[*] [*] [*] [*]
След.: Обход пер. Обходной по дну Выше: Техническое описание перевалов Пред.: Спуск с пер. Зап. Седло Хан-Тенгри

Прохождение л. Сев. Иныльчек и обход пер. Мирошкина+Броненосец по дну оз. Мерцбахера

Более 20 км по л. Сев. Иныльчек, отделявшие нас от оз. Мерцбахера, оказались, без всякого преувеличения, самым сложным элементом всего нашего маршрута. По-видимому, в этом году на леднике была очень сильная подвижка, которая изменила его до неузнаваемости. До сих пор в жизни не доводилось видеть, чтобы такой большой и пологий ледник, как Сев. Иныльчек, был так сильно разорван, буквально мелко нашинкован трещинами.
Л. Сев. Иныльчек.
Распутывание рвани началось сразу же, как только мы спустились с ребра п. Петьки. Относительно легко мы пересекли полледника и вышли на его центр, где было поровнее. Далее попробовали двигаться по нему вниз, как обычно, без кошек, обходя большие трещины и разломы. Пройдя за несколько часов порядка полутора километров, поняли, что такими темпами будем идти неделю. Попробовали надеть кошки и, вместо того чтобы пытаться обходить разломы, проходить по возможности через них, спускаясь в трещины и выбираясь из них на другую сторону. Идти стало намного тяжелее, но скорость движения увеличилась. Наименее плохо было идти чуть правее центра ледника, поскольку левее разломы совсем мрачные, а по правому рандклюфту идти нельзя: все боковые притоки Сев. Иныльчека впадают страшными ледопадами. Таким вот образом мы медленно пробирались вниз, и за два дня изнуряющей работы дошли до впадения л. Пирамиды. Это были ужасные два дня бесконечного свободного лазания по трещинам на передних зубьях с рюкзаком, головоломных прыжков, стоящего в ушах скрежета кошек по камням (ледник, хоть и открытый, но сильно засорен щебнем). Зубья кошек за эти два дня совсем сточились и скруглились, так что нам даже пришло в голову именовать л. Сев. Иныльчек на восточный лад ``Кошак-Хана''.
Вид на п. Хан-Тенгри с ледника. Большое фото.
После л. Пирамиды правые боковые притоки впадали уже не ледниками, а ручьями. Мы смогли выйти в правый рандклюфт, где дорога была, хоть тоже не гладкая, но не идущая ни в какое сравнение с этим мрачным ледником. По рандклюфту мы на третий день подошли к остаткам верхнего оз. Мерцбахера, где, кстати, увидели первую за 22 дня зеленую, слегка пожухлую, травку.
Там было оз. Мерцбахера.
Озера Мерцбахера, к которым мы шли, можно сказать, весь поход, представляли собой жалкое зрелище. Верхнее озеро было практически выперто Сев. Иныльчеком, так что примерно 4/5 его бывшей территории занимает теперь ледник. В нижнем же озере практически не было воды.
Остатки верхнего озера.
Между верхним и нижним озерами по бугристой местности протекает речка Мерцбахеровка. Чтобы не пересекать л. Сев. Иныльчек на левую сторону (при одном упоминании об этом становилось тоскливо), мы попробовали перейти речку вброд. Не удалось: река, хоть и не бурная, но глубокая. Пришлось перейти вброд речку, текущую в правом рандклюфте, выше озера и все-таки выйти на ледник. Ледник пересекли на удивление легко, за одну ходку (наверное, сказался опыт предыдущих трех дней). Перешли вброд также речку, текущую в левом рандклюфте, и еще через ходку подошли к нижнему оз. Мерцбахера, где остановились на ночевку.
Речка Мерцбахеровка.
На дне нижнего озера.
Воды в нижнем озере совершенно не было видно. На дне лежали, как выбросившиеся на берег океана киты, белые айсберги и жалобно таяли. Вокруг самых крупных образовались небольшие лужицы, в которых отражались соседние айсберги. Само по себе дно озера ровное, грязь давно засохла. Взвесив обстоятельства, мы решили не обходить озеро через пер. Мирошкина+Броненосец. Во-первых, мы надеялись, что по дну идти будет легче (а перевалы 2А мало того что не определяющие для нашего маршрута, весь их смысл состоит, собственно, только в том, чтобы обойти прижим на озере). Во-вторых, при этом мы надеялись сэкономить полдня времени (мы и так чуть-чуть отставали от графика из-за рвани на леднике). И, главное, когда и как еще нам довелось бы увидеть уникальное оз. Мерцбахера как бы изнутри?!

Итак, наутро мы пошли по дну. Первую ходку идти было удобно, дно ровное и приятное, проходы между айсбергами достаточно широкие. Примерно с середины озера айсберги стали гуще, и дальше пришлось идти, траверсируя осыпной склон слева от них (на склоне тоже попадались айсберги, но редко). Далее мы попали в тупик: на склоне начался скальный прижим, а в озере появилась вода. Вешать веревки на прижиме не хотелось, и тогда нам пришла в голову сумасшедшая мысль попробовать пройти вдоль берега на ту сторону по айсбергам - их было так много, и они так хорошо смерзлись между собой (ночь была ясная и холодная), что должны были нас выдержать. Проход по айсбергам увенчался успехом. Правда, при выходе на л. Юж. Иныльчек пришлось пройти еще две ходки по нагромождениям торосов и сильно разорванному леднику, но по сравнению с л. Сев. Иныльчек это была пустяковая забава.