Пер. Фанская Сказка - ложная (3А, 4400, радиально)

Перевал Фанская Сказка находится в северо-восточном отроге п. Большая Ганза и ведет с лед. Имат на р. Желтая. Координаты седловины по данным Вадима Ляпина: N 39o09.615', E 68o19.444'; высота по данным Ляпина 4398 м, по Классификатору - 4300 м. Категория сложности: 3А. Ориентация: северо-запад - юго-восток. Характер: скально-ледовый. Перевал является двухсторонним. Обе стороны комбинированные, но северо-западная - преимущественно ледовая, а юго-восточная - преимущественно скальная с крутым ледопадом на выходе из верхнего цирка. Группа совершила два радиальных выхода на две различные седловины пер. Фанская Сказка (обе оказались ложными) с юго-востока, со стороны лед. Имат.7 Дается описание этих радиальных выходов (фото 81 - 101).

Основным вариантом было заявлено сквозное прохождение пер. Фанская Сказка с лед. Имат на р. Желтая и последующий подход через пер. Зард (1Б) под пер. Адиджи. В запасном варианте была предусмотрена возможность обхода отрогов Фанской Сказки и Зарда низом по долинам рек. Попробовать пройти пер. Фанская Сказка в указанном направлении руководителю порекомендовал при личной встрече Анатолий Джулий - автор первого (и до текущего года единственного) его прохождения (оно было совершено в противоположном направлении). К сожалению, нам не удалось исполнить пожелание Джулия. Мы поднялись на перемычку в двух различных местах, обе седловины оказались ложными, и ни с одной из них не было спуска на другую сторону, приемлемого для группы 5 к. с. Так как время у нас было ограничено, мы отказались от продолжения поисков истинной седловины, спустились назад по пути подъема и обошли Фанскую Сказку (а также Зард) по заявленному запасному варианту.

17 августа, после успешного спуска с пер. Имат и последовавшего за ним обеда на лед. Имат, в 1350 мы вышли в направлении верхнего цирка пер. Фанская Сказка, имея в виду постараться сегодня же пройти ледопад. Открытый ледник между перевалами Имат и Фанская Сказка выглядел довольно ровным, трещины представлялись не страшными и направленными в основном вдоль хода нашего движения. Поэтому мы сначала отправились к подножию ледопада Фанской Сказки напрямик, в направлении его центра, где ледопад казался наименее разорванным, а его крутизна, возможно, позволяла подниматься в кошках без использования перил. Однако и на казавшемся ровным леднике, и впоследствии в ледопаде нас ожидала засада. Выяснилось, что на леднике имеются не только продольные
Подход по леднику Имат к перевалу Фанская Сказка
(хотя их и правда больше), но также и поперечные трещины, причем те и другие ровно такой ширины, при которой с расстояния еще кажется, что можно перешагнуть, а как подойдешь к краю, то не приходит в голову даже пытаться энергично прыгать без рюкзака. Вскоре нам надоело распутывать эти трещины, мы развернулись на 90o, обошли рвань слева по ходу, ближе к верхней окружности цирка, к стенам Линкора и Большой Ганзы (в верховьях ледник оказался закрыт, так что пришлось связаться), после чего оказались у подножия ледопада Фанской Сказки. На подход к ледопаду нам потребовалось ходки полторы.

Подниматься вверх по центру ледопада сначала можно было просто в кошках, ставя ногу на полную ступню. Но "чем дальше в лес, тем толще партизаны". Все чаще приходилось использовать для опоры передние зубья кошек, а то и клюв ледового инструмента. Дважды пришлось забираться на такой высокий серак, что не хватало связочной страховки, и требовалось навешивать перила.
Подъем по ледопаду Фанской Сказки
В верхней части, где ледопад уже несколько выполаживался, по центру оказались многочисленные сераки, разломы и промоины, уводящие еще далеко вверх, в то время как уже пора было задумываться о ночевке (ночевать на льду не хотелось). С высоких сераков было видно, что мы уже набрали около 300 м по высоте и находимся на уровне ригеля восточного гребня Большой Ганзы, на котором ночевала группа Джулия перед прохождением маршрута по этому гребню. Угадывалось, что левее нас по ходу, прямо от ригеля, разломов гораздо меньше, и проход в верхний цирк оттуда должен быть значительно проще. Группа послала руководителя на разведку, был найден не требующий перильной страховки проход через разломы на ригель, и в 1750 мы стали там на ночевку.
Верхний цирк Фанской Сказки с ледника Имат
Место для ночевки на ригеле великолепное, за водой достаточно чуть-чуть приспуститься к ледопаду, а проход с него дальше в верхний цирк, действительно, совсем простой.

Учтя расположение "засады" на ледопаде и перед ним, в обратном направлении группа прошла здесь не по пути подъема, а избрала более оптимальный путь. Об этом будет сказано далее.

18 августа в 730 мы вышли с места ночевки на Джулиевском ригеле и, набрав еще пару сотен метров высоты по некрутому ( 10 - 20o) смерзшемуся фирну, в 905 (за полторы ходки) подошли под скальную стену перевала с широким балконом посередине. Дальнейший путь не выглядел привлекательно. Проход на "балкон" слева по ходу, скорее всего, не требовал перильной страховки. Но он был довольно крутой, протяженный (~200 м, местами до 35o), и проходил между бергшрундами под угрозой обвала сераков с ледовых сколов п. Большая Ганза.
Верхний цирк Фанской Сказки: под сераками Большой Ганзы идти максимально быстро!
К этому времени фирн уже раскис - о том, чтобы "забежать бегом" под этими сераками, вопрос не стоял. Пришлось отойти на противоположную (орографически левую) сторону цирка, как можно дальше от угрожающих сераков Большой Ганзы, и ограничиться в этот день только визуальной разведкой прохода на "балкон" и наблюдением за поведением камнепадов и обвалов льда вблизи предполагаемого завтрашнего пути на перевал.

Вскоре обнаружилось, что в этом сезоне мы здесь не первые. В той части цирка, куда мы отправились на ночевку, была хорошо утоптанная площадка под палатку, и на ней много бычков, таких же, как на Имате. Воспользоваться готовой площадкой мы, к сожалению, не могли. Кроме свежих бычков, на площадке лежали еще большие свежие кучи в количестве примерно 7 штук, указывающие на то, что с пищеварением у иматских курильщиков все в полном порядке. Мы отошли метров на 30 в сторону и под защитой самого большого серака, съехавшего сюда, очевидно, во время какого-нибудь давнишнего грандиозного обвала, отрыли свою площадку. Следов недавних обвалов в этом месте не было. Перекрыть весь цирк способны только катастрофические обвалы с самой верхней ледовой шапки Большой Ганзы. Скорее всего, они случаются здесь один раз за сезон, так что мы чувствовали себя на этой ночевке все-таки в относительной безопасности.

19 августа, опасаясь ледовых обвалов с Большой Ганзы, мы вышли экстремально рано, в 510. В связках и кошках по смерзшемуся фирну за одну ходку забежали на "балкон". Там мы осмотрелись. С северной стороны оптимальный путь на перевал очевиден, но с нашей, южной стороны широкая перемычка Фанской Сказки представляет собой "пилу" с множеством узких локальных седловин и ведущих к ним кулуаров, примерно равноценных по сложности. К сожалению, этот конкретный поход пока еще не планировался в то время, когда будущий руководитель лично общался с автором перевала Анатолием Джулием. Руководитель тогда не догадался подробно расспросить Джулия, на которую из многочисленных седловин следует подниматься с юга. Поскольку в Интернете описан подъем на перевал с севера, идущий по трехсотметровой косой ледовой полке справа налево в самый угол, мы заключили, что и с нашей стороны нужно идти, соответственно, в самый угол вправо по ходу. Пройдя по снегу под самыми скалами вправо до конца "балкона" (около 200 м траверса), мы обосновались там и в 700 отправились, как до того на Имате, на разведку и предпровес.

Перемычка Фанской Сказки со стороны реки Желтой Перемычка Фанской Сказки со стороны ледника Имат "балкон" Фанской Сказки Траверс "балкона" Фанской Сказки Подъем на Фанскую Сказку - ложную-1

Навесив все наши 4 веревки (200 м перил по не слишком сложным скалам средней крутизны 50 - 60o) мы в 1000 поднялись на седловину. Оказалось, что это однозначно не та седловина, через которую перевал проходила группа Джулия, и она не выводит на косую ледовую полку, которая должна быть с той стороны. Перевальный гребень технически очень сложный, траверсировать его в поисках нужной седловины нереально. Спуск на север с этой - первой ложной седловины - был, скорее всего, в принципе возможен, он не просматривался до конца, но было совершенно очевидно, что та часть, которая просматривается - крутая заснеженная скальная стена из плит со сбросами между ними - гораздо сложнее, чем может быть на перевале 3А. Если бы мы проходили маршрут 6 к. с., возможно, мы и начали бы здесь спускаться. Но для имеющейся группы, проходящей поход 5 к. с., согласно элементарным требованиям безопасности спуск по такой стене был совершенно неприемлем. Спустившись с седловины "Фанская Сказка - ложная-1" по пути подъема и сняв наши четыре навешенные веревки, в 1130 мы снова собрались на "балконе".

Здесь в группе прошло краткое обсуждение сути проблемы и возможных последующих наших действий. Мы могли продолжить поиски истинной седловины (разумеется, без гарантии, что следующая не окажется такой же ложной), или прекратить попытки и немедленно уходить с перевала вниз по пути подъема. Решило наш выбор соображение, что путь назад с "балкона" под вытаивающими сераками в это время суток уже слишком опасен.
Опасные ледовые сколы Большой Ганзы
Даже если идти вниз, сегодня этого делать уже нельзя, и надо ночевать здесь, на "балконе". В этой ситуации у нас еще вполне оставалось время, чтобы до вечера произвести разведку с предпровесом еще одной седловины. Если со второй седловины будет нормальный спуск на ту сторону, то мы можем пройти ее завтра с утра. В противном же случае дальнейший план действий можно обсудить сегодня вечером.

Через полчаса нам представилась возможность наглядно убедиться в коллективной мудрости нашей группы. По пути спуска с "балкона" - как раз там, где мы бы оказались, если бы двинулись вниз - сошел довольно обильный ледовый обвал.
Проход под сераками
Да, воистину береженого бог бережет...

С 1200 до 1700 мы провели вторую разведку. К сожалению, мы не смогли правильно сориентироваться на седловине "Фанская Сказка - ложная-1". Теперь мы знаем, что истинная седловина была левее по ходу. Но в тот момент, когда мы с первой ложной седловины рассматривали спусковую сторону, нам показалось, что мы видим внизу под собой нижнюю (левую) часть косой ледовой полки, и это означало, что искать седловину надо еще правее. Мы дошли до самого правого по ходу края снежной части "балкона" и пересекли следующий за ней участок скально-осыпного склона, по которому все еще можно было траверсировать без страховки. В этом месте с большого бастиона перемычки спускается мощный контрфорс. С его края, куда мы дошли пешком, впереди была видна еще одна, с этой стороны внешне вполне подходящая седловина. Мы решили попробовать пройти к ней. Скалы здесь достаточно прочные, самопроизвольных камнепадов нет, рельеф позволяет уверенно идти с нижней страховкой. Сначала пришлось подняться на контрфорс по узкому внутреннему углу, переходящему в камин (~25 м, крутизна до 80o, 1-я веревка), затем по наклонной полке обогнуть контрфорс, пересечь следующий за ним кулуар и преодолеть еще одну стенку (~30 м, 60 - 75o, 2-я веревка). Там была широкая скальная площадка, за ней - траверс по длинной скальной полке (50 м) с маленькими 3-4-метровыми стеночками посередине и самом конце (3-я веревка). Оттуда в обход небольшого жандарма можно было по крутому снежному галстуку ( 40o) выйти на седловину (4-я веревка). Это была "Фанская Сказка - ложная-2". Спуск с этой седловины на ту сторону выглядел еще хуже, чем с первой.

"балкон" Фанской Сказки Подъем на Фанскую Сказку - ложную-2: 2-я веревка Подъем на Фанскую Сказку - ложную-2: 3-я веревка
Подъем на Фанскую Сказку - ложную-2: 4-я веревка Перемычка Фанской Сказки со стороны ледника Имат Перемычка Фанской Сказки со стороны реки Желтой

Мы сдернули четыре навешенные веревки, вернувшись на "балкон" по пути подъема. На нижнем краю "балкона" под прикрытием мощного скального выступа была практически горизонтальная площадка, требующая минимальных работ по облагораживанию; рядом был ручеек из талого снега. Здесь мы провели ночь с фантастическим видом из распахнутого тубуса палатки на склоны Большой Ганзы наверху и в пропасть прямо под нами. Поскольку мы уже потратили много времени на поиски истинной седловины Фанской Сказки и все еще не знали, которая она, впереди было много других очень нужных перевалов, а сроки ограничены,мы приняли решение не продолжать разведки, с самого раннего утра максимально быстро спускаться обратно и обходить отрог низом по р. Имат.

Ночевка на "балконе" Самодельный водопровод Вид из тубуса палатки

20 августа в 550 мы начали отступление. Прошедшая этой ночью непогода почти не добавила снега и не усложнила нам спуск. В кошках по смерзшемуся фирну мы за 20 мин спустились с "балкона", особенно быстро проскочив тот самый потенциально опасный участок под сераками, куда мы так предусмотрительно не поперлись вчера днем. Сейчас, в раннее время, сераки еще не начали таять и обваливаться. За ходку прошли ледник верхнего цирка до Джулиевского ригеля и подошли к ледопаду. Спускаться с ледопада на лед. Имат мы решили не по центру (не по пути подъема сюда), а правее, ближе к ригелю. Во время подъема мы видели, что безопасный проход там есть. Ледопад в том месте несколько более крутой, но зато и более короткий; при спуске это, скорее всего, окажется выгодно. На спуске с ледопада мы повесили 4 веревки по голому льду. Три первых были совсем нестрашными ( 40o), их снимали на три такта с нижней страховкой через ледобур, и только последнюю, более крутую, сдергивали ледосбросом.

Спуск с Фанской Сказки
Проход под сераками Спуск с ледопада Обход рвани на леднике Имат

В 800 мы спустились с ледопада и вышли на оперативный простор. За одну ходку обошли всю рвань на лед. Имат справа, под склонами Большой Ганзы и Линкора. К 1040 спустились c ледника в долину по моренам у правого борта и уже снизу увидели, что с левой стороны спуска бы не было: там ледопад и бараньи лбы.
Выход с ледника Имат по правому борту
Дальше побежали вдоль правого берега реки. Под ногами появилась тропа. Бычки попадаться перестали, из чего мы заключили, что в отличие от нас, неудачников, иматским курильщикам сквозное прохождение пер. Фанская Сказка удалось. С 1130 до 1430 обедали в первой березовой роще напротив устья р. Желтой.
Березовая роща на р. Имат
Эта река нас теперь не интересовала: подниматься туда только для того, чтобы терять время на прохождение неопределяющего перевала Зард (1Б) не было смысла. Еще полходки по тропе вниз по р. Имат, и мы перешли реку по мосту на левый берег. Там находится летовка, в которой мы час (с 1500 до 1600) общались с местными жителями. Прямо от летовки тропа снова круто поднимается вверх и поворачивает налево, огибая водораздел без потери высоты.
Летовка на левой террасе реки Имат
Дальше тропа постепенно приближается к р. Сурхоб и переходит по мосту на левый (орографически) берег. В 1720, вскоре после моста через Сурхоб, у чистого родника на границе зоны леса мы заночевали. Сделано за этот длинный день было много, драгоценное время частично наверстано.

Надо сказать, местные названия рек не совпадают с теми, которые отмечены на картах (в том числе на самых современных картах Завьялова и Ляпина), и на которые ссылается Классификатор. Таджики в летовке на р. Имат (сами они из кишлака Пасруд) реку, которая на наших картах отмечена "Желтая", называют "Сурхоб". Река, отмеченная как "Сурхоб", у них называется "Бодхона". А большую реку, в которую внизу впадает р. Имат и в верховьях которой находится оз. Алаудин, они называют "Алаудин". Тем не менее, во избежание путаницы мы будем по ходу отчета называть долины рек согласно карте.

Таким образом, из-за промашки руководителя группа не смогла идентифицировать единственную правильную седловину на широкой перемычке пер. Фанская Сказка. Группа поневоле совершила радиальные выходы на две отдельные ложные седловины, с которых не было приемлемого для похода 5 к. с. спуска на другую сторону, и спустилась с них по пути подъема. Несколькими днями позже с перевала Адиджи мы рассмотрели обратную сторону Фанской Сказки и уточнили местонахождение ложных и истинной седловин.
При прохождении этих радиальных выходов на ложные седловины было навешено и затем снято по пути подъема 8 веревок (из них 7 скальных и одна снежно-ледовая). Кроме того, в ледопаде при подъеме было навешено 2 веревки, а при спуске - 4 веревки, все по льду. Итого в сумме при прохождении радиального выхода на перемычку Фанской Сказки группой было использовано 14 веревок (7 по скалам, 1 по фирну, 6 в ледопаде), всего 710 м перил. Такие масштабы соответствовали бы вполне заслуженной категории сложности 3А, будь это пройденным перевалом. В защиту группы стоит еще сказать, что все тактические и технические действия при прохождении этого радиального выхода были грамотными и надежными. Причем особо нужно подчеркнуть: группа оказалась готова не только к чисто технической работе, но и к тому, чтобы адекватно сопоставить сложность и опасность препятствий со своими реальными возможностями, не совершить опрометчивых действий и не начать спуск в тартарары, откуда могло уже не быть возможности повернуть обратно. Произведя глубокую разведку, группа подчинилась требованиям безопасности и благоразумно отступила.

Будущим группам следует обратить особое внимание на то, что подходы к пер. Фанская Сказка, в том числе и в случае его правильного, канонического прохождения, с юга, со стороны лед. Имат, неудобны и довольно опасны. Как бы рано ни вышла группа с ночевки на ригеле Джулия, она подойдет под взлет, когда сераки уже начнут вытаивать, и налицо будет опасность ледового обвала. Выйти с ригеля ночью вряд ли удастся: впереди разорванный ледник, на котором необходим дальний обзор. Это значит, что под взлетом перед группой будет стоять дилемма: сразу вверх под угрозой не столь масштабных, но регулярных обвалов мелких сераков, либо ждать до утра в верхнем цирке. Мелкие обвалы до дальнего края цирка не достают, однако по-прежнему угрожают редкие, но катастрофические обвалы с верхней шапки Большой Ганзы, переметающие весь цирк. По-видимому, гораздо безопаснее проходить пер. Фанская Сказка с севера на юг, в направлении первопроходцев - тогда можно заночевать на "балконе", а рано утром пересечь опасный цирк сверху вниз очень быстро.

Верхний цирк Фанской Сказки со стороны ледника Имат Уютная ночевка на "балконе" Фанской Сказки