Разделы
Оз. Алаудин - пер. Казнок (1Б) - пер. Зеленоград (2А) - пер. Гусева-Мухина
Вост. + Седло Ганзы (2Б) - пер. Сурх + Линкор (1Б) - пер. Имат (3А)
- пер. Фанская Сказка (3А) - пер. Зард (1Б) - траверс пер. Адиджи
- Енисей - Замок (3А) - пер. Мирали (2Б) - п. Чимтарга (2Б, радиально)
- пер. Блок (3А) - оз. Искандеркуль.
- К пер. Имат (3А) - обход через пер. Джиджик + Зинах (1Б). Этот запасной
вариант не потребовался, пер. Имат был пройден.
- К пер. Фанская Сказка (3А) - обход отрога по рекам. После радиального
восхождения на перемычку пер. Фанская Сказка, не найдя истинную спусковую
седловину (см. стр. ), группа воспользовалась
этим запасным вариантом и обошла низом пер. Фанская Сказка, а также
следующий неопределяющий перевал Зард (1Б).
- В случае невозможности прохождения траверса пер. Адиджи - Енисей
- Замок (3А) был предусмотрен канонический спуск с пер. Адиджи (3А)
в долину Алаудина или обход через пер. Седло Бодхоны (2Б). Этот запасной
вариант не потребовался. Группа прошла траверс Адиджи - Енисей -
Замок (участок от Енисея до Замка - п/п) согласно основному варианту.
- На случай неблагоприятных условий была предусмотрена возможность отказа
от радиального восхождения на п. Чимтарга (2Б). Этот запасной вариант
не потребовался, группа совершила восхождение на п. Чимтарга согласно
основному варианту.
- К пер. Мирали (2Б) - пер. Чимтарга (1Б). Этот запасной вариант не
потребовался, пер. Мирали (через Дон) был пройден.
- К пер. Блок (3А) - пер. Двойной (1Б). Потеряв время на разведку
пер. Фанская Сказка, группа подошла к пер. Блок с отставанием от графика
(см. стр. ). Чтобы не опоздать в Душанбе на
самолет, группа была вынуждена воспользоваться этим запасным вариантом
и пройти пер. Двойной.
- Был предусмотрен предпочтительный вариант спуска с пер. Седло Ганзы
(2Б) через пер. Траверсный (1А). Группа воспользовалась этим вариантом.
Он не только позволяет безопасно обойти бараньи лбы при выходе из
перевального цирка, но и чрезвычайно красив сам по себе. Настоятельно
рекомендуем такой вариант прохождения пер. Седло Ганзы и другим группам.
Хотя спуск с пер. Седло Ганзы при этом технически упрощается, суммарная
сложность связки пер. Гусева-Мухина Вост. + Седло Ганзы + Траверсный
все равно соответствует 2Б.
- Была предусмотрена дополнительная возможность радиального восхождения
на п. Малая Ганза (2А) или Большая Ганза (2Б). Группа совершила восхождение
на п. Малая Ганза.
- Был предусмотрен предпочтительный вариант подъема на пер. Мирали (2Б)
траверсом гребня через пер. Дон. Группа поднималась на пер. Мирали
именно по этому варианту. Считаем путь подъема на пер. Мирали в лоб
прямо из цирка объективно весьма опасным и настоятельно рекомендуем
проходить его через Дон.
А/б "Вертикаль-Алаудин" - оз. Алаудин - оз. Мутное
- пер. Казнок Вост. (1Б, 4040) - р. Казнок - лед. Малая Ганза -
пер. Гусева-Мухина Зап. + Зеленоград (2А, 4700), п. Малая Ганза (2А,
4958, радиально) - лед. Сурхоб - пер. Гусева-Мухина Вост. + Седло
Ганзы + Траверсный (2Б, 4700) - р. Сувтор - пер. Сурх + Линкор (1Б,
4400) - р. Норват - пер. Имат (3А, 4518) - лед. Имат - пер. Фанская
Сказка ложная (3А, 4400, радиально)2 - р. Имат - лед. Сурхоб - пер. Ход Кентавра (3А п/п, п/в, 5000)
- оз. Мутное - пер. Дон + Мирали (2Б-3А, 5060), п. Чимтарга (2Б,
5489, радиально) - р. Правый Зиндон - оз. Большое Алло - р. Левый
Зиндон - пер. Двойной (1Б, 4287) - р. Ахбасай - р. Арг - оз.
Искандеркуль.
- Группа поднялась на две различных (ложных) седловины пер. Фанская
Сказка (3А), но так и не нашла истинной седловины, с которой можно
было бы относительно безопасно спуститься на другую сторону (см. стр.
). Чтобы сохранить время для прохождения последующих
определяющих препятствий маршрута, группа воспользовалась заявленным
запасным вариантом, спустилась с пер. Фанская Сказка по пути подъема
и обошла соответствующий отрог низом. Поскольку в этих условиях следующий
неопределяющий пер. Зард (1Б) был бы нелогичен и отнимал бы драгоценное
время, группа сочла целесообразным обойти и его, подойдя сразу под
взлет определяющего пер. Адиджи.
- Потратив время на безуспешные поиски безопасного пути спуска с пер.
Фанская Сказка и последующий обход отрога, группа подошла к пер. Блок
(3А) с отставанием от графика (см. стр. ). Чтобы
не опоздать на самолет, группа была вынуждена отказаться от его прохождения
и воспользоваться заявленным запасным вариантом обхода через пер.
Двойной (1Б).
Примечания
- ...2
- Дважды поднялись на перемычку в различных местах, но не нашли истинную
спусковую седловину. Сложность фактически пройденных препятствий соответствует
3А.
Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2012 г.