Все "лево" и "право", если не оговорено особо, считаются орографически. Время везде указано местное иссыккульское (UTC+6), которое отличается от московского на +3 часа и от новосибирского на -1 час. Это же время выставлено и в EXIF-метаданных цифровых фотографий. Светлое время суток от 6:00 до 20:00. Средняя продолжительность одной ходки 40 минут. Чистое ходовое время мы не приводим. Его бывает так сложно вычислить, а главное, оно не очень-то привязано к реальности: ведь никто же все равно не пытается проходить маршрут "чисто" — без привалов, без перекусов, без необходимых разведок, без передышек на "чесание репы", наконец! Там, где протяженность технически сложных участков указана в количестве веревок, подразумевается длина веревки 50 м, включая необходимый запас на узлы и следование рельефу. Ссылки на первоисточники по мере необходимости даются в сносках внизу страницы. Непосредственно в паспортах перевалов приводятся только их схемы. Фотографии, иллюстрирующие весь процесс прохождения, помещены в конце отчета. Ссылки на фотографии по тексту технического описания указаны для удобства чтения в примечаниях на полях.
Поскольку в этом маршруте приходилось много ходить по ледникам, да и прохождение некоторых перевалов отнимало по нескольку дней, описание препятствий удобнее дать в форме дневника похода. Для быстрой навигации по разделам технического описания приводим краткое оглавление пройденных ЛП.
В 6:35 мы выехали из г. Каракол на ханинском двухосном "Урале" в направлении долины р. Иныльчек. Дорога через перевал Чон-Ашу (3600) разного качества, однако проезжая для машин почти любой проходимости. С утра был небольшой дождик, но к обеду погода наладилась. В 10:00 проехали перевал. В долине у нас дважды проверили пропуска в погранзону: первый раз на КПП недалеко от впадения р. Оттук в Сары-Джаз, а затем на заставе Майдаадыр. Игорь Ханин снабдил нас пропусками в четырех экземплярах; мы могли оставлять по экземпляру пограничникам на каждом КПП, что ускоряло проверки. Сразу за Майдаадырской заставой на дороге стоит еще шлагбаум, где за въезд в нацпарк берут по 300 сом с человека, плюс 200 сом с машины (по сравнению с Памирским парком цены гуманные).
Долго ли, коротко ли, в 14:00 автомобильная дорога закончилась у базы Ат-Джайлоо (N 42.149719, E 79.445161, H 2675). После разгрузки машины мы в этот же день дальше не пошли, а остались на ночевку здесь же. Во-первых, мы планировали договориться с местными чабанами, чтобы завтра забросить большую часть груза до начала ледника на лошадях, это около 20 км. А во-вторых, здесь предстоял еще брод реки Ат-Джайлоо, и правильнее было заниматься этим рано утром.
Предыдущая ночь на базе, судя по доносившемуся с той стороны шуму,
прошла бурно. Пока хозяин утром проснулся, пока пригнал с соседнего
пастбища лошадей, пока их всех навьючили... Короче, ранним утром
стартовать не удалось. В 9:30 мы, наконец, вышли с базы,
в 10:30 верхом на лошадях переправились через р. Ат-Джайлоо
(от базы до брода через Ат-Джайлоо ходка). Дальше трое участников
поехали вместе с караваном, а пятеро с легкими рюкзаками пошли пешком
по тропе.
НБН: Переправа через р. Ат-Джайлоо на лошадях (точка съемки: N 42.156650, E 79.470319)
Примерно в 5 км от переправы через Ат-Джайлоо мощный левый рукав р.
Иныльчек упирается в скальный прижим. Лошади проходят его по воде,
но пешком лучше этого не делать. Тропа на протяжении километра обходит
прижим
высоко над рекой. Место, где тропа поворачивает наверх, отмечено
меткой на камне (N 42.172281, E 79.520211, H 2715), но и без метки
мимо не пройдешь: это единственно возможный вариант. Обход прижима
занимает ходки полторы. По пути тропа пересекает живописный ручей
с чистой водой, и после этого начинается спуск к реке уже по ту сторону
прижима.
НБН: Обход прижима р. Иныльчек
Других препятствий в этот день не встретилось, и к 14:00 "пешая" часть группы прибыла на целевую стоянку "Ива" сразу за последним ручьем — левым притоком р. Иныльчек (N 42.191371, E 79.636704, H 2902). "Конные" участники пришли на это место чуть раньше, лошадей уже разгрузили, и погонщики уехали обратно на базу. Каноническое место стоянки под названием "Ива" в действительности находится в 15 минутах хода дальше, практически перед самым языком ледника. Но на той, дальней "Иве" бывают проблемы с водой, и как раз в этом сезоне воды на "дальней Иве" не было.
На "Иве" мы были не одни. Здесь же
стояла группа из двоих немецких туристов с гидом и несколькими портерами. Также и дальше вверх по Иныльчеку мы пересекались с подобными группами
разной численности. Похоже, в "эпоху всеобщей пандемии"
трекинг на Тянь-Шане пользуется популярностью у иностранцев, и местные
жители тоже не брезгуют возможностью такой подработки.
ГСН: Совместный вечер у костра на "Иве" с группой трекингистов
Хотя погода в этот день была хорошая, продолжить движение сразу после обеда нам не удалось. Время ушло на перераспределение груза из "лошадиных" тюков между участниками, приведение рюкзаков из "транспортной" в "крейсерскую" укладку. Дергаться с этого хорошего места, чтобы пройти одну, максимум две ходки перед сном уже не было большого смысла. Таким образом, использование лошадей для прохождения 20-километрового участка от Ат-Джайлоо до ледника не привело к экономии времени, а лишь отчасти сэкономило наши силы. Без лошадей мы стартовали бы раньше и сами дошли бы со всем грузом сюда за день, но утомились бы при этом, конечно, сильнее.