, малоисследованных и/или проблемных до сих пор не пройденных перевалов. Нам было интересно попробовать порешать некоторые такие задачи и, если не посчастливится завершить их успешным прохождением нового перевала, то хотя бы собрать информацию, которой могли бы воспользоваться другие группы при последующих попытках их решения. Мы отдавали себе отчет в том, что, идя на разведку малоизвестного препятствия, рискуем потерять время, образно говоря, на "битву с ветряными мельницами" и в результате не успеть пройти последующие известные, надежные перевалы. Но мы были готовы идти на такой риск, вплоть до риска непрохождения полноценного похода шестой категории сложности, в надежде, что нам посчастливится сделать какие-нибудь новые туристские находки. Разумеется, при этом не шла речь ни о каком риске для жизни или здоровья участников, все мыслимые запасные варианты были предусмотрены заранее, так что рисковали мы максимум, образно говоря, своими справками о зачете не полностью пройденного маршрута.

В качестве одной из основных таких "изюминок" мы собирались посмотреть поближе на легендарную перемычку между пиками Ахмади Дониша и Клары Цеткин, которая вела бы, если бы ее удалось пройти, напрямую с лед. Бивачного на лед. Москвина. Другой могла бы быть попытка перевалить хр. Петра I с севера на юг через п. Абалакова -- по предположительно безопасному пути между двумя достаточно известными -- опасными -- перевалами ПФП поперек и Бородино. Забегая вперед, признаемся, что мы провели глубокую разведку перемычки Ахмади Дониша, пришли к выводу, что для нашей группы она неприемлемо опасна и технически сложна, и отказались от ее прохождения, после чего нам элементарно не хватило времени попытать себя на траверсе п. Абалакова -- тогда мы не успевали бы вовремя вернуться домой. Тот самый результат предвиденного риска не пройти весь маршрут по основному варианту, о котором мы только что рассуждали. Что делать? Нельзя же все время ходить только по проторенным дорожкам, надо когда-то и новые пути пытаться прокладывать...

Тем не менее, поскольку возможные запасные варианты тоже включали прохождение сложных перевалов, мы "были обречены" набрать препятствий, вполне достаточных для полноценной горной "шестерки". Кроме того, нам удалось "проинтуичить", а вернее, "просчитать" то, что недалеко от известного -- потенциально опасного -- пер. Большой Фонтан, в соседнем цирке, может находиться новый не менее привлекательный перевал. Такой перевал был действительно нами найден и надежно пройден, причем этот новый перевал оказался интересным в спортивном отношении и в то же время совершенно безопасным.

Заезд на Памир проблем практически не представляет. Путешествие начинается из г. Душанбе. Виза россиянам не требуется, но загранпаспорт нужен. В аэропорту нужно внимательно заполнить таджикские миграционные карты и проследить, чтобы на паспортном контроле их проштамповали, иначе неизбежны проблемы при обратном вылете. Единственная дорога -- Памирский тракт -- проходит по погранзоне с Афганистаном, поэтому нужны пропуска, их выдают по загранпаспорту обычно в течение одного - двух дней. Также нужна регистрация на территории Горно-Бадахшанской АО, ее тоже делают в Душанбе. Автомобильный транспорт легко нанять на автобазе неподалеку от аэропорта, либо договориться о нем с принимающим туроператором (для нас это была Заррина Бобоходжиева, фирма "MATVC", ул. Турсунзаде, 3/1, 734025 Душанбе, Таджикистан, т. (992372)2277055, matvc@mail.ru), который в любом случае оказывает поддержку по регистрации и пропускам. По мере проезда погранпостов в Калайхумбе, Ванче и т. п. приходится заходить в местное отделение МГБ и рассказывать, куда мы собираемся идти и что там делать -- это не страшно, отношение местных властей доброжелательное.

Туристов на Памире до сих пор мало (сказываются, видимо, дороговизна и некоторый недостаток актуальной информации по району). Мы не встретили на маршруте ни одной туристской группы, только на поляне Москвина слышали от гидов о проходившей через МАЛ группе туристов из Нижнего Новгорода.

Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2008 г.