Unix KOI8-R  Windows CP-1251  Unix ISO-8859-5  DOS CP-866
7 bit transliterated  Unicode UTF-8

г. Новосибирск, 2000 г.

Секция горного туризма Спортклуба НГУ

Восточная часть Центрального Тянь-Шаня


Западные отроги хребта Меридиональный


Перевал Нагела


3А, 6000

Составил: Сальников Г. Е.

Адрес: Новосибирск 630058, ул. Сиреневая, д. 27, кв. 24

т. 8-383-3336984

sge@nmr.nioch.nsc.ru

Описание перевала Нагела.

        Категория трудности
Район Хребет Название Высота (м) лето зима межсезонье
Восточная
часть
Центрального
Тянь-Шаня
западный
отрог хр.
Меридиональный
Нагела 6000

сн - лд
   

Местоположение на хребте.

Перевал Нагела расположен в западном отроге хр. Меридиональный, ответвляющемся от вершины п. Нагела (6565). Отрог, в котором находится перевал, разделяет верховья л. Ю. Иныльчек и л. Нагела (первый правый приток л. Ю. Иныльчек). Пер. Нагела -- первая характерная седловина в этом отроге, считая от п. Нагела. Ориентация перевала: север - юг. Характер: снежно-ледовый. Определяющая сторона: северная (со стороны л. Нагела).

Что связывает.

Перевал Нагела связывает верховья л. Ю. Иныльчек (выше ледопада) и среднюю часть л. Нагела (между второй и третьей ступенями ледопада).

Кем назван, когда, что означает.

Название предложено группой туристов г. Новосибирска, совершившей первопрохождение этого перевала в 2000 г. Перевал назван по имени вершины и ледника, вблизи которых он расположен, с целью более легкой идентификации данного перевала.

Сведения о первопрохождении перевала.

Перевал Нагела впервые пройден группой туристов г. Новосибирска под руководством Г. Е. Сальникова 18 августа 2000 г., номер маршрутной книжки О-87-00, с юга на север (с верхней части л. Ю. Иныльчек на л. Нагела).

Количественные характеристики.

Общее время Время Время Время движения со Количество пунктов Частота Преимущ.
прохождения спуска подъема страховкой страховки прохождения направ.
(час) (час) (час) попеременной одновременной (ориентир.) (ориентир.) прох.
11 - 12 10 1 - 2 5 6 - 7 10    

Условия, при которых изменяется категория трудности.

По нашему мнению, категория трудности пер. Нагела не должна изменяться в зависимости от каких-либо условий.

Рельеф по участкам пути. Время прохождения участков. Организация движения и страховки. Возможные опасности и меры безопасности.

Участок 1. Перевальный взлет со стороны верховьев л. Ю. Иныльчек.

Крутизна до 30o, перепад высоты 50 - 70 м. Бергшрунд, местами забитый снегом. Движение в связках. Лавинная опасность практически отсутствует, слишком мала протяженность склона. Время прохождения полчаса.

Участок 2. Прохождение от места выхода на перевальный гребень до низшей точки седловины.

Крутизна 10 - 20o, протяженность (в длину) около 500 м. Достаточно широкий безопасный гребень. Движение в связках. Возможны трещины. Время прохождения при нормальной погоде полчаса (нам потребовалось больше часа, т. к. из-за отсутствия видимости пришлось делать разведки, пытаясь просмотреть спуск).

Участок 3. Перевальный взлет со стороны л. Нагела.

Крутизна 25 - 50o, перепад высоты 700 м. Многочисленные трещины и бергшрунды. Движение по перилам (6 x 50 м веревок, не сплошной ниткой, страховка на ледобурах и снежном щите), остальной путь в связках с одновременной страховкой. Возможна лавинная опасность, нужно стараться двигаться от серака к сераку по возможности по линии падения воды. Время прохождения 4.5 часа.

Участок 4. Прохождение второй ступени ледопада Нагела.

Распутывание сераков. Крутизна местами до 50o, встречаются небольшие отвесные сбросы. Перепад высоты около 400 м, протяженность в длину около 2 км. Четыре перильные веревки (страховка на ледобурах и снежном щите), остальной путь в связках с одновременной страховкой. Если приблизиться к левому борту ледника, возможна лавинная опасность со склонов отрога. Если приблизиться к центру ледопада -- там сераки более хлипкие, возможен их обвал. Время прохождения в нормальных условиях: 3.5 часа.

Участок 5. Прохождение первой ступени ледопада Нагела.

Распутывание сераков. Крутизна местами до 35 - 40o, многочисленные трещины, отвесных сераков нет. Перепад высоты около 400 м, протяженность в длину около 2 км. Движение в связках с выходом ближе к центру ледопада, и далее по ложбине в нем. Время прохождения два часа.

Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

Три - четыре основных веревки длиной 40 - 50 м, репшнур для сдергивания перил, ледобуры (10 - 15 шт.), снежные щиты (1 - 2 шт.).

Возможные и рекомендуемые места ночлега.

  1. Под перевальным взлетом со стороны л. Ю. Иныльчек.
  2. На седловине.
  3. Под перевальным взлетом на л. Нагела.
  4. На снежном поле между первой и второй ступенями ледопада Нагела.
  5. В месте слияния ледников Нагела и Ю. Иныльчек.
Рекомендуемые места ночлега: под перевальными взлетами с обеих сторон перевала.

Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору.

При первопрохождении перевала Нагела группой туристов г. Новосибирска произошло ЧП, которое привело к гибели двоих участников (см. описание прохождения, а также подробный рассказ). Это ЧП не было связано с перманентной опасностью участка пути, на котором оно произошло. ЧП было вызвано редким стечением обстоятельств (большой снегопад за неделю до ЧП, резкое похолодание, вызвавшее напряжения в снежных досках и образование глубинной изморози и т. д.) и недооценкой группой повышенной опасности, вызванной совокупностью этих особых обстоятельств.

Описание прохождения перевала Нагела группой туристов г. Новосибирска
17 - 20 августа 2000 г.

17.08.2000.

Группа, рано утром (в 645) спустившись с пер. Высокий (3Б) на л. Ю. Иныльчек, к 1600 того же дня подошла под перевальный взлет пер. Нагела с южной стороны. Путь идет по заснеженным полям л. Ю. Иныльчек с постоянным плавным набором высоты. Группа шла в связках на снегоступах. Л. Ю. Иныльчек пересекали выше зоны трещин. Распутывать рваный ледник было сравнительно несложно, малая скорость движения была связана с большим количеством снега (даже в снегоступах проваливались на 30 - 40 см) и плохой видимостью (туман). В середине дня более двух часов ждали улучшения видимости, чтобы продолжить подход к перевалу. Заночевали под перевальным гребнем правее (по ходу) низшей точки седловины: в том месте выход на гребень был проще, чем на саму седловину, на которой наблюдался бергшрунд. Вечером произвели разведку, поднявшись на перевальный гребень от места ночевки. К сожалению, из-за плохой видимости разведка мало что дала. Однако удалось разглядеть, что начало спуска на север с низшей точки седловины наиболее пологое.

18.08.2000.

Утром начали движение в 615. Быстро и легко поднялись на перевальный гребень (взлет около 50 - 70 м, крутизна 30o, шли пешком в связках по снегу). Затем спустились по достаточно широкому фирновому гребню на низшую точку седловины, также просто в связках. По пути неоднократно проводили разведку возможного спуска, видимость по-прежнему была очень плохой (30 - 40 м), туман так и не рассеялся. Седловина перевала широкая, снежная, тур сложить не из чего. При необходимости на седловине можно ночевать. В принципе, не исключен также подъем с ледника прямо на саму седловину, а не на гребень правее седловины с последующим траверсом гребня, как делали мы -- в этом случае, вероятно, придется повесить на подъеме одну - полторы веревки.

В 840 начали спуск на л. Нагела. Большая часть перевального взлета (общий перепад высоты около 700 м) проходится пешком в связках. Средняя крутизна от 25o в верхней части до 50o в средней части взлета. Склон разорван многочисленными бергшрундами, часть из которых обходятся пешком, а часть проходятся по перилам дюльфером. Всего мы повесили на спуске шесть веревок по 50 м (перила навешивались на разных участках, не непрерывно). Две веревки из шести проходили через карнизы ледовых сбросов. Перильная страховка осуществлялась с помощью щита-снегосброса (3 веревки) и ледосброса (3 веревки). Спуск полностью снежно-ледовый, проходит по центру склона. Возможна лавинная опасность, однако она понижается благодаря тому, что лавиноопасные участки отделены друг от друга бергшрундами. Двигались в кошках без снегоступов; из-за местами значительной крутизны пользоваться снегоступами было невозможно. Видимость все время была очень плохая, 20 - 40 м.

В 1310 спустились на л. Нагела на небольшой спокойный участок между второй и третьей ступенями ледопада. После обеда, в 1515, попробовали начать движение по леднику на спуск в сторону л. Ю. Иныльчек, однако быстро уперлись в разломы, путь через которые просмотреть в тумане не удалось. Разведка ничего не дала. В 1600 остановились на ночевку.

19.08.2000.

Погода наладилась, видимость была отличная, но необычно холодно. Снег смерзся и хорошо держал. Примерно через час движения по трещинноватому леднику в связках, в 820, вышли на длинный серак, безопасного пути обхода которого не было. Стали готовиться к спуску с этого серака дюльфером (сброс с серака около 8 м, ширина площадки на самом сераке около 30 м, длина около 100 м, серак вытянут поперек склона, уклон площадки на сераке 15 - 20o). Во время спуска с серака оторвалась снежная доска 20 x 20 x 0.5 м, в результате чего двое участников были сброшены с серака в трещину и завалены снегом, оба при падении разбились насмерть. Спустившись туда по другой веревке (веревку навесили в том же месте), мы в течение семи часов откапывали погибших, после чего, разведав путь и навесив ниже еще три веревки, за два часа спустились по довольно крутому ледовому склону с разломами до конца второй ступени ледопада. Там, на большом снежном поле мы заночевали. Общий перепад высот на второй ступени ледопада около 400 м.

20.08.2000.

С 600 до 800 транспортировали тела погибших от того серака, где накануне произошло ЧП, до места ночевки на снежном поле, для последующего вывоза вертолетом. Закончив транспортировку и свернув стоянку, с 900 до 1100 прошли первую (нижнюю) ступень ледопада Нагела и вышли к месту впадения л. Нагела в л. Ю. Иныльчек. Перепад высот на этой ступени ледопада значительный (порядка 400 м), однако нам удалось распутать все трещины и обойтись без навески перил. Снежное поле с левого (орографически) края л. Нагела, на котором мы ночевали, обрывается гигантским ледовым сбросом на л. Ю. Иныльчек. Однако с него можно найти выход на центр ледопада, где до самого места впадения ледника в л. Ю. Иныльчек ведет спокойная узкая ложбина почти без трещин. Именно там мы и прошли, найдя выход на центр в результате предварительной разведки. В месте слияния с л. Ю. Иныльчек снова появляются трещины, которые, однако, проходятся без труда. Впоследствии группа вышла в МАЛ на л. Ю. Иныльчек, а двоих погибших при срыве с серака сняли с л. Нагела при помощи вертолета.

Комментарии и рекомендации по другим вариантам прохождения перевала.

При безаварийном прохождении, если бы не ЧП, которое привело к гибели двоих участников и к последующим поискам, реально было бы пройти обе ступени ледопада за один день.

Если подходить к южной стороне пер. Нагела не со стороны пер. Высокий, а снизу по л. Ю. Иныльчек, то преодолевать ледопад Ю. Иныльчека нужно в точности так же, как и для подхода к пер. Высокий: в нижней части чуть правее центра (на расстоянии 1/3 ширины ледника от правого по ходу борта), а в верхней части траверсировать ледопад влево и затем обходить зону больших трещин слева по ходу.

При прохождении пер. Нагела в обратном направлении, с севера на юг, целесообразно воспользоваться тем же путем, что и при вышеописанном прохождении с юга на север.

Схема и фотографии.

Готовую для печати версию описания в формате PDF (без схемы и фотографий) можно скачать здесь.

Схема прохождения пер. Нагела (М 1:25000) 150 DPI.

Верховья л. Ю. Иныльчек и пер. Нагела с пер. Высокий.

Седловина пер. Нагела со стороны л. Ю. Иныльчек.

Седловина пер. Нагела со стороны л. Нагела (анфас).

Седловина пер. Нагела со стороны л. Нагела (профиль). Видны верховья ледника.

Обход одного из разломов на спуске с пер. Нагела.

Спуск с серака в ледопаде Нагела. Виден след снежного осова.

Выход из второй ступени ледопада Нагела.

Выход из первой ступени ледопада Нагела.

Вид на пер. Нагела с л. Ю. Иныльчек.







Руководитель группы, м/сСальников Георгий Ефимович


630058, Новосибирск, ул. Сиреневая, д. 27, кв. 24

8 - 383 - 3336984

sge@nmr.nioch.nsc.ru

Об этом документе ...

This document was generated using the LaTeX2HTML translator Version 2002-2-1 (1.71)

Copyright © 1993, 1994, 1995, 1996, Nikos Drakos, Computer Based Learning Unit, University of Leeds.
Copyright © 1997, 1998, 1999, Ross Moore, Mathematics Department, Macquarie University, Sydney.

The command line arguments were:
latex2html -html_version 4.0,math -split 0 -no_navigation -t 'Перевал Нагела' nageldoc

The translation was initiated by Georgy Salnikov on 2005-06-15


Сальников Г. Е., sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2000 г.