Пер. Эпюра (2А*, 4300)

Местонахождение:
в главном хребте Терскей Алатоо между пиками Джигит и Альбатрос; разделяет долины рек Кельтор (приток р. Каракол) и Караколтор (приток р. Куйлю Вост.). Эпюра - ближайший к пику Джигит относительно несложный перевал.

Категория сложности:
2А*.

Ориентация:
север - юг.

Характер:
снежно-ледовый.

Определяющая сторона:
северная.

Направление прохождения:
с севера на юг, на подъем с определяющей стороны.

Время подъема:
3 часа (от основного ледника).

Время спуска:
1 час (до конца ледника).

Фактическое время прохождения:
28 августа 2013 г.; 5 часов "грязного" ходового времени.

Навешено перильных веревок:
1 (50 м на подъем, снег - лед).

Пер. Эпюра характерен тем, что с северной стороны проходится по снежно-ледовому гребню. Это очень красивый перевал. Мы его проходили сразу после пер. Онтор, реализуя запасной вариант продолжения маршрута. Описание дается от верховьев лед. Кельтор до правых боковых террас лед. Караколтор Вост. (фото 116 - 125).

Путь от пер. Онтор к цирку пер. Эпюра
28 августа, меньше чем за 3 часа перемахнув через пер. Онтор, в 1000 мы с ходу устремились на пер. Эпюра. Проходили перевал по стандартному пути. Сначала за 2 ходки через ледовый лоб, покрытый жестким фирном, в связках и кошках мы поднялись в верхний перевальный цирк (~300 м, 20 - 25o).
Заход от пер. Онтор на гребень пер. Эпюра
В районе перегиба в верхнем цирке приходится распутать пару трещин, что, впрочем, не представляет особых проблем. К 1200, когда мы оказались в верхнем цирке, потеплело, снег начал подтаивать и местами проваливаться. Так как после недавнего большого снегопада можно было ожидать потенциальную повышенную лавинную опасность, мы заторопились скорее на перевал, чтобы успеть проскочить до того, как снег раскиснет. Лезть на седловину Эпюры в лоб не следует: там взлет значительно более крутой, с большими бергшрундами, и к тому же явно перегружен лавиноопасным снегом. Нужно подняться направо (по ходу) на разделительный гребень,
Подъем на пер. Эпюра по гребню
который уже заведомо безопасен и ведет до самой седловины. Для подъема на гребень мы избрали оптимальный путь, наиболее приближенный к линии падения воды, имеющий минимальную крутизну, без карниза в верхней части, и приступили к навеске перил. У подножия снега было много, но ближе к верху гребня снег практически сошел на нет, там мы сделали промежуточную перестежку на ледобуре. Верхняя станция была на снежном щите уже наверху; до гребня нам хватило одной веревки (50 м, 40 - 45o). Снег раскисал на глазах, под участниками уже начали оседать доски, так что можно было наглядно убедиться в большой пользе нашего стремительного движения в этот день. Опоздай мы с подъемом на гребень на какой-то час, и вполне реально было бы столкнуться с проблемой высокой лавинной опасности!

Гребень Эпюры в 1247 (слева) и в 1306 (справа)

Группа на пер. Эпюра Записка с пер. Эпюра
Гребень Эпюры был на всем протяжении покрыт снегом, по нему мы в связках совершенно безопасно вышли к седловине, плавно набрав еще около сотни метров высоты. В это время погода стала резко меняться с тенденцией в сторону ухудшения (так, на фото 119 и 120 изображено фактически одно и то же место с разницей по времени всего в четверть часа). На пер. Эпюра мы были в 1320. Сняли записку группы туристов г. Витебска под рук. А. Шипунова от 19.08.2013 (фото 140), прошедших перевал в противоположном направлении. Здесь нас таки настиг запердон и не дал расслабиться. Чтобы поскорее уйти от шквалистого ветра со снежными зарядами, в 1340 мы поспешили вниз с седловины. Пер. Эпюра практически односторонний, взлет с южной стороны символический: 15 - 20 м, 25 - 30o. Снег на льду нелавиноопасен, так как крутой участок не протяженный. Мы спустились в связках и кошках спиной к склону, держась левее, вплотную к скальному выходу. Ветер стих, как только мы покинули седловину.

Вид на юг с пер. Эпюра Спуск на юг с перевального взлета Эпюры

Обход ледопада в южном цирке пер. Эпюра
После перевального взлета дальше идет ровный закрытый ледник. Нам было известно, что на перегибе этот ледник сильно разорван, так что мы решили пройти еще ходку, чтобы поскорее уйти с раскисающего снега. Обойдя небольшой ледопад вдоль левого борта, в 1450 мы перешли на левую боковую морену, где, наконец, остановились на обед у теплого, но неприветливого озера. Таким образом, эффект от сожранного группой вчера вечером на Онторской поляне плова оказался настолько ошеломляющим, что мы не просто прошли два перевала в один день, как было запланировано. Мы полностью перемахнули оба перевала - Онтор и Эпюру от морен до морен - от завтрака до обеда! К сожалению, спокойно пообедать нам опять не дала погода. Налетел конкретный запердон и загнал нас под полиэтилен. Наспех закончив обед, в 1540 мы двинулись дальше.

Если от этого места маршрут группы лежит не по долине реки Караколтор и не направо к южным отрогам пиков Джигит и Слоненок, а, как для нас, налево на лед. Караколтор Вост., то спускаться дальше вниз по лед. Эпюры невыгодно. Нужно прямо отсюда повернуть налево, выйти на боковые террасы и по ним траверсировать в направлении лед. Караколтор Вост., обходя гору и по мере необходимости немного сбрасывая высоту.
Траверс по террасе с лед. Эпюры к лед. Караколтор Вост.
В верхней части террасы сложены из крупного курумника. Камни живописно выветрены, покрыты пустынным загаром, встречаются ярко-желтые породы, как будто перевал ведет к волшебнику Изумрудного города. Затем среди каменных полей начинают попадаться травянистые участки, их становится все больше. В конце концов удобная терраса приводит на небольшую травянистую поляну с чистым ручьем, с которой практически без набора высоты можно сразу попасть на центральную часть лед. Караколтор Вост. На этой поляне в 1730 мы и заночевали; координаты: N 42o11.466', E 78o34.995'; высота 3750 м. К вечеру погода было наладилась, но ночью запердон пришел снова.

Таким образом, группа в неблагоприятную погоду в стремительном темпе прошла за один день от травы до травы два перевала - Онтор и Эпюру, повесив одну веревку (50 м) на льду при подъеме из цирка на гребень пер. Эпюра. Отметим, что при сложившихся в этом сезоне погодных условиях такой быстрый темп имел особенно важное значение: мы вовремя успели проскочить пер. Эпюра, до раскисания снега и образования лавиноопасных досок на склонах. Как и Онтор, пер. Эпюра очень видовой, в нормальную погоду, как правило, безопасный, и настоятельно рекомендуется к прохождению. Образно можно сказать, что пер. Эпюра - это ворота через хребет Терскей к горному узлу Куйлю. В случае особенно высокой лавинной опасности обычного пути на перевал с севера (что маловероятно) в принципе можно подниматься на гребень не из верхнего цирка, а гораздо ниже, с самого ледника, по технически несколько более сложному, но безопасному пути.

Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2013 г.