Пер. Четырех (3Б, 5500)

Пер. Четырех расположен в хр. Академии Наук между п. Четырех (6200)13 и п. Ахмади Дониша (6605)14. Перевал связывает верховья ледников Аюджилга и Москвина. Ориентация перевала: юго-запад - северо-восток. Характер: снежно-ледовый. Определяющая сторона: северо-восточная (со стороны л. Аюджилга). Перевал пройден группой со стороны л. Аюджилга (на подъем с определяющей стороны). Описание прохождения дается от л. Аюджилга до поляны Москвина.

Пер. Четырех -- очень принципиален, так как представляет собой один из двух возможных, примерно равноценных по сложности путей с л. Аюджилга на л. Москвина (второй -- пер. Дружбы Народов). Перевал мог бы быть совсем хорош, но он, к сожалению, крайне камнепадоопасен и требует от группы исключительной быстроты и аккуратности при прохождении. В противном случае на этом перевале можно наломать таких дров, что мало не покажется.

14 августа в 1335 мы подошли к подножию пер. Четырех и начали его изучение. Он нам сразу не понравился. Было очевидно, что перевал очень опасен, лезть на него мучительно не хотелось, но было так же очевидно, что проходить его все равно придется, деваться некуда (пер. Дружбы Народов, заявленный у нас запасным вариантом, на самом деле не лучше: он тоже камнеопасен, а другого пути отсюда на л. Москвина нет). Нужно было постараться по возможности обеспечить скоростное и безошибочное прохождение взлета, это было, не побоимся этого слова, жизненно важно.

Пер. Четырех устроен следующим образом (фото 84). Общий перепад высоты на взлете со стороны л. Аюджилга около километра. Он подразделяется логически на три примерно равные по протяженности части. Верхняя треть представляет собой в основном скальный пояс, который в одном месте, несколько правее (по ходу) и выше седловины, прерывается ледовым кулуаром 350 м, 45 - 55o. Кулуар, вернее, его левая по ходу часть, не камнеопасен. Средняя треть -- снежно-ледовая наклонная полка, перепад высоты 300 м, крутизна 25 - 35o. Через эту полку постоянно шуруют камни, летящие со скального пояса сверху. Крутизна полки такова, что камни по ней в основном не летят, а катятся, но катятся так резво и при этом так весело подпрыгивают, что попади такой в человека -- покалечит или очень крепко ушибет. Камни шуруют по всей ширине полки, безопасного прохода через нее нет. Нижняя треть -- крутой ледник (350 м, 45 - 55o) с множеством бергшрундов. Помимо камнеопасности (хотя она тут ниже, чем на полке, если идти по выпуклой части ледника), здесь еще возможна опасность обвалов со склонов близко расположенного п. Ахмади Дониша. Ситуацию усугубляет тот факт, что перевальный взлет восточной экспозиции очень рано освещается солнцем, и, соответственно, заградительный обстрел камнями на нем начинается с самого утра. При прохождении перевала мы избрали следующую тактику.

Подойдя под взлет пер. Четырех, на безопасном расстоянии от него мы остановились на ночевку. Отсюда связка из троих участников отправилась на предварительное провешивание (фото 85) с тем, чтобы с вечера навесить как можно больше веревок. С 1500 до 1700 ими были навешено в нижней части перевального взлета все имеющееся в наличии: четыре пятидесятки, одна шестидесятка и 20 м расходной веревки, итого 280 м перил. К этому времени солнце ушло на другую сторону перевала, так что большой камнеопасности на этом участке уже не было, тем более, что разведчики старательно выбирали для подъема выпуклые или прикрытые сераками участки ледника и избегали открытых желобов.

15 августа мы, как и перед прохождением опасной ступени ледопада пер. Гармо, сделали экстремально ранний выход, в 450. В сумерках, к самому началу рассвета, подошли к навешенным с вечера перилам и в очень хорошем темпе их прошли. К 610 предварительно навешенные перила были уже пройдены, и мы продолжили подъем. Здесь практически сразу же дорогу преградил бергшрунд с 3 - 4-метровым отвесным сбросом и ненадежным мостом. Через этот бергшрунд и по склону чуть выше мы повесили еще около 20 м веревки (фото 86). За бергшрундом началась вторая часть перевального взлета -- косая полка (фото 87). По ней можно было идти пешком с одновременной страховкой, но перевал в это время уже начал обстрел камнепадами. Это вынудило нас подниматься дальше не по кратчайшему и простейшему пути, а специфическим образом. Косая полка во многих местах пересечена бергшрундами, почти все забиты и легко проходятся. Мы по пути, близкому к линии падения воды, избегая желобов, по которым идет большинство камнепадов, постоянно наблюдая за склоном, на максимально возможной скорости проскакивали открытый участок до очередного бергшрунда и прятались под ним. Затем под прикрытием этого бергшрунда проходили некоторое расстояние траверсом вправо. Потом, выбрав подходящий момент, снова выскакивали из укрытия и проходили участок до следующего бергшрунда. Потом еще траверс под новым бергшрундом, и так далее. Именно так, короткими перебежками, к 800 мы подкрались практически под начало ледового кулуара (фото 88) в верхней части перевального взлета.

В кулуаре крутизна склона снова увеличилась, склон стал чисто ледовым, и мы возобновили навеску перил. Навесив за четыре часа еще восемь веревок ( 2 x 60 + 6 x 50 = 420 м перил) (фото 89), мы к 1200 поднялись на седловину. На седловине провели около часа: маркировали перильные веревки, фотографировались (фото 90, 91, 92), ели перевальную шоколадку и т. п. Сняли записку группы челябинцев от 1996 г. Спуск на л. Москвина проблем не представляет, вернее сказать, его нет как такового, ледник с этой стороны почти переметный (фото 93).

Вниз по л. Москвина сначала можно идти по центру. Когда начнутся многочисленные трещины, надо забирать ближе к левому борту, там их легче преодолевать. Через два часа, идя вдоль левого борта л. Москвина, мы достигли первых морен и остановились там на обед (обедали с 1515 до 1720). Дальше шли уже по моренам, все время по левому борту. Вскоре начинают попадаться туры, а затем и явно видимая тропа (по ней альпинисты ходят из МАЛа "Навруз" акклиматизироваться на п. Четырех). Тропа выводит прямо на поляну Москвина, на которой располагается МАЛ. На поляну мы пришли в 1840.

Таким образом, группе удалось пройти пер. Четырех на подъем с определяющей стороны в исключительно быстром темпе, всего за семь часов, при этом навесив 15 веревок (720 м перил). Мы бы воздержались, однако, от скоропалительных утверждений типа: "а этот перевал технически простой". С одной стороны, конечно, навесить 15 веревок на подъем по льду -- это заметная работа, с другой стороны, не отрицаем, для группы шестой категории это все-таки не бог весть какой подвиг. Но здесь важно другое: главная сложность пер. Четырех заключается вовсе не в технике, а в тактике его прохождения. Этот перевал потенциально очень опасен, и ошибок и, что самое существенное, даже промедления на склоне может не простить. На нем уже с самого раннего утра начинаются камнепады, которые после 800 становятся почти непрерывными. И тогда -- "рулетка": попадет - не попадет, убьет - не убьет. Единственное спасение от "рулетки" на этом перевале -- скорость при раннем выходе, успеть пройти опасные места до больших камнепадов. Для этого нужно заранее тщательнейшим образом подготовить все снаряжение, спланировать четкое взаимодействие участников. Понаблюдать за склоном, выбрать правильный путь, по которому потом можно будет двигаться безостановочно, не теряя времени на разведки. Короче говоря, просчитать заранее всю тактику, как шахматисты просчитывают комбинации, на несколько ходов вперед. Нашей группе именно за счет продуманной тактики удалось при серьезной потенциальной опасности пер. Четырех обеспечить его надежное и достаточно безопасное прохождение.

При прохождении пер. Четырех в обратном направлении также следует обращать особое внимание на крайнюю камнеопасность перевала со стороны л. Аюджилга: идти с максимально возможной скоростью и как можно раньше, навесив часть перил с вечера, при этом избегая желобов, по которым летит большинство камней. Не исключен возможный вариант начала движения вечером с выходом для ночевки на контрфорс, выступающий посреди перевального взлета ниже ледового кулуара, левее (орографически) косой полки. Однако, не очевидно, насколько безопасен этот контрфорс (вдруг самые быстрые камни могут залетать и на него?), и насколько удобно переходить с него на полку для продолжения спуска. В любом случае этот опасный перевал предъявляет к подготовленности группы и правильному выбору тактики прохождения жесточайшие требования.

Сальников Г. Е., sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2004 г.