Пер. Эпюра (2А*, 4300)

Пер. Эпюра находится в главном хребте Терскей Ала-Тоо между вершинами Бригантина (4800) и Джигит (5130), ведет с л. Зап. Кольтор (л. Джигита) на л. Зап. Караколтор. Этот перевал необычен тем, что проходится со стороны л. Джигит по ледовому гребню. Перевал односторонний: со стороны л. Зап. Караколтор взлет практически отсутствует.

Через два часа ходьбы от седловины Онтора по закрытому леднику в связках мы подошли под перевальный взлет Эпюры, где пообедали. Затем начали подъем на перевал. 1-я ступень -- небольшой снежно-ледовый лоб -- проходится пешком в связках. После этого попадаем в верхний перевальный цирк. Затем нужно подниматься вправо на гребень. Там обычно приходится навешивать перила. У нас лед на склоне был покрыт тонким слоем плотного снега (10 ÷ 15 см), кошки держали на нем хорошо, бергшрунды были забиты, поэтому мы могли надежно идти без перил, просто в связках. На гребне в самом его начале снег был полностью сдут на протяжении метров 15, лететь было куда, поэтому мы повесили вдоль гребня одну веревку (35 м) горизонтальных перил с одной промежуточной перестежкой. Верхняя точка крепления была на фирновом щите-снегосбросе, остальные -- на ледобурах. Выше веревки лед снова пошел присыпанный тонким слоем снега, сцепление кошек с ним улучшилось, и мы шли пешком в связках до самой седловины. Весь подъем с места обеда у нас занял 3.5 часа. Спуск с перевала на юг не представляет трудностей: взлет 10 ÷ 15 м крутизной 25 ÷ 30o -- лед под тонким слоем снега, сцепление с кошками хорошее. Спустились в связках спиной к склону на ровный закрытый ледник Эпюры. В нижней части ледник сильно трещиноватый, мы проходили зону трещин ближе к левому борту. Ночевали на леднике, а на следующий день вышли на левую боковую террасу и по ней пошли к нашему следующему перевалу.

Верхний цирк пер. Эпюра

Гребень, ведущий на пер. Эпюра

Выход на седловину пер. Эпюра по гребню

Пер. Эпюра со стороны л. Эпюры

Иногда верхний цирк пер. Эпюры бывает лавиноопасным. В этом случае на гребень выходят не из верхнего цирка, а сразу из нижнего. Этот путь хотя и несколько более сложен технически, но практически безопасен.

Сальников Г. Е., sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2001 г.