Этот необычный перевал был впервые пройден горными туристами в октябре-месяце далекого 1996 года в рамках похода 6 к. с. под рук. Георгия Сальникова. Мы ожидали, что такой шикарный перевал будет регулярно проходиться и в других "шестерках". Но, к некоторому нашему недоумению, информация о повторном прохождении этого траверса никак не появлялась, хотя радиальные восхождения на пик Каракол с запада совершались многими группами. В представленном походе траверс Каракола очень логично вписался в нитку выбранного маршрута. Кроме того, мы хотели посмотреть, как он выглядит в августе по сравнению с октябрем. По завершении мероприятия мы предполагали, что сделали второе туристское прохождение этого перевала. Однако после публикации анонса о нашем походе на сайте Risk.ru в комментариях к этому посту "засветились" участники еще двух туристских групп, которые, оказывается, тоже проходили траверс Каракола - соответственно в 2006 и 2010 г. Описания прохождения траверса ни одна из групп почему-то не обнародовала, и более того, по непонятным причинам обе группы держат эту информацию в секрете (см. по адресу http://www.risk.ru/users/gsalnikov/200403/ комментарии не раскрывающих свою личность юзеров с никами abrikos и aleksandr). Таким образом получается, что наша группа представляет всего лишь второе документированное туристское прохождение пер. Траверс Каракола.
Пик Каракол (5281) является высшей точкой всего хребта Терскей Алатоо. В массиве Каракола насчитываются три вершины: северная (наивысшая), центральная и южная. Между ними находится широкое пологое фирновое плато, позволяющее ходить между всеми этими вершинами просто пешком в связках. С запада главный хребет Терскей Алатоо стыкуется с северной вершиной массива, с востока - с центральной вершиной; южная остается в стороне. Таким образом наиболее простой путь траверса массива Каракола с запада на восток проходит непосредственно через северную и центральную вершины. По альпинистской классификации и западный, и восточный гребни Каракола имеют категорию 4Б. Все остальные альпинистские маршруты на Каракол гораздо сложнее и в данном отчете не рассматриваются. Пройденный нами участок по западному гребню представляет собой примерно половину всего пути до вершины от ледника. По этому маршруту, соответствующему туристской категории 3А, часто совершают радиальное восхождение на пик. Пройденный участок по восточному гребню существенно более сложен (туристская категория 3Б) и посещается гораздо реже. Он соответствует определяющей части, а вместе с пер. Металлург - и полному альпинистскому маршруту на пик Каракол по восточному гребню. Описание траверса дается от верхнего плато лед. Кичеборду до седловины пер. Металлург (фото 81 - 104).
21 августа, сразу после торжественного закладывания записки в тур на седловине пер. Терскей, в 700 мы отправились вдоль верхнего плато Кичеборду в направлении пика Каракол. К подножию горы подходит закрытый ледник с двумя лбами, пересеченными бергшрундами, с общим набором высоты около 150 м. Трещины нижнего лба не страшные и забиты снегом, вопросов с их прохождением не возникает. На верхнем лбу два широких разлома от борта до борта ледника. Первый проходится по мосту справа по ходу, второй - по мосту слева по ходу. В верхний цирк под сам пик Каракол мы поднялись в 1130, координаты: N 42o10.281', E 78o27.565', высота около 4950 м.
Пик Каракол, вид с верхнего плато Кичеборду
Подъем на пик Каракол: красная линия - путь группы по гребню, синяя - в лоб через "горловину"
Существуют два варианта подъема на вершину пика Каракол из верхнего цирка, оба комбинированные (лед - скалы). Один из них начинается по ледовому склону крутизной около 40o с характерной горловиной посередине и выводит на седловинку между северной и центральной вершинами массива. Именно здесь поднималась группа группа под рук. Г. Сальникова в октябре 1996 г. В тот раз потребовалось провесить 7 веревок по голому льду, а перед седловинкой еще 2 веревки по залитым натечным льдом разрушенным скалам. Этот путь более прямолинейный и в октябре, когда все камни вморожены в лед, и совсем нет снега, совершенно безопасный. В летнее время камни могут вытаивать и создавать опасность камнепадов в районе горловины, а при наличии снега на ледовом склоне может повышаться лавиноопасность. Поэтому чаще ходят не в лоб по ледовому склону, а по более безопасному пути - по гребню главного хребта через северную вершину. Именно здесь и мы решили подниматься в этот раз.
Выходить на вершину после обеда, на ночь глядя, большого смысла не было. Поэтому время с 1400 до 1800 мы использовали для предварительного провешивания имеющихся у нас четырех веревок. Первую мы повесили через бергшрунд на фирновую седловину западного гребня, еще три - по ледовому гребню прямо вверх. Как только мы вышли с обеда на предпровес, сразу же налетел запердон (буран с мокрым снегом, плохая видимость). Но, несмотря на непогоду, мы довели предпровешивание до конца. Чтобы наутро найти веревки, если их, не дай бог, заметет снегом, участники временно пожертвовали две ярко-красные хобы и привязали их к нижнему концу перил.
Седловина западного гребня Каракола
Подъем на пик Каракол
Характер гребня Каракола
22 августа мы вышли в 645. По навешенным с вечера перилам поднялись на западное седло (50 м, 40 - 45o, бергшрунд в нижней части, верхняя станция на снежном щите). Затем прошли 3 веревки, предварительно навешенные по ледовому гребню (150 м, ~ 45o, все станции на ледобурах), и продолжили провеску. 5-я веревка (50 м, станции на ледобурах) от верха вчерашних перил шла еще метров 30 по льду прямо вверх, а после промежуточной перестежки, следуя направлению ледового галстука, поворачивала косым подъемом налево за угол. Здесь крутизна несколько возросла до 50 - 55o. Слой снега на льду был слишком тонкий, он не позволял утаптывать ступени, а только мешал кошкам. Следующие 2 веревки (100 м, 45 - 50o) шли по несложному миксту - большей частью по ледовым ручейкам, иногда ступая на торчащие из натечки разрушенные скальные выступы. 6-я веревка была закреплена петлей на таком выступе, 7-я - снова на ледобурах. Последняя, 8-я веревка (50 м, станция на ледорубе) по выполаживающемуся снежному склону выходила непосредственно на купол северной, главной вершины пика Каракол. Погода была пока еще приемлемая, облачность довольно высоко, так что на вершине мы провели полтора часа с 1100 до 1230, собирая снаряж (на сегодня, кроме связок, больше ничего не понадобится) и любуясь на ежеминутно меняющиеся по мере смены декораций облаков круговые панорамы. Купол Каракола снежный, так что тур на нем отсутствует.
Выход на вершину Каракола
Вид с вершины Каракола на Огуз-Баши
Группа на вершине Каракола
Затем мы за полчаса спустились в связках и кошках по фирновому гребню каракольского массива на плато под его центральной вершиной - той, с которой начинается наш спусковой восточный гребень. Там с 1300 до 1500 мы пообедали и переждали под полиэтиленом внезапно налетевший кратковременный запердон. После обеда мы в связках за 2 ходки дошли по пологим буграм до места сужения гребня, откуда с утра надо было начинать резвиться с веревками. Заночевали в 1700 чуть левее линии гребня на дне забитого снегом разлома. Этот разлом - последнее удобное место ночевки перед протяженным перильным участком. Координаты: N 42o10.387', E 78o28.837'; высота 4960 м.
Верхнее плато массива Каракола
Ночевка на плато Каракола перед гребнем
Восход с места ночевки; виден пик Джигит
Таким образом, за этот день, как и планировалось, мы прошли весь подъем на пик Каракол и спустились непосредственно до начала технически сложного участка на той стороне. На подъеме потребовалось 8 перильных веревок: 4 по льду, 2 по миксту, первая и последняя по снегу, итого 400 м перил. 4 веревки из 8 были провешены с вечера. По нашим представлениям, вариант подъема на вершину по водораздельному западному гребню имеет сопоставимую сложность с вариантом по западному склону 1996 г. Преимущество пути по гребню не в том, что там технически проще, а в том, что безопасно независимо от времени года.
23 августа в 650 мы вышли с места ночевки и, пройдя еще несколько десятков метров по извилистому гребню в связках и кошках, приступили к навеске перил. На следующем участке мы навесили непрерывной ниткой 7 веревок по 50 м. Первую и последнюю из этих семи веревок мы сдернули с помощью щита-снегосброса. Остальные пять крепились чаще на ледобурах, но иногда и на ледорубах, если не удавалось докопаться до льда. Пройдя эти 350 м перил, мы оказались на широком условно горизонтальном участке гребня длиной около 150 м. Это единственное место посреди восточного гребня Каракола, где при необходимости можно комфортно ночевать. Здесь с 1140 до 1220 мы молниеносно пообедали, а потом продолжили работать вперед и вниз. После обеда мы навесили вдоль гребня еще 15 веревок. Первая из них опять была на снегосбросе, и еще один снегосброс мы дергали где-то в середине этого пути. Остальные 13 послеобеденных веревок крепили на ледобурах, если удавалось дорыться до льда, или реже на ледорубах, если на досягаемой глубине льда не было.
Восточный гребень Каракола
1-я веревка на спуске
Путь по гребню
Расширение посреди гребня
Вид с Онторской поляны
Весь восточный гребень Каракола, за исключением упомянутого короткого
участка посередине, узкий и острый.
Северная сторона гребня представляет собой километровую снежно-ледовую
стену крутизной
50 - 60o, явно лавиноопасную. С южной стороны
узкая полоска крутого заснеженного ледового склона (крутизна
35 - 50o,
ширина 5 - 15 м, глубина снега в разных местах от нуля до "по
колено"), а дальше на несколько сотен метров вертикальные скальные
сбросы. На всем протяжении сплошные карнизы на обе стороны, чаще на
север. Ни по самой линии гребня, ни траверсом крутого северного склона
идти нельзя, можно обрушить карниз или сорвать лавину. Приходится
траверсировать ледовый косогор с южной стороны, балансируя между карнизами
и скальными сбросами.
Неудобство усугубляется тем, что гребень идет поперечными волнами,
из-за этого регулярно встречаются участки большей крутизны или такие
вогнутые, что середина натянутой по хорде веревки не достает до склона.
Восточный гребень Каракола
Вид в сторону пер. Металлург
Вид в сторону вершины
Движение по гребню
В октябре 1996 г. было холодно и ясно, гребень был чисто ледовый
на всем протяжении. Несколько напрягала необходимость все время идти
на передних зубьях, зато не было никаких вопросов с организацией страховки.
В августе этого года с погодой не повезло, было тепло и сыро, а гребень
заснеженный. Мокрый снег на льду почти не держал, больше мешал движению.
Ступени утаптывались плохо и оставались ненадежными, казалось, что
вот-вот уедешь вместе со снегом на скалы и потом замучаешься выбираться
оттуда по веревке с маятником. Чтобы закрутить ледобур, лидеру приходилось
утомительно копать по локоть в снегу. Погода во второй половине дня
постепенно ухудшалась, пока не превратилась в полный запердон. Плохая
видимость временами мешала правильно выбирать путь по волнистому гребню:
вблизи непонятно, где линия водораздела, а где локальный надув, вдали
же вообще ничего не видно. Хочется запурговать, но на узком гребне
расположиться негде, а далеко ли до ближайшего плоского места на седловине
пер. Металлург, сквозь снегопад не видно. Наконец, уже поздно вечером,
в
1900, попалась подходящая мульдочка, мы занырнули
в нее и молниеносно запурговали. Координаты ночевки в мульде: N
42o10.325',
E
78o29.936'; высота 4510 м. В этот
день с утра мы повесили ни много, ни мало, 22 веревки (1100 м перил).
Было видно, что дальше мульдочки надо еще вешать, но не видно, сколько.
Всю ночь шел снег.
Движение по гребню
Снято автором с вершины Джигита в 2010 г.
24 августа, желая достичь как минимум седловины пер. Металлург,
мы сделали обычный ранний подъем. Хотя погода не радовала устойчивостью,
мы позавтракали, свернули стоянку, собрали рюкзаки и даже, кажется,
успели связаться. Было где-то около 7 утра. Но как только мы подошли
к месту, откуда надо было продолжать вешать перила, нам снова "выключили
свет": повалил мокрый снег, и пропала видимость. Как раз в
этом месте рельеф был неоднозначный: то ли обходить большой карниз
справа, то ли слева, а что за карнизом, не видно из-за непогоды. Потусовались
на гребне с полчаса - мокнуть надоело. Вернулись в нашу мульду,
благо до нее 30 м, и залезли под полиэтилен.
Еще пару часов терпели под полиэтиленом, время от времени командируя
дежурного участника на гребень посмотреть на предмет просветов в тумане.
После этого поставили палатку на привычном месте и запурговали до
лучших времен. Запердон продолжался весь день, снегопад не прекращался,
видимость не улучшалась, погода менялась от плохой к еще худшей.
Пургуем под полиэтиленом
25 августа с утра расклад почти такой же, что и вчера: погода
плохая, но видимость таки была немножко. В
730 мы сняли
стоянку и приступили к навеске перил. Через полторы веревки нас снова
накрыл запердон, еще хуже, чем вчерашний: все то же самое, снегопад,
отсутствие видимости, но впридачу еще и сильный ветер. По-хорошему
надо бы запурговать, но уже негде: группа развешана гирляндой по перилам.
Пришлось напрячься и продолжать работать.
Навесив в ужасных условиях 3 веревки (150 м перил),
мы в
1145 таки достигли широкой седловины пер. Металлург,
где молниеносно запурговали. К тому времени запердон усугубился, ветер
усилился до штормового, идти по маршруту в таких
условиях нечего было и думать. Слава богу, что у нас была прочная
палатка "Канченджанга".
От напора бурана палатка чуть не подпрыгивала,
24-я веревка на спуске
при том, что внутри сидели шесть человек. Устав держать торец палатки
спинами, мы выстроили внутри баррикаду из мешков со шмотками. Построить
снежную стенку здесь было нереально: снег неподходящей консистенции.
Светопреставление продолжалось до утра. Но, несмотря ни на что, палатка
выстояла!
Буран на пер. Металлург
Таким образом, всего на восточном гребне пика Каракол мы повесили 25 веревок (1250 м перил). В октябре 1996 г. мы обошлись здесь меньшим количеством; тогда веревок было 20. Большее количество веревок в августе 2013 г. объясняется, очевидно, ненадежным характером снежного покрова на ледовом гребне, усугубленным отсутствием видимости на самом неудобном завершающем участке пути. В 1996 г. мы потратили на прохождение траверса Каракола от верхнего плато Кичеборду до пер. Металлург 2 дня, в 2013 г. - 4 дня. Но и сейчас пер. Траверс Каракола вполне можно было бы успеть перемахнуть за 2 дня, будь благоприятной погода: практически два дня из четырех мы пурговали.
Могли ли мы где-то еще наверстать время? Теоретически, да. Мы могли бы сразу после спуска с пер. Терскей на верхнее плато в тот же день подойти под пик Каракол. Но пришлось запурговать, так как совершенно не было видно ни пика Каракол, ни рельефа, ни расположения трещин на леднике. Можно было бы на следующий день вместо предпровеса с ходу подниматься на пик Каракол с полной выкладкой. Но делать это на ночь глядя, да еще и в условиях ухудшения погоды было бы рискованно. Короче говоря, небольшой шанс пройти быстрее снова был, но опять с определенным ущербом для безопасности. Мы снова перестраховались!
26 августа: позади три дня подряд ужасно плохой погоды на восточном гребне Каракола, двое суток пургования. Если не считать позавчерашнюю пурговку, то уже десятый день, как мы непрерывно вешаем веревки, ни дня без веревки, с момента начала подъема на пер. Терскей мы их повесили уже 78 штук! Подходит к концу жратва. Сегодня с утра по прежнему очень крепкий порывистый ветер, но видимость хорошая. Значит, надо что-то делать. А именно, делать отсюда ноги, и чем скорее, тем лучше!
По плану мы должны были бы продолжать траверс через вершину пика Слоненок
с последующим спуском через пер. Слоненок на север. Но в настоящий
момент вопрос о траверсе Слоненка на повестке не стоял по следующим
соображениям.
Восточный гребень Каракола, пики Слоненок и Джигит
Гребень пика Слоненок |
Таким образом, от продолжения траверса главного хребта мы отказались. За сим последовал спуск с пер. Металлург, но о нем речь пойдет в следующем разделе. Тура на пер. Металлург не было.
Итак, при прохождении пер. Траверс Каракола от верхнего плато Кичеборду до седловины пер. Металлург нами было навешено в сумме 33 веревки (1650 м перил), из них 8 на подъеме и 25 на гребневом спуске. Перевал проходился в условиях плохой погоды (снегопад, буран, отсутствие видимости). На прохождение потребовалось фактически 4 дня, 2 из которых мы пурговали. В хорошую погоду траверс Каракола за два дня проходим, хоть это и напряженный темп. Для прохождения в противоположном направлении, с востока на запад, маршрут и характер препятствий будет тем же самым.
Следует ли считать траверс Каракола перевалом? Мы убеждены: безусловно, да! Траверс Каракола с туристской точки зрения является типичным перевалом, и притом исключительно логичным! Он связывает два разделенных протяженным отрогом места - плато Кичеборду и седловину Металлурга, проход между которыми по любому другому маршруту потребует больше времени и будет связан либо с длинным обходом по долинам рек, либо с последовательным прохождением нескольких перевалов сложностью не ниже 3А*. То, что пер. Траверс Каракола проходит непосредственно через вершину, притом через высшую точку всего района, можно считать удачным совпадением. Дополнительными "бонусами" служит то, что пер. Траверс Каракола благодаря гребневому характеру совершенно безопасен в любой сезон и в любых погодных условиях, а также то, что в ясную погоду этот перевал исключительно видовой!
По вопросу классификации пер. Траверс Каракола у нас такое мнение. Классифицировать его от ледника до ледника в принципе можно, но неудобно. В этом случае в зависимости от того, с какими сторонами других известных перевалов он будет связан, суммарный путь через перевал будет сильно отличаться. Траверс Каракола тогда может связывать четыре ледника: Айланыш, Кичеборду, Металлург и Онтор, являющиеся истоками трех больших рек: Джетыогуза, Сарычата и Каракола, в любом сочетании. Причем в любом из возможных сочетаний наиболее сложная часть пути, определяющая категорию перевала 3Б, останется одна и та же - траверс восточного и западного гребней. Так что куда удобнее считать Траверс Каракола перевалом, связывающим верхнее плато Кичеборду с седловиной пер. Металлург, и это будет полноценная 3Б без халтуры: свыше 30 веревок, и не проходимая быстрее, чем за два полных дня.
Видео, наглядно иллюстрирующее испытания, которым группа
подверглась во время траверса Каракола, можно посмотреть по адресу:
http://www.youtube.com/v/eduF_zvKLsY
посмотреть и/или скачать в составе полного фильма по адресу:
http://nmr.nioch.nsc.ru/ters136/ters13.avi
http://www.youtube.com/v/sFowcHodfbQ
Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru