Рад. восх. п. Е. Корженевской (3А, 7105)

П. Е. Корженевской (фото 94, 101, 132) расположен в хр. Академии Наук с севера от л. Москвина. Это второй семитысячник, находящийся в этом районе, и четвертый по высоте на территории бывшего СССР. П. Е. Корженевской пользуется популярностью благодаря своей близости к МАЛу "Навруз" на л. Москвина и сравнительно малой сложности восхождения на него. В частности, большинство восходителей на п. Коммунизма планируют предварительно подниматься на п. Е. Корженевской с целью акклиматизации перед восхождением на более сложный и высокий семитысячник (так же поступила и наша группа).

Согласно альпинистской системе восхождение на п. Е. Корженевской по классическому пути (ребру Цетлина)15 классифицируется как 5А. Среди туристов по поводу категорирования радиального восхождения на эту гору нет единого мнения. Некоторые школы считают, что это 3Б, некоторые -- 3А (и выпускают туда группы V к. с.). Мы полагаем, что, если бы поблизости не было МАЛа, и ребро Цетлина не было бы так хорошо обработано, по технической сложности можно было бы смело дать ему 3Б. Но, принимая во внимание наличие натоптанной тропы, а главное, навешенных гидами МАЛа стационарных веревок на всех сложных участках маршрута, что позволяет вообще не брать с собой группового технического снаряжения, это 3А, и ни на полкатегории больше, по крайней мере до тех пор, пока МАЛ "Навруз" продолжает свою регулярную деятельность в этом районе. Наша группа совершила радиальное восхождение на п. Е. Корженевской также по классическому ребру Цетлина, правда, в неблагоприятных погодных условиях. МАЛ во время нашего восхождения еще функционировал, но ни гидов, ни других групп на п. Е. Корженевской в это время не было. Описание дается от МАЛа на поляне Москвина.

Схема восхождения на п. Е. Корженевской по ребру Цетлина

17 августа мы стартовали с поляны в 740. Ребро Цетлина -- это юго-западный гребень п. Е. Корженевской, разделяющий л. Корженевской и л. Москвина. Набитая тропа, ведущая на него, начинается прямо напротив МАЛа за нешироким ледником, она отчетливо видна с поляны. Тропа сначала пересекает сильно разветвленное в этом месте ребро в нижней части, затем переходит речку, текущую с л. Корженевской, поднимается дальше некоторое время по правым (орографически) боковым моренам ледника и, наконец, на высоте около 5300 м выходит на сам ледник. Тропа на всем этом пути везде хорошо заметна, в основном по ней идется пешком (фото 95), но в некоторых местах, где она выходит на разрушенные скалы, а также кое-где в рандклюфте л. Корженевской навешены стационарные перильные веревки.

Здесь, на 5300, последние морены перед выходом на л. Корженевской, и здесь же популярное место для ночевки. Классический расклад по времени при восхождении на п. Е. Корженевской -- это, выйдя из лагеря не слишком рано, дойти к вечеру до 5300 и заночевать там. Затем подняться на 6400 и снова заночевать. На третий день можно с 6400 взойти на вершину и в этот же день к вечеру успеть вернуться в МАЛ. У нас было запланировано в первый день подняться выше, до 5800. Мы могли себе позволить такой темп, так как были уже достаточно акклиматизированы для этой высоты. На следующий день мы собирались идти с грузом до 6400, установить там бивак, в этот же день взойти на вершину, вернуться для ночевки на 6400, а на третий день к обеду спуститься в МАЛ. В принципе, мы могли бы совершить восхождение и прямо с 5800, но нам необходима была ночевка на 6400 для акклиматизации перед п. Коммунизма.

Таким образом, пообедав на стоянках 5300 с 1145 до 1300, мы продолжили подъем по леднику. Здесь тропа уже не была так очевидна. Один из участников группы много лет назад был на п. Е. Корженевской, и мы пошли сначала по пути, по которому он ходил тогда. Выяснилось, однако, что под скалами отрога, где мы планировали ночевку, произошла подвижка, пути там больше нет, а люди ходят теперь правее. Поняв это, мы траверсировали около 300 м по довольно крутому ( 30o) леднику направо вдоль скал и в 1600 вышли на подходящее для ночевки место под нависающей скалой, так называемый "Грот" (фото 96). Там мы заночевали. Как выяснилось на следующее утро, наша небольшая импровизация оказалась кстати, потому что "культурные" стоянки в Гроте чуть дальше нашей были загажены до невозможности.

На следующий день, 18 августа, вышли в 555. Сразу после загаженных альпинистских площадок начались стационарные перила, навешенные почти непрерывно до самых стоянок на 6400. Веревки навешены в основном по льду, но иногда пересекают и участки скал. Пользуясь перилами, мы к 825 поднялись до лагеря 6400, находящегося уже на самом ребре. Там мы, как и планировали, поставили палатку, а заодно и пообедали. В 1025 налегке вышли в направлении вершины. Здесь путь идет почти до самого верха все время по гребню (фото 97), пешком, перильные веревки нигде, кроме еще одного-двух маленьких лобиков, не нужны. Тропа уже не выглядит набитой, но следы видны. В это время погода начала стремительно ухудшаться, упал туман, пошел снег. В 150 - 200 м от вершины тропа отходит от гребня вправо (по ходу), чтобы обойти неудобный скальный участок, и потом справа по склону выходит на вершину. В этом месте следы оказались полностью переметены снегом, видимость упала до 30 - 40 м, и мы чуть было не забрели в зону трещин, но все-таки нам удалось нащупать проход. На вершину пика поднялись в 1510. Тура на вершине нет. Ни соседних гор, ни гребней самой Корженевы не было видно в тумане, так что, кроме наших засупоненных от снегопада морд (фото 98), фотографировать было больше нечего. Мы попробовали сначала подождать на вершине (до 1550), но тенденции к улучшению погоды не намечалось. Тогда мы побежали вниз. За час - полтора спустились к нашей палатке на 6400 и заночевали. Ночевку на этой высоте перенесли легко. Возможно, благодаря тому, что мы не поднимались на это место, а спускались к нему с еще большей высоты п. Е. Корженевской.

19 августа, выйдя в 530 с места ночевки (фото 99), мы через два часа, к 730, спустились до морен на 5300. В этот раз мы везде шли по тропе, не сворачивая (фото 100). Морены ниже 5300 из-за вчерашнего снегопада оказались заснеженными и скользкими. Пришлось идти по камням в кошках, темп движения снизился. Тем не менее, в 1030 мы были уже в МАЛе на поляне Москвина.

Таким образом, несмотря на неблагоприятную погоду, мы в быстром темпе (за два с половиной дня) совершили радиальное восхождение на п. Е. Корженевской по классическому пути. По информации от гидов МАЛа, обычно от среднестатистического восходителя эта гора требует больше времени. Этот факт дал нам некоторые основания рассчитывать на успех и в запланированном восхождении на п. Коммунизма.