Варианты подъезда и отъезда

Заезд из Душанбе в верховья долины Ванча мы осуществляли на полноприводном бусике "Delica", зафрахтованном через туроператора. Надо отметить, что у республики Таджикистан хватает денег на то, чтобы содержать в относительном порядке только ОДНУ дорогу. На остальные средств не хватает. А страна горная, и случиться на любой дороге может все, что угодно. В данном случае, после завершения строительства новой дороги Душанбе – Куляб – Хорог все водители стали ездить по ней, в то время как старая дорога через Тавильдару и перевал Хабурабад довольно быстро приходит в негодность. Как раз к нашему приезду таджикский Центроспас закрыл новую дорогу до устранения селеопасности, и пришлось ехать через Тавильдару. Наш бусик там прошел, но "пузотерки" во многих местах садились бы на мосты, а фуры на некоторых поворотах просто бы не поместились.

От Калаихумба до верховьев долины Ванча дорога более или менее хорошая. Нам нужно было добраться до к. Вань-Вань-Боло, это самый верхний кишлак по правому берегу. Ни мы, ни наш водитель не знали, есть ли в верховьях автомобильный мост через р. Ванч, поэтому мы на всякий случай по своему берегу и ехали. Оказалось, что в верховьях, между кишлаками Мург и Вань-Вань-Поен, несколько десятков метров дороги разрушено рекой, и проехать нельзя. Так как было уже темно (дорога от Душанбе на хорошей машине занимает полный день), мы воспользовались приглашением местных жителей переночевать у них в Мурге. Кто-то из местных сбегал в Вань-Вань и сообщил, что завтра оттуда, сверху, к размытому участку спустится машина, отвезет нас и местных туда.

НБ: Размытый участок дороги по правому берегу Ванча
Утром мы доехали до конца дороги, отпустили нашу "Делику", перенесли вещи по косогору на другой конец прижима и пару часов ждали. Восток, как известно — дело тонкое! Водитель, как выяснилось, сначала бегал в другой кишлак за бензином, потом заводил машину. Мы погрузились в ГАЗ-66, проехали немного, и он сломался. К счастью, удалось подшаманить какую-то прокладку, и дальше до места доехали благополучно. Выше Мурга дорога идет в основном по пойме р. Ванч, по всяким старицам, каменюкам и кустам ивы вперемешку.

На самом деле, как потом оказалось, до Вань-Вань-Боло можно проехать и из Поймазара (это самый верхний кишлак по левому берегу). В Поймазаре есть хороший мост через Ванч, который был и раньше. Но между тем мостом и Вань-Ванем, через приток Ванча р. Гармодара, автомобильного моста не было, и недавно его таки построили! Так что мы могли бы добраться до места и по левому берегу Ванча, не пересаживаясь в другую машину. Причем, чуть ниже к. Мург, где мы ночевали, в районе к. Рованд, построили еще один новый мост через Ванч. Ну, что, теперь будем знать актуальное состояние...

Хотя сами кишлаки в верховьях Ванча не находятся в погранзоне, но поскольку дорога туда идет частично вдоль границы, нужен пропуск в ГБАО (районы Дарвазский и Ванчский). Кроме того, весь Памир (или почти весь, но границы расплывчаты на усмотрение местных властей) объявлен Нацпарком, и разрешение на его посещение лучше покупать в Душанбе. Договориться и заплатить на месте, наверное, тоже можно, но Восток — дело тонкое, и власть там уважают. Для ускорения прохода погранпостов мы специально заготовили несколько экземпляров списка паспортных данных участников группы, при регистрации на въезде в долину Ванча нам такая распечатка оказалась весьма кстати. Что касается пропуска в Нацпарк, то в Вань-Ване его у нас не попросили. Зато на следующий день, уже на активной части маршрута, нас догнали двое егерей Нацпарка из Поймазара, перед тем обнаружившие нас с того берега в бинокли. С егерями мы приятно пообщались (кстати, они и рассказали нам о современном состоянии мостов), они очень обрадовались, когда мы показали им наш пропуск и сказали, что лично заходили к Вахобу, их самому уважаемому начальнику. Они оторвали себе квиток от нашего пропуска и забрали для своей отчетности.

Выезд из верховьев Муксу, по сравнению с прошлым годом, особенностей не имел. С пер. Белькандоу мы созвонились по сотовой связи с Учкуном, нашим знакомым из Девшара, который обслуживает туристов. Благодаря Учкуну, у подножия перевала (там находится кишлак Кандоу) нас уже ждал носатый УАЗик. В Девшаре на погранпосту нам пришлось вступить в продолжительные дипломатические переговоры. Пропуск-то в эту погранзону (Джиргитальский район) у нас был. Проблема заключалась в том, что зашли-то мы в зону из Ванча, а не из Джиргиталя (и потому не могли и не зарегистрировались у начальника Джиргитальской части). На такую схему пребывания в погранзоне у них, видимо, никакого установленного порядка не предусмотрено, и именно это вызвало заминку. Никто не хотел брать на себя ответственность. В конце концов нас пропустили, при этом мы отдали начальнику заставы наш очередной список паспортных данных, копию какого-то важного письма за подписью душанбинского командира погранвойск, которым нас предусмотрительно снабдил туроператор, а также наш экземпляр маршрутной книжки с печатью МКК, в которой (как нетрудно догадаться) был расписан весь наш маршрут перемещения и состав группы со всеми потрохами. Ну да бог с ним, все хорошо, что хорошо кончается... А пропуска в Нацпарк со стороны Джиргиталя у нас в этот раз не попросили.

Дальнейшая схема выезда до Душанбе, организованная Учкуном, была такая. До начала хорошей дороги (немного не доезжая Джиргиталя) нас довезли на двух местных, девшарских машинах (одна из них — вчерашний УАЗик). Там мы пересели в два уже поджидавших легковых такси, которые к раннему вечеру домчали нас до Душанбе.

Нелишне напомнить, что, хотя виза россиянам для въезда в Таджикистан не требуется, но нужен загранпаспорт. При въезде в аэропорту раньше всегда надо было заполнять миграционные карты, но в этот раз бланков почему-то не оказалось, и сами миграционки потом никто у нас не спросил. Возможно, их отменили, но полной уверенности в этом нет... В Душанбе необходимо в течение 3 суток получить регистрацию. Для регистрации нужны 2 фотографии 3x4. На все это, как и на получение пропусков в погранзону и Нацпарк, уходит время. При наиболее благоприятном раскладе это может быть сделано за один день, но у нас до сих пор меньше, чем за полтора, не получалось (впрочем, параллельно с оформлением участники могут заняться закупкой и затариванием купленных на базаре продуктов на поход). Недавнее нововведение заключается в том, что с этого года нельзя оформить погранпропуск на срок свыше 30 дней. Что делать, если маршрут более продолжителен, пока остается под вопросом...

Помощь при оформлении регистрации в Таджикистане, пропусков в погранзону и в Нацпарк, при подборе подходящей машины для заброски к началу маршрута и т. д. нам оказывала Рано Умаровна Сабирова, rano@navruz.tajik.net, мобильный телефон +992 918 63 14 22. Выходя на маршрут, мы оставили ей на непредвиденный случай копию нашего страхового полиса и маршрутной книжки. В Душанбе мы остановились на станции юных туристов (нам показалось удобным ее местонахождение через дорогу от базара, где мы затаривались продуктами на поход). Начальник этой станции — Эмом. Заброску 35 кг груза помог организовать Алишер, начальник МАЛа на Москвина, alisher-dep@mail.ru, +992 93 529 99 50, +992 98 529 99 40. В Девшаре нас встречал Учкун Абдуллаев, uchkun.abdullaev@mail.ru, +992 900 762 911. Всем им группа выражает искреннюю благодарность.

Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2017 г.