Пер. Имат (3А, 4518)

Перевал Имат находится в восточном отроге п. Линкор и ведет из верховьев р. Норват на лед. Имат. Координаты седловины по данным Вадима Ляпина: N 39o08.746', E 68o20.767'; высота по данным Ляпина 4518 м, по Классификатору - 4100 м (в Классификаторе - явно сильно занижена). Категория сложности: 3А. Ориентация: север - юг. Характер: скально-ледовый. Перевал является двухсторонним, причем сложности любого из его перевальных взлетов по отдельности уже хватило бы для уверенной классификации перевала как полномасштабной 3А. Южная сторона перевала чисто скальная, северная - комбинированная, в основном снежно-ледовая со скальным поясом в нижней части. Хотя северный склон пер. Имат более протяженный, определяющей стороной считается более крутая - южная. Перевал пройден группой из верховьев р. Норват (непосредственно после спуска с пер. Линкор) на лед. Имат, с юга на север, с определяющей стороны на подъем. Дается описание фактического прохождения обоих перевальных взлетов (фото 56 - 80).

К проблеме прохождения пер. Имат наша группа относилась со всей серьезностью. Хоть мы и были уже акклиматизированы и успели поднатореть с веревками на предшествующих перевалах, но!

"Имат - ... одна из наиболее серьезных 3А в моей практике... на мой взгляд... ближе к верхней ступеньке сложности для перевалов 3А... Должен заметить, что перевал ходится одинаково напряженно в любом направлении, и по-прежнему считаю, что он ближе к 3Б, чем к 3А... на мой взгляд, в чем-то сложнее таких Кавказских перевалов, как, к примеру, Крумкольский провал 3Б..."
"Имат... Очень уж мне нравится этот перевал, и очень я хотел пройти его с юга на север... Я его иду уже третий раз, но, наконец, на подъем с юга..."
Однако бывалые горники, лично знакомые с этим человеком, отметят один нюанс:
ЕСЛИ ПЕРЕВАЛ ПОНРАВИЛСЯ ТОЛИКУ ДЖУЛИЮ - ПРОСТОГО ПУТИ НА НЕМ УЖ ТОЧНО НЕ БУДЕТ! МОЖНО НЕ ПРОВЕРЯТЬ, А ПОЙТИ И УБЕДИТЬСЯ!
Скажем так, забегая вперед: как под оценкой на редкость высокой для 3А технической сложности перевала, так и под оценкой его исключительно высоких эстетических достоинств, после прохождения перевала мы можем подписаться лично! Хоть обеими руками!

Говоря образно и емко, перевал Имат представляет собой порядочную задницу. При этом не следует воспринимать это фундаментальное понятие спортивного туризма исключительно в негативном смысле. Вообще-то, по жизни, горный турист находится с задницей в очень непростых взаимоотношениях: хотя он с ней борется, всеми силами старается ее избегать, но в то же время совсем без нее обойтись никак не может. При этом подмечено, что очень часто задница доставляет истинному спортсмену-ценителю еще и эстетическое, а иногда даже и эротическое наслаждение. Как раз именно таков перевал Имат!

Стоит добавить, что раньше ни руководитель, ни кто-либо из участников группы не был на этом перевале (как, впрочем, и вообще в Фанских горах). Таким образом мы были обречены относиться к предстоящему препятствию со всей ответственностью!

15 августа, на следующее утро после конкретного запердона погода наладилась, и мы устроили себе "активную дневку". Несколько опасаясь штурмовать серьезный перевал с ходу и напролом, мы планировали сначала провести как можно более глубокую разведку пути подъема, разобраться в лабиринте стен и кулуаров хотя бы до середины по высоте, заодно предварительно провесить все имеющиеся в группе веревки, и только на следующий день лезть на него с рюкзаками. На предпровес мы вышли в 915. Час поднимались по крутой осыпи (400-500 м, 30 - 35o) под скальную стену, выбирая путь таким образом, чтобы осыпь меньше ехала под ногами, и постепенно смещаясь правее (здесь и далее в описании подъема на пер. Имат "лево" и "право" применяются по ходу движения) - в направлении характерных скальных "ворот",
Южная стена пер. Имат со стороны пер. Линкор
с которых начинается уже реальная техническая работа. В дальнейшем мы старались следовать великолепному описанию пути подъема на перевал с этой стороны, составленному Анатолием Джулием, которое проштудировали заранее.

1-я веревка (50 м)
Подъем на перевал Имат: 1-я веревка
провешивается из "ворот" сначала прямо вверх по скальной стенке (15-20 м, крутизна местами до 80o), затем влево вверх по крутой наклонной полке, покрытой осыпью (~30 м). На скальной стенке достаточно богатый рельеф: хорошие ступени, зацепы; с нижней страховкой не страшно, но очевидно, что завтра с рюкзаками здесь придется изрядно попотеть. В верхней трети этой стенки есть забавная каменная проушина, достаточно прочная, чтобы можно было продеть в нее страховочную петлю. На осыпной полке "есть куда слинять", перильная страховка необходима, но идется ногами вполне уверенно. Верхняя станция на этой веревке крепится за каменный выступ. Промежуточные крючья и закладки, которые извлекались вторым участником, мы в своем описании не перечисляем: раз уж их так трудно все припомнить, значит, особых проблем организация промежуточных точек страховки на этом перевале не составила.

2-я веревка (50 м)
Подъем на перевал Имат: 2-я веревка
провешивается сразу же от верхней станции первой. Сначала скальная стенка (30-35 м, 60o), слева от которой внутренний угол; идется вверх и чуть вправо. Стенка постепенно выполаживается, покрывается осыпью, надежное крепление перил становится проблематичным. Прямо над стенкой возвышается лоб из разрушенных скал, на его верху можно надежно закрепить перила за большой каменный выступ. Последующим участникам подниматься на скальный лоб до самого верха не нужно, он обходится справа по осыпи.

До сих пор наш путь в точности соответствовал джулиевскому описанию. Но дальше начались некоторые неоднозначности. У Толика в отчете написано: "Далее по широкому осыпному полю крутизной до 35o вправо по ходу - вверх, к скальному поясу. На подъем через него удобно идти по осыпному кулуару со скальной пробкой, можно без веревок". У нас возник вопрос: так все-таки "вправо" или "вверх"? Можно было пройти вправо и чуть-чуть вверх, либо вверх и чуть-чуть вправо, оба пути в разных углах указанного Джулием широкого крутого осыпного поля. Идти совсем вправо нам показалось чересчур вбок, и что там, за углом, видно не было. Вверху же был действительно мощный скальный пояс, осыпное поле сужалось в кулуар, заткнутый очень внушительной скальной пробкой. Так что мы стали подниматься все-таки вверх (и чуть правее).
Подъем на перевал Имат: подход под скальную пробку
Подойдя под пробку, с некоторым сомнением взирая на вставшую перед нами 10-метровую мрачную, прохладную, слегка нависающую скальную стенку с мокрыми зацепками, неудобно направленными вниз, мы пришли к заключению, что Толик Джулий, наверное, залез бы здесь без веревок. Но поскольку Толика с нами нет, то придется однозначно вешать перила.
Подъем на пер. Имат через скальную пробку, 3-я веревка
После двух не самых ловких попыток один участник, обув скальные тапки, облез нависание на трении по бараньему лбу в правой части пробки, забив по дороге несколько промежуточных крючьев. Веревку мы закрепили серединой за большой камень, а остаток этой шестидесятки для надежности провесили дальше вверх по крутому осыпному кулуару, где также закрепили за камень. Такова была наша 3-я веревка на перевале Имат.

Дальше разночтения с описанием Джулия продолжились. У Толика сказано: "Далее снова по осыпному полю влево по ходу вверх, на седловинку на контрфорсе. Выход на седловинку - 10 м, до 70o (4 м несложного лазания)". Очевидный путь действительно просматривался вверх и чуть влево, только это был довольно узкий осыпной кулуар, местами пересеченный выходами разрушенных скал, легко проходимых, но требующих перильной страховки. Кулуар этот оказался довольно протяженным, мы навесили в нем сначала расходную веревку 30 м
Подъем на перевал Имат: 4-я веревка
(чтобы завтра было легче подниматься с рюкзаками), а потом выше и последнюю, 4-ю основную веревку длиной 45 м, чуть посложнее, закрепленную на паре скальных крючьев, для которых с некоторым трудом удалось найти подходящие трещины в разрушенных скалах. Дальше осыпной кулуар снова расширялся, но слева была не седловинка, а мощные скальные бастионы.
Подъем на перевал Имат: станция на 5-ой веревке Подъем на перевал Имат: вид со станции на 5-ой веревке
Не было видно и описанного Джулием "скального желоба с ручьем", которого мы заранее остерегались, как не было и ручья. Просторный, хотя изрядно крутой, сухой осыпной кулуар уходил чуть влево и вверх, далеко-далеко вверх, постепенно еще больше выкручиваясь и сужаясь, как сужаются на горизонте железнодорожные рельсы. Какая-то седловинка была справа, причем на нее можно было достаточно безопасно пройти пешком без страховки.

Пройдя направо на осыпную седловинку, мы с интересом увидели по ту сторону, ниже себя, упомянутый "скальный желоб с ручьем" - точь в точь, как на фотографии в отчете Джулия, и настоящий ручей в этом желобе. С седловины можно было в точности сопоставить уходящий влево вверх сужающийся осыпной кулуар с фотографией из отчета, на которой на фоне этого кулуара изображен повернутый спиной Джулий. Для полноты совпадения мы даже поставили на это место своего участника Леню Панова, дабы поискать десять отличий...

Средняя часть подъема на перевал Имат
скачать БОЛЬШОЕ ФОТО
Подъем на перевал Имат: большой осыпной кулуар

Таким образом, жизнь наладилась, и все снова встало на свои места! Во-первых, мы четко сориентировались на склоне. Во-вторых, пять перильных веревок были успешно провешены, добрая половина стены по высоте преодолена, причем дальнейший путь еще далеко вверх был прост, очевиден и снова совпадал с описанием. В-третьих, нам удалось ненавязчиво спрямить путь, сэкономив при этом пару перильных веревок и оставив сбоку описанный Джулием "желоб с ручьем", который, скорее всего, мог быть камнеопасным. На седловине имелась площадка для палатки, усеянная свежими бычками. По количеству бычков было похоже, что здесь недавно ночевала многочисленная группа - перевал, хотя и сложный, но вполне обитаемый!

В 1400 мы покинули уютную, теплую седловинку, к 1520 закончили спуск по навешенным веревкам, а в 1530 бодро сбежали вниз по осыпи к своей палатке. Погода была хорошая, и остаток дня мы посвятили досушиванию подмокших во время вчерашнего запердона шмоток.

16 августа мы вышли очень рано, в 520. В 650 подошли под скальные "ворота" - к началу навешенных вчера перил. По веревкам проходили, соблюдая все меры предосторожности, чтобы не насыпать друг на друга камней с осыпных полок. Самопроизвольные камнепады ни вчера во время разведки, ни теперь не наблюдались, так что с этой стороны пер. Имат можно считать условно безопасным. Наибольшую трудность при прохождении на жумарах с рюкзаком доставила самая первая крутая веревка, и особенно третья - через нависающую скальную пробку; некоторые участники пользовались здесь стременами. В 1000 все пять предварительно навешенных веревок были пройдены.

Казавшийся снизу уходящим за горизонт длиннющий осыпной кулуар, в соответствии с описанием Джулия, постепенно сужался и заканчивался невысокой (7-8 м), но отвесной скальной пробкой. Упомянутого Джулием ручья здесь не было. Очевидно, ручей ночью замерз и еще не оттаял; сама скальная пробка и участок осыпи перед ней были залиты натечным льдом, так что здесь настало время надевать кошки. Это была 6-я веревка на пер. Имат. Проходить ее на жумаре с рюкзаком было трудоемко, некоторые участники воспользовались здесь стременами.

Выше пробки с натечкой узкий кулуар продолжался еще метров пятьдесят, где был заткнут еще одной примерно такой же скальной пробкой. Через нее, и выше по крутому кулуару мы навесили 7-ю веревку, которую закрепили за большой камень. Выше камня начинался крутой фирновый склон, выводящий на перевальный гребень.

Подъем на пер. Имат по большому осыпному кулуару Подъем на перевал Имат: 2-я скальная пробка, 6-я веревка Подъем на перевал Имат: 3-я скальная пробка, 7-я веревка Подъем на перевал Имат: станция на 7-й веревке Подъем на перевал Имат: выход на гребень, 8-я веревка

8-я веревка была навешена по этому фирновому склону (50 м, 45 - 50o) и закреплена за большой камень непосредственно вблизи гребня. Это еще не сама перевальная седловина (на нее еще надо приспуститься), но уже почти она - дальше гребень несложный. Первый участник ступил на перевальный гребень в 1200.

Пока арьергард снимал и поднимал наверх перильные веревки, разведчики сходили в связке и в кошках к собственно седловине. До нее было метров двести, дойти можно было практически пешком, и только в самой нижней части для более уверенного спуска с рюкзаком мы кинули коротенький (~10 м) хвост связочной веревки.
Пер. Имат: в связках по гребню к седловине Седловина перевала Имат
Поскольку Джулий в довольно категоричной форме настаивает на неприемлемости спуска с перевала на север во второй половине дня, мы планировали ночевать на седловине и поэтому не торопились. Вся группа пришла на седловину в 1400.

Рядом с седловиной пер. Имат, под симпатичной скальной стенкой, окруженная впечатляющими скальными зубцами, имеется очень живописная и уютная площадка для палатки, где мы отдохнули и заночевали. На этой площадке тоже были свежие бычки - такие же, как и на осыпной седловинке посреди подъема; а в туре на самой седловине - записка
Ночевка на перевале Имат Записка с перевала Имат
группы туристов турклуба МАИ (г. Москва) под рук. Д. Прибылова от 12.08.2012 (фото 166), прошедших перевал, как и мы, на подъем.

Поскольку времени у нас было достаточно, мы налегке сходили на разведку посмотреть спуск. Через бергшрунд повесили первую спусковую веревку, закрепив ее за выступ на седловине. Дальше была широкая фирновая полка, по которой надо было траверсировать направо "до упора". Снег на полке раскис, мы дошли в связках и кошках до крутого перегиба, за которым уже становилось опасно, но продолжение спуска все еще не просматривалось. После этого мы благоразумно вернулись на седловину: "утро вечера мудренее"...

17 августа в 550 мы начали спуск с перевала Имат. Пройдя и сдернув навешенную еще вчера первую спусковую веревку через бергшрунд, мы траверсировали в связках и кошках фирновую полку направо и подошли к началу крутого снежно-ледового склона.
Спуск с пер. Имат на снежную полку, 1-я веревка Спуск с перевала Имат: по полке к началу 2-й веревки
Здесь под ногами оказался глубокий смерзшийся фирн, а десятком метров ниже - крутой голый лед. Это было единственное за весь поход место, где реально пригодился щит-снегосброс - однако, не зря его с собой взяли! Таким образом, 2-ю спусковую веревку мы сняли с помощью снегосброса.

3-ю и 4-ю спусковые веревки мы крепили на ледобурах и сдергивали с помощью ледосброса. Эти веревки, как и 2-я, шли прямо вниз по ледовому склону крутизной 50 - 55o. Поскольку под скальной стеной справа угадывался ручей, там было видно много грязи от камнепадов, да и по описаниям северная сторона пер. Имат считается камнеопасной, мы старались держаться подальше от правого борта, прижимаясь левее. К концу 4-й веревки голый лед закончился, под ногами снова появился смерзшийся фирн, но крутизна все еще оставалась значительной, так что нужно было продолжать навеску перил.

5-ю веревку мы закрепили на ледорубе и сняли, спускаясь на три такта с нижней страховкой. Следующие 4 веревки, с 6-й по 9-ю, мы проходили с использованием тактики "связка по связке". Крепили связочную веревку в виде перил на ледорубе, пропускали по ней другую связку и, пока другая связка точно таким же образом навешивала собственную веревку, снимали эту, двигаясь на три такта с нижней страховкой. На следующей веревке связки менялись ролями, и так еще четыре раза. Склон крутизной 45 - 50o,
Северная стена пер. Имат со стороны ледника Имат
под ногами смерзшийся фирн, достаточно твердый, так что ступени не вытаптываются.

10-я веревка, также закрепленная на ледорубе, выводила на скальный пояс. Сняли ее также с нижней страховкой на три такта без рюкзака. Согласно описанию, этот скальный пояс заканчивался нависающими сбросами, ниже которых можно было идти без перильной страховки. Короткая разведка показала, что наилучший спуск со скального пояса находится левее. Туда мы навесили еще одну веревку почти горизонтальных перил по совсем несложным скалам - 11-ю. По-видимому, из-за сходов весенних лавин скалы здесь оказались заглажены сильнее обычного, так что возникло небольшое затруднение с поиском точки страховки, где можно было бы забить надежный скальный крюк для безопасного прохождения сбросов.

Спуск с пер. Имат: выход на скальный пояс, 10-я веревка Спуск с перевала Имат: станция на скальном поясе для 12-й веревки Спуск с пер. Имат: дюльфер со скальных сбросов, 12-я веревка Спуск с перевала Имат: выход на ледник в связках на три такта

Наконец, 12-я веревка через 10-метровый слегка нависающий скальный сброс выводила на постепенно выполаживающийся фирновый склон, где перила больше не были нужны. Фирн на этом склоне уже раскис, кошки держали недостаточно надежно, чтобы можно было спускаться спиной к склону. Соответственно, последовал утомительный спуск в связках на три такта ( 30 - 35o, 200-300 м). Бергшрунды в нижней части склона легко проходились по прочным мостам, за ними выход на ровный открытый ледник - перевал Имат пройден! В 1140 группа, наконец, смогла расслабиться. Еще 20 мин по ровному леднику - подальше отойти от склонов, которые могли быть камнеопасными, и в 1200 мы остановились на обед прямо на льду посреди цирка. Вторую половину этого дня группа потратила на проход через ледопад наверх, в цирк нашего следующего перевала Фанская Сказка.

Таким образом, группа прошла пер. Имат с юга на север, на подъем с определяющей стороны, затратив на полное прохождение в сумме два с половиной дня: день на разведку подъема с предпровесом пяти веревок, день на сам подъем и на разведку пути спуска, полдня на весь спуск. Высота перевальных взлетов с обеих сторон составляет порядка 1000 м, средняя крутизна 40 - 50o. Подъем на пер. Имат чисто скальный и требует интеллектуального прохождения. Почти половина высоты в нижней части подъема набирается по осыпи и технической сложности не представляет. Далее следует скальная стена с множеством осыпных кулуаров, сильно ускоряющих продвижение, если только в них не заблудиться. Нашей группе удалось грамотно распутать этот лабиринт кулуаров и обойтись, наверное, минимумом перильных веревок. Мы навесили на подъеме 8 полных веревок (7 по скалам, одну по фирну), всего 405 м перил. Скалы почти везде (за исключением двух верхних веревок, где встречался натечный лед) имеют достаточно богатый рельеф, проходятся с нижней страховкой - не сказать, чтобы уж совсем легко, но вполне уверенно, не на грани срыва. Крутизна разная, в том числе встречаются короткие слегка нависающие участки. Самопроизвольных камнепадов мы не наблюдали, так что существенной камнеопасности с этой стороны перевала нет. Если бы кто-то из участников уже бывал на пер. Имат и хорошо знал путь, мы могли бы, вероятно, подняться на него и за один день. На середине подъема и на перевальной седловине есть удобные места для ночевки. Спуск с пер. Имат комбинированный, преимущественно снежно-ледовый, требующий разнообразной тактики прохождения и техники организации точек страховки, а также осмотрительности при выборе пути через скальные сбросы в нижней части. На спуске возможна камнепадоопасность, и хотя она минимальна, если не приближаться к скальной стене, ограничивающей перевальный взлет справа, во второй половине дня с этой стороны на перевал лучше не соваться. Наша группа спустилась с пер. Имат быстро, затратив менее 6 часов на провеску 12 веревок (9 снежно-ледовых и 3 скальных), 615 м перил. Итого на полное прохождение перевала потребовалось 20 веревок, 1020 м перил, половина из которых, в том числе почти весь подъем - по скалам.

Пер. Имат занимает достойное место на верхней грани технической сложности для перевалов 3А. Автору представленного отчета при всем его опыте ранее приходилось руководить прохождением, пожалуй, только одной тройки-А, которая по совокупной сложности может быть сопоставима с Иматом (это был перевал Слоненок на Терскее), и одной тройки-А, еще более задничной, чем Имат (это был перевал Сказка зимой, тоже на Терскее). Но, надо отдать должное, при условии правильного прохождения пер. Имат будет надежен и практически безопасен. По крайней мере, безопасность на нем определяется прежде всего действиями группы, а не факторами везения или невезения. Наша группа в полном объеме продемонстрировала свою квалификацию, пройдя эту известную нам ранее лишь по описаниям экстра-сложную тройку-А по оптимальному алгоритму, уверенно, грамотно и надежно, без "соплей" и "косяков", со значительным запасом прочности. Перевал Имат нам ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОНРАВИЛСЯ и доставил многогранное удовлетворение. Следуя Джулию, мы так же горячо рекомендуем его другим группам, имеющим для этого достаточную подготовку. Ведь простота перевала - это достоинство только для единичек. В пятерках же ценность перевалу приносит его сложность! Так что желаем качественной задницы - в позитивном смысле этого фундаментального термина, друзья горные туристы!



Примечания

...2
http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Juliy_Fany-2000/,
http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1048,
http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Juliy_Fany-2003/
...3
http://www.mountain.ru/world_mounts/pamiro-alay/2003/Fany_Djuly/,
http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Juliy_Fany-2003/
...задницу.
Задница - географическое место, или особая климатическая, техническая, или тактическая ситуация, либо совокупность того и другого, препятствующая или существенно осложняющая прохождение маршрута или безопасный сход с маршрута, вынуждающая горного туриста вопреки его желанию вступить с ней в противоборство, напрягаясь и применяя при этом всю свою квалификацию и весь свой опыт.
Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2012 г.