Пер. Российской Экспедиции, 3Б, 5020

Пер. Российской Экспедиции — один из множества перевалов (все не ниже 3А), через которые можно попасть с лед. Иныльчек (точнее, с его южных притоков, ледников Путеводный и Шокальского) на лед. Каинды. Перевалы с лед. Шокальского мы не рассматривали, этот ледник сильнее разорван и более трудоемок для прохождения. С восточной, для нас наиболее выгодной ветви лед. Путеводный ведут на Каинды четыре перевала: Подводников, Шевченко, Ракетчиков, Российской Экспедиции (перечисляя с запада на восток). Все они годятся, и все, кроме единственного основного, мы также заявили в качестве запасных. В качестве основного мы выбрали пер. Российской Экспедиции: по имеющейся информации, его определяющая сложность северная сторона выглядела наиболее предпочтительно в условиях вероятной сильной заснеженности и высокой лавинной опасности района. Просматривались несколько альтернативных вариантов подъема на этот перевал, в том числе по гребню, а существование нескольких запасных перевалов в том же цирке предоставляло дополнительную возможность маневра и тем самым повышало надежность прохождения.

Помимо спортивной составляющей (с него мы начинали основную часть маршрута), пер. Российской Экспедиции за счет достаточно высокой ночевки вблизи его седловины должен был дать нам дополнительную высотную акклиматизацию.

За два года до нас пер. Российской Экспедиции был пройден группой туристов из г. Казани под рук. Дмитрия Мансурова. Информация из их качественного отчета помогла нам при подготовке; мы прошли перевал в почти полном соответствии с их описанием.

Описание пер. Российской Экспедиции дается от лед. Путеводный до лед. Каинды (рис. 79, фото 3350).

Местонахождение:
в хр. Иныльчек-Тоо в 200 м западнее узловой вершины, находящейся на стыке главного хребта с северным отрогом, разделяющим ледники Путеводный и Шокальского. Ведет из самого дальнего угла восточной ветви лед. Путеводный на лед. Каинды. Координаты седловины по GPS: N 42.130524, E 79.773951. Высота перевала в "Перечне" (4900) несколько занижена: GPS показал 5022 м.
Категория сложности:
3Б.
Ориентация:
север – юг.
Характер:
снежно-ледовый.
Определяющая сторона:
северная. Однако южная сторона, хотя и с меньшим перепадом высоты, также требует перильной страховки и примерно соответствует категории 2Б.
Направление прохождения:
с лед. Путеводный на лед. Каинды, с севера на юг.
Перепад высоты (по GPS):
на подъеме 700 м, на спуске 300 м.
Крутизна:
на подъеме в среднем 45°, на спуске 45÷50°.
Время подъема:
7.5 ч в первый и 3 ч во второй день, итого 10.5 часов.
Время спуска:
3 часа.
Фактическое время прохождения:
31 июля – 1 августа 2021 г., итого два дня, не считая ледопада на подходе. За один день этот перевал не ходится.
Навешено перильных веревок:
9 * 50 м (4 на подъем, 5 на спуск, снег-лед).
Ночевки:
ГСН: Ночевка на сераке под верхним взлетом пер. Российской Экспедиции
под перевалом с любой стороны; также возможна ночевка на самой седловине или на снежных подушках в 200 м ниже седловины с северной стороны (N 42.131942, E 79.772571, H 4806, воды в жидком виде нет, нужно топить снег). В других местах на северной стене перевала ночевать не следует: возможна лавинная опасность.
АЩ: Пургование на морене лед. Путеводный
Очень хорошие площадки для ночевки, с чистым ручьем — с севера на правой боковой морене у поворота ледника (N 42.132584, E 79.736687, H 3912, мы сами там ночевали и сутки пурговали). Также хорошее место на песочке с чистым ручьем с южной стороны непосредственно под языком левой ветви перевального ледника, между этим языком и лед. Каинды (N 42.101237, E 79.774486, H 4279, там у нас был обед).
Подход
со стороны лед. Путеводный: до ледопада восточной ветви идется в основном по центру. В нижней, менее крутой части ледопада также лучше идти по центру, там ледник глаже. Затем рекомендации разнятся. Наши предшественники проходили крутую часть ледопада у правого (орогр.) борта. В нашем случае ледник в районе правого рандклюфта был сильно разорван, сам рандклюфт и борт над ним выглядели непроходимыми. После глубокой разведки нам удалось распутать ледопад, смещаясь от центра к левому (орогр.) краю по мере набора высоты (общий набор 500 м, 20÷35°). Хотя это как раз более крутой участок ледопада, сераки в нем "нашинкованы" мельче, с достаточным количеством мостов, по которым его можно пройти. Дальнейший путь подхода к подножию перевала очевиден и проблем не представляет. Участок с трещинами на повороте ледника удобно обойти по правой (орогр.) боковой морене; на этой же морене есть хорошие площадки для ночевки (N 42.132584, E 79.736687, H 3912).
ГСН: Путь через ледопад восточной ветви лед. Путеводный НБН: Лед. Путеводный выше ледопада; треугольничком отмечено место ночевки на морене
ГСН: Панорама верховьев лед. Путеводный
Подъем
со стороны лед. Путеводный (рис. 7, 8) представляет собой снежно-ледовую стену с сераками разного масштаба. Лезть на эту стену в лоб сложно и небезопасно. Предварительно оценив состояние снега на взлете (перевал может быть лавиноопасен), для подъема используют наклонную полку ("рампу"), проходящую между поясами ледовых разломов справа налево (по ходу) с одновременным набором высоты (500 м, 35÷40°). Эта "рампа" выводит под левый нижний край верхнего пояса сераков. Там, на подушке под подходящим безопасным сераком целесообразно остановиться с ночевкой (N 42.131942, E 79.772571, H 4806) и, при наличии времени, обработать перилами верхний взлет. Последний взлет (200 м перил, 50÷55°) выводит левее (по ходу) седловины на снежную полку под гребнем соседней с перевалом узловой вершинки. При необходимости можно ночевать и на этой полке. Проход с нее в связках к самой седловине проблем не представляет.
НБН: Подъем по рампе на пер. Российской Экспедиции в средней части; треугольничком отмечено место ночевки на сераке ГСН: Предпровес верхнего взлета пер. Российской Экспедиции НБН: Прохождение верхнего взлета пер. Российской Экспедиции; слева видна тропинка от места ночевки к началу перил
ГСП: Траверс к седловине пер. Российской Экспедиции ГСН: Траверс к седловине пер. Российской Экспедиции (вид назад с седловины)
Спуск
на правый приток лед. Каинды (рис. 7, 9) начинается с правого (орогр.) края седловины и идет по невыраженному крутому снежно-ледовому кулуару между скальных выходов. С самой седловины спуск не просматривается, но уже после первой веревки становится понятно, как лучше идти. Навеска перил (250 м, 45÷50°) продолжается до нижнего бергшрунда, пройдя который, можно заканчивать спуск по выполаживанию просто в связках.
НБН: Спуск с пер. Российской Экспедиции, первая веревка АЩ: Спуск с пер. Российской Экспедиции, нижний участок
Отход
до лед. Каинды: сначала по центру ровного перевального ледничка (связки, снегоступы). Этот боковой ледничок потерял связь с лед. Каинды и не впадает в него. В самом конце он разделяется большим нунатаком на две ветви; непосредственно перед нунатаком зона трещин, и на правой ветви также ледопад. Не забуриваясь в рвань перед нунатаком, нужно переместиться на более спокойную левую ветвь. Язык левой ветви заканчивается крутым ледовым лбом. Здесь нужно вовремя перейти с языка налево на осыпь (35÷40°) и по ней спуститься вниз к ручью. Возле ручья очень приятное место для отдыха; в нашем случае ночевать было еще рано, мы там обедали (N 42.101237, E 79.774486, H 4279). Дальнейший переход на лед. Каинды очевиден.
ГСП: На правом притоке лед. Каинды: пер. Российской Экспедиции в конце цирка НБН: Выход на лед. Каинды с языка перевального ледника после спуска с пер. Российской Экспедиции
Потенциальные опасности:
лавинная, а также опасность обвала сераков с северной стороны; некоторая камнепадоопасность со скальной вершинки с южной стороны. Потенциальная лавинная опасность с севера представляется весьма реальной; к счастью, она компенсируется возможностью различных вариантов подъема на перевал, хорошо просматриваемых с ледника от подножия взлета.
Орография и путь через пер. Российской Экспедиции на гуглоснимке (треугольнички — места ночевок)

Подъем на пер. Российской Экспедиции с лед. Путеводный (треугольничек — место ночевки на сераке, сиреневая линия — путь, пройденный по перилам)

Спуск с пер. Российской Экспедиции в сторону лед. Каинды (сиреневая линия — путь, пройденный по перилам)

29 июля.

С утра погода так себе, но поливать перестало. Вышли в 6:45 и через ходку углубились в ледопад. Нижняя ступень пологая и довольно гладкая, удобно идти по черной дорожке чуть левее центра. Затем крутизна увеличивается до 30÷35°, и начинается рвань. Группа Мансурова в 2019 г. обошла верхнюю ступень слева по ходу у самого борта. Но сейчас ледопад в том месте здесь сильно разорван, рандклюфт и скальный борт над ним обрывисты и выглядят непроходимыми. Непонятно, как Мансуров смог там пройти.

Правее и выше нас ледопад круто поднимается, огибая большой бараний лоб, часть ледника покрыта осыпью. Двое участников отправились вверх по этой осыпи на разведку возможного прохода. В это же время еще один разведчик пошел изучать лабиринт трещин в центре. В результате справа (по ходу) по крутому осыпному склону удалось набрать метров 300 высоты, а там уже просочиться и до самого верха. Ледопад выше бараньего лба мелко нашинкован, зато там много мостов между сераками, которые и помогли все распутать. На обратном пути разведчики обратили внимание, что третий участник по центру также смог несколько продвинуться вперед. Спускаясь со ступени ледопада ему навстречу (а не по пути подъема), удалось найти другой проход через сераки, более удобный для движения с рюкзаками. Глубокая разведка ледопада заняла часа полтора.

ГСН: Путь через ледопад восточной ветви лед. Путеводный АЩ: Прохождение ледопада восточной ветви лед. Путеводный ГСН: Михаил Яценко в ледопаде восточной ветви лед. Путеводный

НБН: Лед. Путеводный выше ледопада; треугольничком отмечено место ночевки на морене
Пройдя по разведанному пути, группа обошла последний, уже пологий участок рвани по осыпному склону справа по ходу и в 12:10 остановилась на обед выше ледопада на теплых камешках левой боковой морены. В этот день обед затянулся: у двоих участников стали разваливаться пластиковые ботинки, требовался экстренный ремонт. Заодно перераспределили общественное снаряжение. В 14:00 продолжили движение. За полтора часа пересекли ровный открытый ледник с левого на правый (орогр.) борт. Не доходя очередного участка рвани на повороте ледника, поднялись на правую боковую морену и в 15:30 остановились на ночевку на удобных площадках возле водопада (N 42.132584, E 79.736687, H 3912). Наш перевал за углом, до подножия стены уже близко, и технических препятствий на леднике больше нет. Хотя можно было подойти и еще ближе к перевальному взлету, но тогда пришлось бы ставить палатку на снегу, без ощутимого выигрыша по времени. Мы сочли это нецелесообразным.

30 июля.

АЩ: Пургование на морене лед. Путеводный
Еще ночью на морену пришел конкретный запердон. Ранним утром дежурный высунул нос из-под тента: снаружи сильно поливает, видимость ноль. Выход отложили. В течение дня погода менялась от плохой к еще худшей, дождь перешел в мокрый снег. Известно, что пер. Российской Экспедиции может быть лавиноопасен, начинать подъем на него в такую погоду — безумие. Пургуем на том же месте.

31 июля.

С утра погода ясная, выход в 6:30. От места ночевки продолжаем движение по правой боковой морене и через две ходки, уже после поворота, выходим на ледник, тем самым обойдя зону трещин. Отсюда хорошо видна вся стена хребта Иныльчек-Тоо с перевалами Подводников, Шевченко, Ракетчиков, Российской Экспедиции. Все эти перевалы у нас заявлены основным либо запасными вариантами, так что мы можем идти любой из них. Оценив обстановку, приходим к выводу: в фактических условиях пер. Российской Экспедиции — основной заявленный вариант — наиболее безопасен. Будем подниматься на него.

ГСН: Панорама верховьев лед. Путеводный

Здесь ледник уже закрытый. В связках и снегоступах пересекаем его и подходим к перевальному взлету. На самой стене и у подножия многочисленные следы схода лавин. Обращаем внимание на то, что с крутых участков весь снег, который мог сойти, уже сошел. На более пологих участках косой "рампы", по которой поднимаются на перевал, снег лежит. Но крутая ледовая стена хребта, обрамляющая рампу по всей длине, также освободилась от снега, причем массированный сход снега со стены на рампу не вызвал срыв лавин с самой рампы. Учитывая эти наблюдения, приходим к выводу: лавинная опасность не повышена, можно приступать к подъему на перевал.

В 10:00 в связках и кошках начали подъем. Сначала прямо вверх правее большого ледового лба, оттуда выход на начало рампы, и далее по ней влево вверх. Снег очень разный, в зависимости от характера участка, от фирна на лавинных выносах до глубокого, по пояс, на пологих участках сераков. Выбираем такую траекторию, где наклон рампы меньше всего, стараясь избегать участков глубокого снега и почаще сменять лидеров. В конце рампы обходим слева большой ледовый сброс, поворачиваем направо и останавливаемся на его верху. Время 15:00, снег к этому времени совсем раскис, дальнейшее движение проблематично и небезопасно. Здесь, на большом сераке, можно сделать хорошую площадку, от непрошеных "подарков" сверху место надежно прикрыто другим сераком. Останавливаемся на ночевку (N 42.131942, E 79.772571, H 4806). Общий набор высоты до этого места 500 м, 35÷40°. Пока часть группы занимается строительством площадки, трое отважных разведчиков отправляются на предпровес дальнейшего подъема. К тому времени погода испортилась, поднявшийся ветер нагнал облачность. Порядком подмерзшие разведчики вернулись к палатке в 17:35, им удалось повесить 3 веревки.

НБН: Подъем по рампе на пер. Российской Экспедиции в средней части; треугольничком отмечено место ночевки на сераке ГСН: Ночевка на сераке под верхним взлетом пер. Российской Экспедиции ГСН: Предпровес верхнего взлета пер. Российской Экспедиции

1 августа.

Ночью разъяснило и подморозило, утром был чувствительный дубак. Вышли в 6:30. Левее (по ходу) места ночевки бергшрунд неширокий и проходится по мосту; сразу от него начинаются навешенные с вечера веревки. Рельеф: крутой лед 50÷55°, открытый или покрытый тонким слоем фирна, без возможности делать надежные ступени, перила здесь обязательны. Общее направление: сначала вверх, и в самом конце чуть правее. Пройдя три вчерашние веревки, повесили еще одну и поднялись на полку под узловой вершинкой. Первые две веревки крепились на ледобурах, третья и четвертая — на фирновых щитах. Полка, на которую выводит путь подъема, уже находится на высоте перевала, в 100 м восточнее по горизонтали. Оттуда есть простой проход к седловине, в связках, без технических сложностей. Непосредственно снизу выхода на седловину нет, т. к. прямо под ней ледовые сбросы. Тура на седловине нет, она снежная. На перевал группа вышла в 9:40 (N 42.130524, E 79.773951, H 5022).

НБН: Прохождение верхнего взлета пер. Российской Экспедиции; слева видна тропинка от места ночевки к началу перил ГСП: Траверс к седловине пер. Российской Экспедиции
ГСН: Траверс к седловине пер. Российской Экспедиции (вид назад с седловины) АЩ: Группа на седловине пер. Российской Экспедиции

Разведав, насколько это возможно, спуск (он скрыт за перегибом и весь с седловины не просматривается), в 10:40 мы начали вешать перила вниз. Спуск начинается с западного края седловины и проходит чуть левее скалистой вершинки. С середины седловины или восточнее спускаться плохо: там ледовый сброс. В верхней части спуска крутой лед, 50÷55°, голый или покрытый тонким фирном. Нижняя часть, после прохождения небольших скальных выходов, чуть положе и заснежена. Лавинной опасности нет; возможны камнепады со скал, опасность которых мы оценили как незначительную. Всего мы повесили на спуске 5 веревок. Верхняя крепилась на снежном щите-снегосбросе на седловине, следующие две на ледобурах, две нижних — снова на щите. Последняя веревка заканчивалась под бергшрундом, ниже которого можно было идти пешком. Спуск закончили в 13:30.

НБН: Спуск с пер. Российской Экспедиции, первая веревка АЩ: Спуск с пер. Российской Экспедиции, нижний участок

ГСП: На правом притоке лед. Каинды: пер. Российской Экспедиции в конце цирка
Хотя было время обеда, и место уже безопасное, мы не стали здесь останавливаться, стараясь успеть проскочить закрытый перевальный ледник до того, как снег совсем раскиснет. За ходку в снегоступах мы прошли этот ледник, перед нунатаком переместившись на левый рукав.
НБН: Выход на лед. Каинды с языка перевального ледника после спуска с пер. Российской Экспедиции
Там пришлось немного покорячиться: язык заканчивается ледовым лбом, надо вовремя перейти с него налево на осыпь и далее, траверсируя крутую осыпь (35÷40°), сойти с нее в ложбину ниже языка. Туда мы спустились в 15:00 и, наконец, пообедали в шикарном месте у журчащего ручья (N 42.101237, E 79.774486, H 4279). Было солнышко, удалось даже немного посушиться.

Выйдя в 17:00 с места обеда, мы спустились на основной лед. Каинды и, пройдя вверх по нему 2 ходки, в 19:00 встали на ночевку. На практически открытом леднике с подходящими площадками бывает туго (замаешься срубать ледяные бугры, и площадка на льду получится сырая), но нам удалось построить площадку на узкой полоске правой боковой морены под скалой (N 42.094753, E 79.791947, H 4100).

Таким образом, группа прошла пер. Российской Экспедиции в направлении с севера на юг. Хотя на спуске мы повесили больше перильных веревок, чем на подъеме, по совокупности именно северная, в нашем случае подъемная сторона, считается определяющей. К счастью, обстановка на перевале сложилась так, что всю нижнюю часть подъема, между ледовыми сбросами, удалось преодолеть в связках. За два года до нас этот перевал проходила группа Мансурова. С тех пор перевал практически не изменился, мы шли практически в полном соответствии с их описанием. На прохождение пер. Российской Экспедиции наша группа потратила полтора дня (не считая ледопада на подходе), повесила 9 веревок (450 м перил), из них 4 веревки на подъеме и 5 на спуске, и вряд ли можно пройти этот перевал быстрее. Для сравнения, команда Мансурова в 2019 г. шла здесь в том же направлении на день дольше и провесила на подъеме 8 веревок — вдвое больше, чем там повесили мы.

Для прохождения пер. Российской Экспедиции в противоположном направлении рекомендуется тот же самый путь. И тоже, скорее всего, не удастся пройти его за один день, даже со спуском по определяющей стороне. В этом случае, пока по перилам поднимешься с юга на перевал и спустишься на север до сераков, где мы ночевали, снег на "рампе" раскиснет, так что завершать спуск вечером по глубокому раскисшему снегу будет опасно и очень трудоемко. Целесообразнее будет наверху заночевать и пройти "рампу" с утра.



Примечание

Дмитрия Мансурова
Рук. Д. Е. Мансуров, 2019 г., http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=42123&page=1
Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2021 г.