Справочные сведения о группе и маршруте

Проводящая организация:

Спортклуб Новосибирского Государственного Университета,
630090 г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 2, т. 8—383—3634107,
http://nsu.ru/, http://mountain.nsu.ru/

Место проведения:

Республика Таджикистан, Джиргитальский район, Северо-Западный Памир

Полезные контакты в Таджикистане:

Общие сведения о маршруте:

1 Район путешествия Северо-Западный Памир
2 Вид туризма Горный
3 Спортивная организация Секция горного туризма НГУ
4 Заявленная категория сложности Шестая
5 Количество участников Восемь
6 Руководитель Щербаков Антон Станиславович
7 Сроки от Новосибирска до Новосибирска 21.07.2014 — 25.08.2014
8 Продолжительность активной части 31 день
9 Количество днёвок 2
10 Количество полуднёвок 2
11 Фактически пройденный путь 180 км * 1,2 = 216 км
12 Длина маршрута без учета повторно пройденного пути 170 км * 1,2 = 204 км
13 Средняя высота ночёвок 4280 м
14 Суммарный набор высоты 16730 м
15 Максимальная высота 6200 м

Нитка маршрута:

пос. Депшар – пер. Белькандоу (Н/К, 3350) – р. Сугран – пер. Шагазы (2Б, 4680) – лед. Шагазы – пер. Мук (1Б, 4650) – лед. Музгазы – пер. Плечо Агассиса (3Б п/п, 5650) – пер. Шаровского (3А, 5265) – лед. Девлохан – пер. Пеший Северный (2А, 4350) – лед. Сугран – пер. Дзержинского (3Б, 6070) + Шинибини (3Б, 5250) – лед. Турамыс – поляна Сулоева – пер. ПФП (вдоль, 3Б, 6200) – лед. Вальтера – поляна Москвина – лед. Фортамбек – пер. Курай-Шапак (2А, 4500) – трос через р. Муксу – пос. Ходжитоу – пос. Депшар

Маршрут логически делится на три основные части.

  1. Первая — акклиматизационно-спортивная — от начала маршрута до лед. Сугран. Эта часть представляет собой заход по большой дуге из низовьев Суграна в горный узел ледников Шагазы, Музгазы, Петра I, Девлохан и почти шеститысячных вершин Тиндаль, Агашидзе и Агассис. Здесь в результате двух последовательных подъемов с ночевками на 4500 и 5500 группа должна была получить акклиматизацию, достаточную для последующих ночевок на шеститысячных высотах. Кроме того, в этом относительно редко посещаемом районе предусматривалось прохождение сложного перевала на уровне 3Б, причем с элементами первопрохождения. Затем группа возвращалась на лед. Сугран, но уже в его среднем течении.
  2. Вторая акклиматизационно-спортивная часть — прямая, как стрела, линия от лед. Сугран до поляны Сулоева — в результате запланированной ночевки на высоком перевале Дзержинского должна была довести акклиматизацию до уровня, достаточного для восхождения на п. Коммунизма. Этот же перевал, в связке с пер. Шинибини (в сумме 3Б) давал и спортивную составляющую. Здесь еще был запланирован радиальный выход на п. Москва с последующим подходом к пер. Дзержинского через вспомогательный перевал, которому из-за неблагоприятной погоды не суждено было состояться.
  3. Завершающая спортивная часть маршрута — подход к пику Коммунизма, попытка восхождения на него и выход из района. В отличие от большинства восходителей, мы поднимались на Фирновое плато не из МАЛа по коммерческому маршруту, а с поляны Сулоева по давно не посещавшемуся ребру Буревестника. К сожалению, из-за штормовой погоды от восхождения на пик пришлось отказаться, но перевал ПФП вдоль (3Б, ребро Буревестника – ребро Бородкина) был успешно пройден в совершенно автономном режиме. Спуск по ребру Бородкина осуществлялся уже после окончания сезона: МАЛ закрыт, людей в районе нет, веревки с ребра убраны, тропа полностью заметена снегом.

Определяющие препятствия:

название к. с.
подъем
спуск
опред. сторона
веревок
Плечо Агассиса 3Б п/п, 5650
ледовый
ледовый
подъем
26
Шаровского 3А, 5265
ледовый
скально-ледовый, снежный
спуск
20
Дзержинского 3Б, 6070
снежный, скальный, ледовый
снежный
двусторонний
7
Шинибини 3Б, 5250
скальный
спуск
13
ПФП вдоль 3Б, 6200
скально-ледовый
снежно-ледовый
подъем
26

Все три группы определяющих препятствий: Плечо Агассиса с Шаровского (3Б и 3А, разделенные небольшим ледником), Дзержинского с Шинибини (3Б, связка перевалов) и ПФП (3Б) находятся в линейном маршруте на значительном удалении друг от друга, проходились с полной выкладкой и в автономном режиме. Все они представляют собой яркий пример высотно-технических препятствий: абсолютные высоты перевальных точек около 6000 м, гигантские перепады высот на перевальных взлетах (порядка 2000 м, причем с каждой стороны), большое количество перильных веревок.

Маршрут рассмотрен

МКК Сибирского Федерального округа, шифр 154—00—666665553,
г. Новосибирск, ул. Крылова, д. 28, т. 8—383—2163788, ф. 8—383—2363815,
http://www.no-tssr.ru/, http://www.govor.ru/, govorum@online.ru

Отчет, фото и видеоматериалы к нему доступны

в МКК СФО; у автора; на сайте СГТ НГУ по адресу
http://mountain.nsu.ru/wiki/Горная_6ка_Щербакова_на_Северо-Западный_Памир_2016

Заезд на маршрут

Самолёт Новосибирск — Душанбе, автомобиль Душанбе — кишлак Депшар.

Мобильная связь

Лучше всего на время прибывания в Таджикистане брать сим карту фирмы МегаФон. Стоимость звонков внутри страны практически бесплатная, связь хорошая (ловили даже на перевалах Белькандоу и Шагазы). Звонки в Россию тоже стоят недорого (около 15 рублей за минуту).

Спутниковая связь

На маршруте у группы имелся телефон Thuraya, который работал практически без перебоев: иногда не доходили некоторые смс сообщения, но звонки «проходили» всегда без проблем. Были использованы сим карты двух операторов: Билайн и МТС. Для МТС удалось найти такой тариф, что при помощи специальной USSD команды минута разговора с Россией стоила 79 рублей, а одна смс 29 рублей.



Разделы
Антон Щербаков, http://mountain.nsu.ru/wiki/Щербаков_Антон
г. Новосибирск, 2016 г.