Пер. Каинды, 2Б*, 5000

Пер. Каинды — это классика жанра. Большинство групп, посещающих лед. Каинды в начале маршрута, проходят этот перевал. Удобство пер. Каинды не только и не столько в том, что он проще или ниже других, сколько в том, что он надежен, предсказуем, и возможность его безопасного прохождения мало зависит от метеоусловий. В новой редакции "Перечня" категория сложности пер. Каинды несколько лет назад была пересмотрена с 3А до 2Б*. Мы не разделяем мнение, что такая девальвация была обоснована, и в этот раз по фактическому прохождению перевал вполне соответствовал относительно несложной 3А и был мало похож на адекватную 2Б. Но... классификация есть классификация, раз уж нарекли 2Б — пусть будет 2Б...

Пер. Каинды мы проходили в качестве запасного варианта выхода на лед. Комсомолец после того, как отказались по причине недостатка времени и ресурсов от основного варианта — траверса п. Красной Армии. Этот перевал был нам хорошо знаком: руководитель проходил его уже в третий раз, еще двое участников ранее побывали на нем в составе других команд.

Описание пер. Каинды дается от лед. Каинды до лед. Комсомолец (рис. 10, 12, 13, фото 6473).

Местонахождение:
в меридиональном ответвлении хр. Иныльчек-Тоо между пиками Шокальского и Красной Армии. Ведет из самых верховьев лед. Каинды на левый приток лед. Комсомолец. Это единственный перевал, соединяющий ледники Каинды и Комсомолец. Координаты седловины по GPS: N 42.090262, E 79.842008, высота 5000 м.
Категория сложности:
2Б*. Этот перевал всегда имел категорию 3А, но в процессе недавней ревизии "Перечня" был переквалифицирован в 2Б*. Мы считаем, что пер. Каинды был девальвирован необоснованно.
Ориентация:
запад – восток.
Характер:
снежно-ледовый.
Определяющая сторона:
Перевал двусторонний. Восточная сторона перевального взлета на 100 м выше западной, но в аспекте технической сложности эта разница непринципиальна.
Направление прохождения:
с лед. Каинды на лед. Комсомолец, с запада на восток.
Перепад высоты (по GPS):
на подъеме 200 м, на спуске 300 м.
Крутизна:
35÷45°.
Время подъема:
2.5 часа.
Время спуска:
2 часа, не считая неудачную попытку спуска в день подъема.
Фактическое время прохождения:
4 – 5 августа 2021 г., два неполных дня. За один день пройти этот перевал, как правило, не удается.
Навешено перильных веревок:
10 * 50 м (4 на подъем, 6 на спуск, снег-лед).
Ночевки:
под перевалом с любой стороны или в мульде на седловине.
Подъем
со стороны лед. Каинды осуществляется на правую (по ходу) седловину перевала. Перила (200 м, в среднем 40÷45°) начинают вешать от правого (по ходу) края нижнего бергшрунда. Первая веревка самая крутая, вешается вверх и чуть вправо в направлении моста через второй бергшрунд. Следующие три веревки вешают вверх, забирая чуть левее, в направлении, обеспечивающем наименьшую крутизну склона. Если вешать перила прямо вверх (что может потребоваться при повышенной лавинной опасности), то веревок понадобится больше, 5 или 6 вместо четырех. Перевальная седловина широкая, в южной части есть карнизы на восточную сторону. В центре, в районе пупыря, разделяющего две седловины перевала, карниза нет. Под этим пупырем с юго-восточной стороны есть мульда, удобная для ночевки.
Спуск
на лед. Комсомолец начинается из вышеупомянутой центральной мульды. Прямо с седловины спуск хуже, там висят карнизы. Спуск из мульды начинают, смещаясь вправо до входа в большой кулуар, идущий уже до самого низа. Если спускаться прямо вниз по центру, не траверсируя в кулуар, то есть опасность выскочить на ледовый, а затем скальный сброс. Сверху, из мульды, эти сбросы, как и кулуар, не просматриваются. По кулуару спуск прямо вниз, 300 м, 6 веревок, в среднем 40÷45°, последняя через бергшрунд, после которого можно идти просто в связках.
Потенциальные опасности:
при большой заснеженности вероятна лавинная опасность с обеих сторон перевала.
Подъем на пер. Каинды с лед. Каинды (сиреневая линия — путь, пройденный по перилам)

Спуск с пер. Каинды на лед. Комсомолец (треугольничек — место ночевки в мульде на седловине, сиреневая линия — путь, пройденный по перилам)

4 августа.

Выход в 6:50. За ходку подошли к нижнему бергшрунду под перевальным взлетом. На склоне голый лед, 40÷50°, снега почти нет. Первой веревки хватило до прохода через второй бергшрунд, направление вверх и чуть вправо. Оттуда еще три веревки вверх и чуть влево, в направлении более низкого места седловины, где подъем чуть положе. Лидер поднялся на седловину в 9:30. Затем вдоль седловины пешком мы перешли к ее центру. Там пупырь с ледовым сбросом, обращенным на восток, а под пупырем — мульда (N 42.090262, E 79.842008, H 4930). Как правило, пройти пер. Каинды за день не удается, так что ночуют в этой мульде. Сейчас, благодаря сравнительно быстрому подъему на перевал, появилась возможность попытки спуска в этот же день. Но еще час ушел на то, чтобы собраться всей группой на седловине, подготовить веревки, щиты и ледосбросы.

ГСН: Подъем на пер. Каинды, первая веревка НБН: Подъем на пер. Каинды, вид назад АЩ: Подъем на пер. Каинды, выше второго бергшрунда
ГСН: Выход на седловину пер. Каинды; на заднем плане гребень п. 5523 АЩ: Группа на седловине пер. Каинды

В 10:30 начали спускаться с перевала, траверсируя, как и положено, направо. Восточный склон рано освещается солнцем, из-за этого снег уже глубокий, раскисший. Попробовали докопаться до льда: его здесь нет. Снежный щит в таком снегу, скорее всего, будет ненадежным; им можно даже и лавину сорвать. Выпустили первого на всю веревку: то же самое, только снежный склон еще круче. Идти здесь по линии падения воды тоже нецелесообразно, результат известен: внизу попадешь на сбросы. В 11:30 решили прекратить попытки: береженого бог бережет. Вернулись обратно в мульду на седловине и в 12:00 встали там на ночевку. Будем осуществлять спуск завтра с утра пораньше.

Вскоре на перевал пришел запердон. Весь вечер и всю ночь сыпал снег.

АЩ: Ночевка на седловине пер. Каинды ГСН: Утро после бурана на пер. Каинды; видны пики Победы и Неру

5 августа.

Выход в 6:20. Небо еще в тучах, но снегопад прекратился. И главное, смерзшийся снег более или менее держит. Нам не надо никаких экспериментов; надо просто свалить с этого перевала как можно быстрее. Первая веревка — косой спуск направо, крепим ее на снежном щите. Вторая, тоже на щите, поворачивает вниз в кулуар. Следующие 4 веревки по кулуару (40÷50°) на ледобурах, сдергиваем их самосбросами. В 8:20 замыкающие участники прошли нижний бергшрунд. На этом стремительный спуск с пер. Каинды закончен, дальше можно идти пешком.

ГСП: Спуск с пер. Каинды, первая веревка АЩ: Спуск с пер. Каинды, середина взлета АЩ: Спуск с пер. Каинды, вид с востока с подъема на Плато Шмидта (снято телеобъективом)

Пока спускались, облака окончательно разогнало. Внизу на леднике жарковато. Около часа потратили на переодевание и инвентаризацию спускового снаряжения. Затем надели снегоступы, и в связках вниз по леднику. Эта ветвь ледника Комсомолец спокойная. По пути встречаются зоны трещин, но все они обходятся без проблем. Ходки через полторы ледник стал открытым, так что можно было убрать снегоступы и связки. Еще ходка до слияния с главным ледником Комсомолец, и в 11:30 мы остановились на обед на ближайшей левой (орогр.) ледниковой моренке
ГСН: Обед на морене лед. Комсомолец; вдали виден пер. Четырех
(N 42.087458, E 79.923299, H 4062). Пока еще светило солнце, разложили на камнях свои шмотки для просушки.

Еда у нас практически закончилась, и бензина совсем мало. Сегодня необходимо дойти до заброски, которую мы в начале похода оставили в нижнем течении Комсомольца, под перевалом Четырех. В данном случае нам целесообразно не бегать за заброской вниз-вверх, а спуститься туда всей группой, чтобы отдохнуть не на леднике, а на (условно) теплой морене на меньшей высоте. Собственно, так у нас и было запланировано. Много веревок и железа нам внизу точно не понадобится. Поэтому все лишнее оставляем здесь. С собой берем только личное снаряжение, кроме снегоступов, а также одну веревку и несколько ледобуров — это может пригодиться, если придется переправляться через ледниковую речку.

В 13:45 вышли с места обеда вниз по лед. Комсомолец. Этот ледник спокойный, в основном открытый. Препятствием при движении по нему являются многочисленные речки.
НБН: Переправа через ледниковую речку на лед. Комсомолец по веревке
Постепенно смещаясь к нужному нам правому борту ледника, мы пересекли столько этих речек, что даже сбились со счета: то ли шесть, то ли семь штук... Предпоследняя речка, которая протекала близко к центру ледника, была самая глубокая. Пришлось изрядно поискать мост через нее, и то пришлось навесить перильную веревку на ледобурах для перехода (N 42.101019, E 79.945069, H 3970). Последняя речка также была широкая, но мы нашли место, где можно ее преодолеть могучим прыжком через камень.

По мере понижения, на лед. Комсомолец появляется все больше морен. Он по-прежнему легко проходим по любой траектории. Нам показалось, что удобнее всего двигаться по желтой морене, которая идет правее центра, или по черной, проходящей между желтой мореной и правым (орогр.) бортом. Переходя, в зависимости от характера пути, с одной морены на другую и обратно. Наконец, в 17:00 мы на знакомой площадке (N 42.125030, E 79.959644, H 3825). Заброска на месте, в полной целости и сохранности. На завтра запланирована дневка либо полудневка, смотря по настроению.

Таким образом, в качестве запасного варианта перехода на лед. Комсомолец группа прошла пер. Каинды с запада на восток, повесив на нем 10 веревок (500 м перил), из которых 4 на подъеме и 6 на спуске. После этого прохождения мы по-прежнему считаем, что пер. Каинды был девальвирован до 2Б* необоснованно. Ранее, в 1997 и 2000 гг., руководитель дважды побывал на этом перевале, и тогда ни разу не удалось обойтись менее, чем десятью веревками. Двое участников группы несколько лет назад также участвовали в прохождении пер. Каинды (не вместе, а в разные годы и в различных маршрутах), и тогда, по их словам, было использовано еще больше перильных веревок. Только в 1997 г. руководителю удалось пройти перевал за один день; во всех остальных случаях группе приходилось ночевать на седловине. И в этот раз, несмотря на удавшийся нам быстрый подъем и "заряженность" на безостановочное прохождение, перевал снова вынудил остаться на седловине. Нет, на нормальную, "вменяемую" 2Б это мало похоже.

В противоположном направлении проходить пер. Каинды целесообразно по тому же самому пути. Возможно, в случае повышенной лавинной опасности нельзя будет идти траверсом. В этом случае придется подниматься и/или спускаться по линии падения воды, вешая при этом большее количество веревок и проходя карнизы.

6 августа.

Мы предполагали сделать полудневку. Не ранний подъем, легкий завтрак после вчерашнего обильного плова, неспешное оприходование и распределение заброски, мелкий ремонт кому надо, и после обеда выход с тем, чтобы до вечера подойти поближе к цирку нашего следующего сложного перевала. Однако погода, будучи неустойчивой практически с самого утра, к середине дня превратилась в конкретный запердон. Выходить под дождь, чтобы намокнуть и затем потратить все выигранное время на просушку перед подъемом в снега — спасибо, мы это уже пробовали в начале похода. Так что полудневка плавно перешла в дневку, а та, в свою очередь — в пурговку. Остаемся до утра на старом месте.

Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2021 г.