Пер. Арбат 5300 + плечо п. Красной Армии + п. 5523, в сумме 3А, радиально

Главной целью в данном случае мы считали траверс п. Красной Армии с севера на юг, а пер. Арбат рассматривали как перевал, обеспечивающий ближайший подход к нему. По пер. Арбат имеется достаточно богатая информация, путь на п. Красной Армии с юга также описан. Мы предполагали, что технически сложной должна быть предвершинная часть северного гребня п. Красной Армии. Но по факту оказалось, что северный гребень технически сложный на гораздо большем протяжении и не предоставляет возможностей для обхода. Это выяснилось уже в процессе попытки прохождения. В результате от траверса п. Красной Армии мы отказались из соображений безопасности. У нас получился заход на пер. Арбат радиально, в связке с серией разведок по хр. Иныльчек-Тоо на юг и на север, с последующим спуском по пути подъема и выходом по запасному варианту через пер. Каинды. Хребет здесь достаточно высокий, так что этот выход дал нам также дополнительную акклиматизацию.

Описание дается от лед. Каинды до лед. Каинды (рис. 10, 11, фото 5163).

Местонахождение:
пер. Арбат находится в хр. Каинды-Катта и ведет с лед. Каинды на лед. Альпинист, правый приток лед. Куюкап. Этот перевал — ближайший к узловой вершине 5523, по которой Каинды-Катта стыкуется с хр. Иныльчек-Тоо, и находится в 800 м к западу от нее. Координаты п. 5523 по GPS: N 42.084796, E 79.839749; высота вершины на карте несколько завышена, GPS показал 5400 м. Координаты пер. Арбат — понятие условное: его "седловина" в действительности представляет собой обширное плато. Координаты места выхода на плато пер. Арбат со стороны лед. Каинды: N 42.082026, E 79.834202, высота перевала 5300 м.
Категория сложности:
3А.
Ориентация:
север – юг.
Характер:
снежно-ледовый.
Направление прохождения:
с севера с лед. Каинды; спуск на лед. Каинды по пути подъема.
Перепад высоты (по GPS):
750 м.
Крутизна:
в среднем около 35°.
Время подъема:
7.5 часов.
Время спуска:
2.5 часа.
Фактическое время прохождения:
2 – 3 августа 2021 г., в сумме полтора дня.
Навешено перильных веревок:
1 (50 м) на подъем, и в том же месте на спуск.
Подъем
со стороны лед. Каинды идет по "рампе", которая начинается от самого лед. Каинды и выводит на перевальное плато, позволяя обойти весь ледопад (рис. 10, 11). По пути могут встретиться ледовые разломы с разной возможностью их преодоления. Иногда требуется навеска перил, вплоть до вертикальных с вытягиванием рюкзаков, а в другие годы удается все пройти пешком в связках. В нашем случае встретились два разлома. Один удалось пройти в связках по снежному мосту, в обход другого пришлось повесить веревку (50 м перил, 45÷60°).
Спуск
на лед. Альпинист наша группа не планировала. Спуск обратно на лед. Каинды осуществлялся по пути подъема (рис. 10, 11).
Потенциальные опасности:
возможна лавинная опасность на отдельных участках.
Орография и путь на пер. Арбат и через пер. Каинды на гуглоснимке (треугольнички — места ночевок, сиреневая линия — путь, пройденный по перилам)

Подъем на плато пер. Арбат с лед. Каинды

2 августа.

С места ночевки мы вышли в 6:20 и направились вверх по лед. Каинды. Вообще-то в основном течении лед. Каинды лучше всего двигаться по центру. Однако на подходе к общему цирку перевалов Каинды и Арбат находится ледопад, перегораживающий центр и левую (орогр.) половину лед. Каинды. До этого места было уже близко, так что мы предпочли не перебираться на середину с тем, чтобы через полкилометра для обхода ледопада возвращаться обратно на правый борт. Выше ледопада ледник стал закрытым. Там мы связались и пересекли его, подойдя к подножию пер. Арбат.

Подъем по рампе пер. Арбат (рис. 10, 11) начали в 10:00. Сначала это был заснеженный склон до 30°, слишком крутой для движения в снегоступах. Снег во многих местах еще держал, лавинная опасность была незначительна. Встретился один широкий разлом, который удалось перейти по снежному мосту. В 11:30 мы подошли к большому разлому с ледовым сбросом, перегораживающему рампу на всю ширину. Догадаться обойти разлом по крутому ледовому склону справа по ходу было несложно, но надо было вешать веревку. Здесь мы остановились на обед и параллельно осуществили предпровес (веревку закрепили на снежном щите, 50 м, 45÷60°). В 13:00 двинулись дальше. Пройдя разлом, снова связались. Технических сложностей дальше не встретилось, и в 15:30 мы достигли перевального плато (N 42.082026, E 79.834202, H 5223).

НБН: Движение по рампе пер. Арбат: прохождение снежного моста ГСН: Движение по рампе пер. Арбат: провешивание перил в обход ледового разлома НБН: Движение по рампе пер. Арбат: прохождение перил в обход ледового разлома (точка съемки: N 42.085072, E 79.823714)
АЩ: Движение по рампе пер. Арбат: выход на перевальное плато НБН: Плато пер. Арбат; вдали видна группа, отдыхающая у места выхода на плато (снято во время разведки) (точка съемки: N 42.082394, E 79.838639)

Классический спуск с пер. Арбат на лед. Альпинист мы не планировали. Вместо этого мы предполагали попытаться пройти траверсом хребта через п. Красной Армии. Поэтому мы поднялись по плато как можно ближе к его стыку с хребтом. К этому времени погода, которая была пасмурной весь день, испортилась окончательно, перевальное плато накрыло туманом. Было не вполне понятно, в каком направлении и до какого места имеет смысл идти. Поэтому мы в ходе разведки выбрали подходящий безопасный разлом, в котором можно было бы, если что, запурговать, и в 17:30 остановились там на ночевку (N 42.082398, E 79.838998, H 5320).

3 августа.

Вышли с места ночевки в 6:50. Погода по-прежнему плохая, иногда еще что-то видно, а временами вообще накрывает сплошное молоко. Поднявшись на хребет, ходки полторы двигались по нему с постепенным набором высоты в сторону п. Красной Армии. Информация по маршруту на эту вершину с южной стороны у нас была, но с севера на нее, вероятно, еще никто не ходил. Была фотография издалека с лед. Каинды, а также с восточной стороны с подъема на Плато Шмидта. Можно было обратить внимание, что сама вершинка с севера "остренькая", но какова протяженность всего северного гребня, и в каком именно месте он стыкуется с плато пер. Арбат, по тем фотографиям определить было нельзя.

НБН: Плато пер. Арбат; показано место ночевки в разломе и направления радиальных выходов (фото обработано с агрессивным подавлением тумана) (точка съемки: N 42.080336, E 79.830853) АЩ: Вершина п. Красной Армии, вид с северо-запада с лед. Каинды (снято телеобъективом)
ГСН: Массив п. Красной Армии, вид с востока с подъема на Плато Шмидта ГСН: Массив п. Красной Армии, вид с северо-востока с лед. Комсомолец

В 7:40, набрав 150 м высоты от перевального плато, мы дошли до очередного плеча, после которого начиналось сужение гребня (N 42.080918, E 79.842266, H 5446). Туман на какое-то время раздуло, и мы могли наблюдать весь масштаб задачи. До вершины еще примерно километр по прямой. Гребень узкий, крутые склоны на обе стороны, вплоть до обрывистых, мощные карнизы на восток. Есть несколько участков выполаживания, где можно двигаться без перильной страховки или даже выровнять площадку для ночевки, но есть и несколько скалистых жандармов с карнизами, которые не обойти ни справа, ни слева. Основную часть этого гребня, очевидно, придется провешивать. Пройти его за один день мы не успеем, придется заночевать где-то до вершины. При этом погода очень неустойчивая — того и гляди, придется на этом гребне запурговать. Свалить с него ни направо, ни налево не получится, только дальше вперед, либо назад по этому же гребню. Пройдя п. Красной Армии, надо с него еще спуститься на лед. Комсомолец — путь хоть и известный, но тоже не близкий. А у нас продукты, и главное, бензин, на 3 дня всего, мы не рассчитывали на такой расклад, да и на подходах день из-за непогоды потеряли. Еду и горючее придется растягивать, и это без резерва, без гарантии.

ГСН: Северный гребень п. Красной Армии, вид с достигнутой точки плеча (фото обработано с агрессивным подавлением тумана) АЩ: Группа на плече п. Красной Армии перед тем, как повернуть назад

Короче, все вело к тому, что пора нам отказываться от прохождения запланированного препятствия. Не по причине, что гребень непроходим, а потому, что в настоящий момент группа не готова к тому, чтобы обеспечить его безопасное прохождение с соблюдением необходимого запаса прочности. Пройти северный гребень Красной Армии наверняка можно, но мало не покажется, и это будет красивая задница! По сложности явно выше, чем 3А, которую мы сначала предполагали. Это прохождение надо готовить соответствующим образом, имея в виду и запас на непогоду, и на непредвиденные обстоятельства. Так что оставляем его пока до лучших времен...

Вместо траверса Красной Армии у нас были запасные варианты. Но те варианты, которые предполагали спуск глубоко в долину лед. Куюкап, с последующим перевалом на лед. Комсомолец, нам не подходили из-за недостатка еды и бензина. Мы уже установили, что другого приемлемого спуска с плато Арбата, с самого верха хребта прямо на Комсомолец, тоже нет. Оставался единственный быстрый вариант — отползти огородами, т. е. через перевал Каинды. Возвращаться туда по пути подъема не хотелось. Коль скоро мы пока еще находились на хребте, возникла идея посмотреть, нельзя ли спуститься отсюда прямо на седловину пер. Каинды по гребню через узловую вершину 5523 — место стыка хребтов Каинды-Катта и Иныльчек-Тоо. Эта вершина была рядом,
НБН: Движение в направлении вершины 5523 (фото обработано с агрессивным подавлением тумана)
но к 9:00, когда мы на нее поднялись (N 42.084796, E 79.839749, H 5400), пришел конкретный запердон и закрыл всю видимость. В каком в точности направлении спускаться с купола п. 5523, теперь было неясно. Мы организовали связку разведчиков, которые спустились по хребту на север на сотню метров. В молоке ничего не просматривалось, но впереди угадывался крутой ледовый лоб, а скорее, ледовый сброс. Снега много. Не имея видимости, продолжать движение небезопасно. Там, на гребне мы простояли в ожидании просвета около часа.
АЩ: Ежики в тумане на вершине 5523 при попытке "разведки" спуска
В конце концов туман немножко раздуло. Мы убедились, что северный гребень п. 5523 также достаточно длинный, крутой, на нем имеются как минимум ледовые сбросы (могут быть и скальные, но скал сверху не было видно), то есть без навески значительного количества перил тут не обойдется. Проверять, как этот незнакомый путь ходится по перилам — в принципе и можно бы, но не для такой погоды. Так что, посыпав голову пеплом, мы отказались от продолжения поисков альтернативы и в 9:50 повернули назад с Арбата, солнцем палимы (а точнее, запердоном посыпаемы)... Забегая вперед: впоследствии мы рассмотрели и нижнюю часть гребня п. 5523 с пер. Каинды и с лед. Комсомолец. Гребень оказался на протяжении 400 м крутым и узким, местами со скальными выходами. Практически все наверняка пришлось бы провешивать. Значит, наш отказ от попытки быстрого спуска по этому пути был оправдан!

ГСН: Выход на седловину пер. Каинды; на заднем плане гребень п. 5523 АЩ: Спуск с пер. Каинды, вид с востока с подъема на Плато Шмидта (снято телеобъективом)

Мы вернулись на пер. Арбат и стали спускаться по пути подъема. Вокруг было сплошное молоко, и совершенно не видно направления движения. Но нам удалось найти свои полузасыпанные вчерашние следы, которые сильно помогли при спуске. Для обхода разлома на "рампе" повесили веревку в том же месте. В 12:20 закончили спуск и остановились на обед на ровном месте лед. Каинды вблизи подножия рампы Арбата. Выйдя с обеда в 14:00, мы за ходку подошли к пер. Каинды и в 15:00 встали на ночевку под самым взлетом (N 42.091472, E 79.837589, H 4782). Начинать подъем на перевал в это время по раскисшему снегу было уже нельзя. Поэтому остаток дня использовали для просушки вещей и мелкого ремонта. К нашему удивлению, вышло солнце. На этой "сковородке" под перевалом оно грело настолько жарко, что мы даже смогли натопить под солнечными лучами из снега целый котел воды при помощи куска черного полиэтилена.

Таким образом, у нас получился радиальный выход на пер. Арбат с неопределяющей стороны, с последующим спуском по пути подъема. От запланированного траверса п. Красной Армии пришлось отказаться из соображений безопасности, т. к. фактическая сложность этого препятствия при ближайшем рассмотрении оказалась значительно выше, чем предполагалось на этапе подготовки, при ограниченных ресурсах группы по времени, еде и бензину. Фактически мы проделали разведку северного гребня п. Красной Армии до начала технически сложных участков, затем поднялись на узловую вершину п. 5523 с целью разведки северного гребня этой вершины, от спуска по которому также отказались. Эти "похождения" в разные стороны хребта нет смысла учитывать по отдельности, все они пройдены непосредственно в связке с подъемом на плато пер. Арбат.

Мы считаем, что безопасный траверс северного гребня п. Красной Армии вполне возможен в рамках маршрута 6 к. с. Могли ли мы его пройти сейчас, не зря ли отказались, не перестраховались ли? Трудно сказать... Наверное, могли бы, будь у нас больший запас для маневра. Этот траверс имеет сложность не ниже 3Б, требует несколько дней и значительного количества перильных веревок, и готовиться к его прохождению надо соответственно. Что касается гипотетического прохода между верхним плато Арбата и перевалом Каинды траверсом п. 5523, то мы не рекомендуем такой вариант. Стандартный путь между этими перевалами со спуском на лед. Каинды не только безопаснее, но почти наверняка и быстрее.



Примечание

пер. Арбат
Рук. Д. Е. Мансуров, 2019 г., http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=42123&page=1
п. Красной Армии
Рук. Д. Е. Мансуров, 2014 г., http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=39611&page=1
задница
Задница — географическое место, особая климатическая, техническая, или тактическая ситуация, либо совокупность того и другого, препятствующая или существенно осложняющая прохождение маршрута.
Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2021 г.