gif gif gif gif
След.: Траверс п.═Каракол═(3Б═5281). Выше: Техническое описание перевалов. Пред.: Пер.═Байтор═(3А*═4550).

Пер.═Зап. Плечо Каракола═(3А*,═5000).

Пер.═Зап. Плечо Каракола был у нас заявлен запасным вариантом к пер.═Терскей═(3Б), по которому мы имели недостаточно информации. Пер.═Терскей, согласно "Перечню классифицированных перевалов высокогорных районов СССР", должен вести с л.═Айланыш через Джетыогузскую стену на западную ветвь л.═Киче-Борду. Как именно подразумевается проходить Джетыогузскую стену в этом месте, осталось для нас загадкой: даже авторы "Перечня..." не знали, кто, когда, каким образом, и ходил ли вообще этот перевал. Мы же, подойдя под стену и

пронаблюдав за ней в течение нескольких часов, не нашли в ее западной части ни одного безопасного, не простреливаемого ежечасными лавинами и ледовыми обвалами, пути. Более того, как мы потом рассмотрели с вершины п.═Каракол, спуск со стены на л.═Киче-Борду Зап. также проблематичен: везде висят ледовые сбросы и карнизы.

Load BIG Image

В восточной части стены можно было бы выбрать более безопасный путь наверх; там не было бы проблем и со спуском на юг, однако, такой путь был бы нелогичен: во-первых, он не совпадает орографически с Классификатором, а во-вторых, топологически идентичен перевалу Зап. Плечо Каракола с той только разницей, что последний куда как более безопасен, логичен и просто красив.

Таким образом, пообедав под Джетыогузской стеной и понаблюдав за ней, мы решили отказаться от пер.═Терскей и проходить Плечо Каракола, по которому у нас была полная информация (руководитель уже один раз руководил его прохождением в обратном направлении в походе V═к.═с. в августе 1993═г.). Выйдя в 1400 с обеда, к 1720 мы поднялись на ледник, ведущий к пер.═Джетыогуз═(2Б), и заночевали на нем в одной ходке от перевала. Другой вариант прохождения Плеча Каракола -- прямо с л.═Айланыш -- мы отвергли, так как он, хотя и технически проще, связан с обходом ледопада Айланыш прямо под опасными склонами Джетыогузской стены.

На следующий день, выйдя в 745, мы в 845 вышли на седловину пер.═Джетыогуз, откуда, однако, нам не надо было спускаться вниз, а нужно было идти вверх по гребню в направлении главного хребта. К 1900 мы, наконец, дошли до стыка этого гребня с основным хребтом (это место называется пер.═Васильева), где и заночевали. До этого места мы навесили 11═веревок (545═м перил) приблизительно следующего характера:

1-я веревка (50═м):
по льду под "балдушку"gif, господствующую над пер.═Джетыогуз,
2-я веревка (40═м):
по разрушенным скалам на вершину этой балдушки,
3-я веревка (60═м):
по льду через небольшой провальчик в гребне,
4-я веревка (50═м):
по льду на скально-ледовую балдушку в гребне,
5-я веревка (40═м):
по скалам обход жандарма справа по ходу траверсом,
6-я веревка (50═м):
продолжение обхода по скалам этого жандарма,
7-я веревка (50═м):
на большую ледовую балду в гребне,
8-я веревка (60═м):
продолжение подъема на эту балду,
9-я веревка (40═м):
весьма неприятное прохождение скального жандарма в узком гребне,
10-я веревка (45═м):
на ледовую балдушку,
11-я веревка (60═м):
по узкому волнообразному ледовому гребню.

Load BIG Image

В месте нашей ночевки на так называемом пер.═Васильева седловина уже широкая, но не совсем горизонтальная, и залитая голым льдом, поэтому, чтобы выровнять площадку под палатку, нам пришлось поработать ледорубами. Далее наверх идет фирновый склон крутизной 20-30o и перепадом порядка 400-500═м с немногочисленными встречающимися на нем сераками. Склон был совершенно безопасен, фирн прочен. Выйдя в 835 с места ночевки, в 1145 мы поднялись собственно на Плечо в связках, без использования перил. Плечо снежное, тура на нем нет, и сложить его не из чего. Траверснув еще один соседний снежный пупырь налево по ходу, мы спустились в цирк к западу от п.═Каракол, перепрыгнув по пути один небольшой бергшрунд. В западном цирке Каракола мы обедали, а после обеда навесили предварительно, по старому доброму обычаю, на подъеме на Каракол 5═веревок (210═м перил).