Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремнабор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению сложных горных походов. Все снаряжение функционировало весь поход безукоризненно.

В группе был спутниковый телефон системы "Thuraya" старой модели (вес 250 г). Старые модели "Турайи" считаются лучше новых. У них отсутствуют современные "навороты", благодаря чему они более экономно расходуют электричество. В последние годы многие группы жалуются на нестабильную связь со спутниками "Турайи" в Киргизии. Этого мы подтвердить не можем. В течение похода мы неоднократно отправляли СМС с маршрута в Новосибирск (через симкарту "Билайн"), и никаких проблем со связью ни разу не замечали. Носили мы телефон в выключенном состоянии отдельно от аккумулятора, во избежание саморазряда. Страховка на время прохождения маршрута оформлялась в страховой компании "Согласие", страховой агент Мамонтова Валентина Васильевна. Страховка была двойная: от несчастного случая плюс на медицинское обслуживание. Насколько надежную гарантию выплаты обеспечивает именно эта страховая компания, мы, к счастью, сказать не можем. Всегда уделяя особое внимание требованиям безопасности на маршруте, мы всеми силами старались избежать прецедента наступления страхового случая и гордимся тем, что нам это удалось!

Расчет продуктов на весь поход был стандартным: 600 г на человека в день. Бензин брали на заправке в Караколе в количестве около 27 л и затаривали в пластиковые бутылки из-под минеральной воды. Около 5 л горючего оказалось сэкономлено. Некоторый избыток бензина мы носили с собой преднамеренно. Это позволило нам, в частности, не отказывать себе в удовольствии во время пургований пить чаю столько, сколько захочется. А значит, повышало безопасность всего мероприятия! Когда мы затаривали бензин, то сыпали на дно каждой бутылки по ложке предварительно прокаленного гранулированного силикагеля. Силикагель эффективно сорбирует вредные примеси, превращая любую "ослиную мочу" во вполне качественное топливо для примусов. Чтобы закончить рекомендации относительно горючего, отметим, что имеющийся в продаже в хозяйственных магазинах бензин марки "нефрас" для примусов не годится. Это не топливо, а бензин-растворитель, он готовится из ароматических фракций, которые сильно коптят и разъедают резиновые прокладки. Еще советуем не заливать бензин в бутылки из-под пива и сладких напитков, так как растворенные в бензине следы неотмытого сахара приводят к быстрому забиванию нагретых частей примуса коксом. В походе мы пользовались самодельным примусом системы "Горын", сделанным из трех модифицированных для увеличения мощности голов от "Шмеля-2" с выносным пластиковым бачком от автомобильного огнетушителя и велосипедным насосом. Горын работал на киргизском бензине весь поход безукоризненно.

Особо интересующиеся могут ознакомиться со всеми подробностями материального обеспечения группы из файла lena2.xls, прилагающегося на DVD диске с электронной версией отчета. В этом файле находится полная раскладка продуктов питания на поход.

Весь поход, включая расходы на дорогу, страховку и продукты питания, обошелся приблизительно в 20 тыс. р. на человека от Новосибирска до Новосибирска.

Специальное групповое снаряжение
Основные веревки 10 мм 4 шт. по 50 м
Расходная веревка 8 мм 1 шт. (30 м)
Крючья скальные 20 шт. в ассортименте
Крючья якорные 6 шт.
Закладухи 10 шт. (7 закладух разных; 3 френда №3, 4, 5)
Оттяжки 4 шт. длинных
Крюконоги, крюколесенки 1 комплект1
Фифи скальные 1 пара2
Ледобуры 14 шт. (8 титановых, 6 стальных)
Ледосброс 1 шт.
Щит-снегосброс 1 шт.
Карабины общественные 25 шт.
Лавинная лопата 2 шт.
Снежная пила 1 шт.
Выколотки (прочищать ледобуры) 3 шт.
Специальное личное снаряжение
Айсбайль (ледоруб) 1 шт.
Кошки 1 пара
Страховочная система 1 шт.
Зажим (жумар) 2 шт.
Спусковое устройство 1 шт.
Карабины личные 5 шт.
Каска 1 шт.
Стремена 1 пара

Большая часть снаряжения на маршруте интенсивно использовалась, так что лишнего у нас оказалось совсем немного. Не потребовалось снаряжение для установки ИТО, хотя крюконоги было удобно использовать вместо обычных стремян. Наличие второго зажима и стремени у каждого участника пригодилось для подъема по перилам на некоторых крутых скальных участках. Мы преднамеренно не брали с собой вспомогательную веревку, так как на маршруте не предполагалось очень протяженных снежно-ледовых спусков, где было бы неудобно при сдергивании обходиться одной из основных веревок. Расходную веревку не израсходовали, так как на маршруте у нас совсем не оказалось спусков по скалам. Но мы один раз провесили ее вместо основной на безопасном участке, а также дважды использовали для страховки палатки.

Когда мы раньше ходили в сложные походы на Терскей зимой, то из ассортимента скальных крючьев у нас больше всего шли в дело якоря и лепестки. В этом походе, летом, примерно поровну использовались все разновидности крючьев и закладок. Возможно, такая зависимость от сезона связана с тем, что зимой большинство широких трещин были забиты льдом или снегом, и использовать их для точек страховки было затруднительно. В этом походе мы старались по возможности делать перильные станции на скальных выступах, и в большинстве случаев подходящие выступы вовремя находились. Поход характерен исключительно массированным использованием перильных веревок, всего их было навешено 101 штука. Это значит, что, при наличии четырех основных веревок в группе, каждая из них была навешена в среднем 25 раз, и каждый раз по ней прожумарили 6 человек. Итого за поход в среднем по 150 подъемов на веревку, причем примерно половина из них по шершавым скалам! Из-за этого к концу похода наши веревки заметно поизносились, хотя в основном мы ходили по контрфорсам, где камнями их не било. Хорошо, что мы не экономили "на спичках" и не набрали тонких веревок, как это иногда бывает модно...

Личные ледорубы на шестерых участников мы подобрали таким образом, что у двоих были ледовые инструменты с коротким древком, у двоих - самодельные инструменты-"шакалы" с длинным прямым древком, с которыми тоже можно лезть по любому льду, но можно и страховаться на снегу, у двоих - традиционные ледорубы с прямым древком и умеренным изгибом клюва. В том числе один инструмент и три ледоруба были с молотками для скальной работы, а один инструмент и один ледоруб - с лопатками, чтобы при необходимости долбить фирн. Специальный скальный молоток мы не брали.

Напоследок надо отметить нашу палатку. Мы брали на 6 человек 8-местную палатку-полубочку "Канченджангу" производства Екатеринбурга.Эта палатка плоховато подходит для дождливых районов, так как пропускает воду и сквозь крышу, и сквозь пол, так что ей обычно требуется в придачу тент и полиэтилен снизу. Но все недостатки с лихвой компенсируются двумя достоинствами. Во-первых, благодаря прочной ткани и силовым 20-миллиметровым дугам "Канченджанга" исключительно ветростойка. В буран, который мы пережили на гребне Каракола, никакая другая палатка, наверное, не выстояла бы. Во-вторых, при недостатке места "Канченджангу" можно надежно растянуть всего на двух точках, и хоть на потолке. Мы предполагали, что именно это качество может нам пригодиться для ночевки на протяженном технически сложном участке. Так оно и оказалось. Чтобы в случае необходимости внутри палатки было удобно страховаться, мы ее усовершенствовали: вшили в каждый из четырех углов по силовой оттяжке. Для организации такой страховки торчащие снаружи палатки концы пары оттяжек привязываются к соответствующим точкам страховки перильными веревками, а внутри палатки другие концы этих же оттяжек связываются внатяг отдельной веревкой. В результате внутри оказываются надежные перила, которые не требуется пропускать через полуоткрытый тубус, напуская в палатку холод.

Буран на седловине пер. Металлург Третья стенная ночевка на пер. Терскей - на жандарме "Зуб" Экзотическая ночевка на жумарах; 38-я веревка



Примечания

... комплект1
Крюконоги применялись в качестве стремян для подъема по перилам, крюколесенки не потребовались
... пара2
Не применялись
Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2013 г.