Техническое описание препятствий и дневник похода

Все "лево" и "право", если не оговорено особо, считаются орографически. Время везде указано местное иссыккульское (UTC+6), которое отличается от московского на +3 часа и от новосибирского на -1 час. Это же время выставлено и в EXIF-метаданных цифровых фотографий. Светлое время суток от 6:00 до 20:00. Средняя продолжительность одной ходки 40 минут. Чистое ходовое время мы не приводим. Его бывает так сложно вычислить, а главное, оно не очень-то привязано к реальности: ведь никто же все равно не пытается проходить маршрут "чисто" — без привалов, без перекусов, без необходимых разведок, без передышек на "чесание репы", наконец! Там, где протяженность технически сложных участков указана в количестве веревок, подразумевается длина веревки 50 м, включая необходимый запас на узлы и следование рельефу. Ссылки на первоисточники по мере необходимости даются в сносках внизу страницы. Непосредственно в паспортах перевалов приводятся только их схемы. Фотографии, иллюстрирующие весь процесс прохождения, помещены в конце отчета. Ссылки на фотографии по тексту технического описания указаны для удобства чтения в примечаниях на полях.

Поскольку в этом маршруте приходилось много ходить по ледникам, да и прохождение некоторых перевалов отнимало по нескольку дней, описание препятствий удобнее дать в форме дневника похода. Для быстрой навигации по разделам технического описания приводим краткое оглавление пройденных ЛП.


19 июля.

В 6:35 мы выехали из г. Каракол на ханинском двухосном "Урале" в направлении долины р. Иныльчек. Дорога через перевал Чон-Ашу (3600) разного качества, однако проезжая для машин почти любой проходимости. С утра был небольшой дождик, но к обеду погода наладилась. В 10:00 проехали перевал. В долине у нас дважды проверили пропуска в погранзону: первый раз на КПП недалеко от впадения р. Оттук в Сары-Джаз, а затем на заставе Майдаадыр. Игорь Ханин снабдил нас пропусками в четырех экземплярах; мы могли оставлять по экземпляру пограничникам на каждом КПП, что ускоряло проверки. Сразу за Майдаадырской заставой на дороге стоит еще шлагбаум, где за въезд в нацпарк берут по 300 сом с человека, плюс 200 сом с машины (по сравнению с Памирским парком цены гуманные).

Долго ли, коротко ли, в 14:00 автомобильная дорога закончилась у базы Ат-Джайлоо (N 42.149719, E 79.445161, H 2675). После разгрузки машины мы в этот же день дальше не пошли, а остались на ночевку здесь же. Во-первых, мы планировали договориться с местными чабанами, чтобы завтра забросить большую часть груза до начала ледника на лошадях, это около 20 км. А во-вторых, здесь предстоял еще брод реки Ат-Джайлоо, и правильнее было заниматься этим рано утром.

20 июля.

Предыдущая ночь на базе, судя по доносившемуся с той стороны шуму, прошла бурно. Пока хозяин утром проснулся, пока пригнал с соседнего пастбища лошадей, пока их всех навьючили... Короче, ранним утром стартовать не удалось. В 9:30 мы, наконец, вышли с базы, в 10:30 верхом на лошадях переправились через р. Ат-Джайлоо
НБН: Переправа через р. Ат-Джайлоо на лошадях (точка съемки: N 42.156650, E 79.470319)
(от базы до брода через Ат-Джайлоо ходка). Дальше трое участников поехали вместе с караваном, а пятеро с легкими рюкзаками пошли пешком по тропе.

Примерно в 5 км от переправы через Ат-Джайлоо мощный левый рукав р. Иныльчек упирается в скальный прижим. Лошади проходят его по воде, но пешком лучше этого не делать. Тропа на протяжении километра обходит прижим
НБН: Обход прижима р. Иныльчек
высоко над рекой. Место, где тропа поворачивает наверх, отмечено меткой на камне (N 42.172281, E 79.520211, H 2715), но и без метки мимо не пройдешь: это единственно возможный вариант. Обход прижима занимает ходки полторы. По пути тропа пересекает живописный ручей с чистой водой, и после этого начинается спуск к реке уже по ту сторону прижима.

Других препятствий в этот день не встретилось, и к 14:00 "пешая" часть группы прибыла на целевую стоянку "Ива" сразу за последним ручьем — левым притоком р. Иныльчек (N 42.191371, E 79.636704, H 2902). "Конные" участники пришли на это место чуть раньше, лошадей уже разгрузили, и погонщики уехали обратно на базу. Каноническое место стоянки под названием "Ива" в действительности находится в 15 минутах хода дальше, практически перед самым языком ледника. Но на той, дальней "Иве" бывают проблемы с водой, и как раз в этом сезоне воды на "дальней Иве" не было.

ГСН: Совместный вечер у костра на "Иве" с группой трекингистов
На "Иве" мы были не одни. Здесь же стояла группа из двоих немецких туристов с гидом и несколькими портерами. Также и дальше вверх по Иныльчеку мы пересекались с подобными группами разной численности. Похоже, в "эпоху всеобщей пандемии" трекинг на Тянь-Шане пользуется популярностью у иностранцев, и местные жители тоже не брезгуют возможностью такой подработки.

Хотя погода в этот день была хорошая, продолжить движение сразу после обеда нам не удалось. Время ушло на перераспределение груза из "лошадиных" тюков между участниками, приведение рюкзаков из "транспортной" в "крейсерскую" укладку. Дергаться с этого хорошего места, чтобы пройти одну, максимум две ходки перед сном уже не было большого смысла. Таким образом, использование лошадей для прохождения 20-километрового участка от Ат-Джайлоо до ледника не привело к экономии времени, а лишь отчасти сэкономило наши силы. Без лошадей мы стартовали бы раньше и сами дошли бы со всем грузом сюда за день, но утомились бы при этом, конечно, сильнее.



Разделы
Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2021 г.