next up previous contents
След.: Прохождение пер. Токмак (2А, 3400). Выше: Техническое описание перевалов. Пред.: Попытка прохождения пер. Славутич.

Прохождение пер. Урусвати (2Б, 3550).

Пер. Урусвати был у нас заявлен вместе с пер. Токмак в качестве запасного варианта к пер. Славутич. Распутав по левому краю небольшой ледопадик в цирке Славутича, мы, не спускаясь до самого Аккемского ледника, перешли в цирк Урусвати через небольшой скально-травянистый гребешок и далее мимо маленького озера, образующегося в пезультате таяния Урусватинского ледника.

Дальше подъем идет по сложной формы леднику между сераками с выходом в конце концов на снежно-ледовый гребень между цирками Урусвати и Славутича. Путь этот, хоть и нетривиальной формы, технически простой (нам потребовалась всего одна веревка около 20 м, чтобы подняться на один ледовый лоб, все остальное шли просто в связках). Дальше по широкому снежно-ледовому гребню выходят на вершину Урусвати, которая фактически и представляет собой перевал.

Подъем на перевал Урусвати Подъем на перевал Урусвати

Перевал Урусвати со стороны Аккемского ледника Перевал Урусвати со стороны Аккемского ледника (поход в марте 1994 года)

Спускаются в сторону Кучерлинской долины чуть левее этой вершинки по некрутому ( 40-50o ) скальному кулуару. В кулуаре мы навесили три веревки ( 55+60+40=155  м перил). Камни в кулуаре очень сыпучие, спускаться надо предельно осторожно. Далее можно идти пешком в связках по довольно крутому, практически открытому, чуть залитому снежно-водяной кашей леднику. Идти надо в кошках и стараться осторожно, чтобы не поскользнуться и не сесть прямо в лужу, подмочив всю свою репутацию. Далее до поворота к нашему следующему перевалу Токмак идет ровный открытый ледник, по которому удобно идти по правому борту.

Спуск с перевала Урусвати Спуск с перевала Урусвати

Надо добавить, в то время как с восточной стороны идентификация пер. Урусвати очевидна, с запада могут быть проблемы. Особенно опасно, увлекшись, уйти в самый дальний угол ледника -- тогда можно легко попасть как раз на скальную стену Славутича и нарезвиться там до опупения. В остальном пер. Урусвати вполне надежен при прохождении практически в любое время и в любую погоду.