next up previous contents
След.: Прохождение пер. Урусвати (2Б, 3550). Выше: Техническое описание перевалов. Пред.: Прохождение пер. Делоне (2Б, 3400).

Попытка прохождения пер. Славутич.

Пер. Славутич (3А, 3500, согласно ``Дополнениям к Перечню классифицированных перевалов'', М., 1992) ведет с Аккемского ледника на так называемый ледник Леонида (группа ледников между ледниками Мюшту-Айры и перевалом Токмак) и находится между пер. Урусвати и п. 20 Лет Октября. Первопрохождение этого перевала совершалось с запада на восток, о последующих прохождениях его нам неизвестно. Определяющая сложность сторона перевала -- восточная -- представляет собой примерно 500-метровую стену, сложенную из крутых (до 80o ) монолитных скал. На стене имеются несколько кулуаров, нижняя часть которых (до 200 м по высоте) забита снегом. Идя по такому кулуару, можно было бы сократить и упростить себе скальную часть пути, и именно по центральному кулуару и спускались первопроходцы-камикадзе. Дело в том, что все кулуары сильно камнеопасны, внизу на снегу много следов падения камней, а по правой (орографически) стороне стены камнепады ходят в среднем каждые полчаса. На спуске, может быть, и можно было бы, нахлобучив каску на глаза, молниеносно пронырнуть через один из кулуаров, но на подъем это было абсолютно неприемлемо. Другой вариант подъема -- по контрфорсу -- нам тоже не очень-то нравился. Во-первых, это очень длинный путь (не меньше 500 м), и скалы сложные. Во-вторых, мы подозревали (впоследствии наше подозрение подтвердилось, когда мы сопоставили западную сторону Славутича с восточной), что этот и более правые (по ходу) пути ведут не на ледник Леонида, а в западный цирк пер. Урусвати, куда, если бы нам и надо было пройти, намного логичнее было бы это сделать через сам пер. Урусвати. Таким образом, от любого пути по скальной стене мы решили отказаться.

Слева от стены (по ходу) есть большой снежно-ледовый склон, выводящий в конечном счете на гребень п. 20 Лет Октября. По нему мы решили попробовать выйти на гребень между маленькой скальной вершиной южнее седловины пер. Славутич и п. 20 Лет Октября. Склон этот довольно крутой (в среднем 50o ), длинный (около 1000 м), пересечен четырьмя бергшрундами, но на нем не было опасности камнепадов, и снега на склоне было, как нам казалось, немного. Мы поднялись сначала по крутому ледовому склону справа от большого ледового сброса (около 350 м перил, голый лед крутизной 50-60o ), затем обошли этот сброс справа и вышли выше него. Дальше склон оказался покрыт снегом, так как крутизна между первым и вторым сбросами была меньше. Пройти справа по границе льда и скал, как мы сначала собирались, нам не удалось, так как склон в этом месте был очень крут, бергшрунд был больше, и, самое главное, весь этот склон состоял из смерзшегося снежно-фирнового крошева, в котором невозможно было организовать надежную страховку. Обойдя это нехорошее место слева по умеренно крутому ( 40-50o ), местами покрытому снегом (кое-где по колено), а местами фирновому склону длиной около 100 м, мы подошли ко второму сбросу в том месте, где его высота была минимальной (4-5 м). Этот сброс состоял уже в основном из крепкого льда, за который можно было надежно страховаться. Руководителю удалось, немножко покорячившись на двух айсбайлях, без больших проблем выйти наверх этого сброса. Дальше склон, насколько это просматривалось, был все такой же безобразный, снега на нем оказалось больше, чем мы предполагали ранее, сверху время от времени по желобкам скатывались маленькие снежные мячики. Взвесив возможную лавинную опасность при выходе на середину такого склона (как сказано, по границе скал оказался непроход), мы решили воздержаться от продолжения прохождения этого перевала. Спустившись без проблем по пути подъема, мы на следующий день пошли по запасному варианту через пер. Урусвати. Подъем до второго сброса (это примерно половина всего склона) занял у нас девять часов, спуск -- три с половиной часа, около 450 м перил вверх и столько же вниз.

Впоследствии, выйдя на ледники Леонида через перевалы Урусвати и Токмак, мы сопоставили информацию по обеим сторонам пер. Славутич. Спуск на л. Леонида с той седловинки, куда мы собирались подняться по снежно-седовому склону, оказался, как мы и предполагали, неприемлемо плохой, нам пришлось бы траверсировать гребень либо в сторону скальной седловины Славутича, откуда спуск простой, либо на п. 20 Лет Октября.

Итак, мы считаем, что пер. Славутич при прохождении его по скалам не соответствует категории 3А, а сложнее, и, кроме того, сильно камнеопасен. При прохождении его по снежно-ледовому склону летом он может соответствовать 3А, но также может быть лавиноопасен. Зимой, когда снега на склонах намного меньше, этот путь должен быть проходимым (тем более, что этот склон имеет северную экспозицию и никогда не освещается солнцем). Однако является ли этот путь логичным -- большой вопрос. В качестве выхода на л. Леонида путь через перевалы Урусвати и Токмак намного проще и безопаснее, а в качестве выхода на Зап. Плато через п. 20 Лет Октября путь через пер. Новокузнецких Туристов логичнее и, возможно, по совокупности не сложнее. Таким образом, мы вообще не рекомендовали бы другим группам включать так называемый пер. Славутич в свои маршруты.