Пер. Шмидта (2А, 5000)

Пер. Шмидта расположен в хр. Академии Наук и связывает л. Розмирович с л. Красноармейский. Ориентация перевала: запад - восток. Характер: снежно-ледовый. Определяющая сторона: западная. Сложность определяется ледопадом на притоке л. Красноармейский с западной стороны от перевала. Перевал имеет две седловины, равноценные по сложности. Перевал пройден группой со стороны л. Розмирович (с неопределяющей стороны) через северную седловину. Описание прохождения дается от л. Федченко до л. РГО.

Пер. Шмидта был заявлен нами как запасной вариант к пер. Лонжерон (3А) (фото 39). По ряду причин, объясняемых ниже, мы приняли решение отказаться от прохождения пер. Лонжерон в пользу пер. Шмидта.

  1. В действительности, мы изначально планировали прохождение именно пер. Шмидта на акклиматизационном кольце как наиболее логичное. Пер. Лонжерон мы заявили из соображений, что, проходя его на спуск, мы, возможно, упростили бы себе в последующем прохождение пер. Гармо за счет того, что оставили бы веревки на третьей, наиболее сложной, ступени ледопада РГО. Поскольку пер. Лонжерон технически сложнее, чем пер. Шмидта, то основным мы занесли в маршрутную книжку именно его, а Шмидта -- запасным.
  2. Перед прохождением пер. Кашалаяк мы совершили разведку в сторону перевалов Лонжерон и Гармо с целью просмотра путей обхода третьей ступени ледопада РГО. О прохождении третьей ступени речь пойдет при описании пер. Гармо ([*]). Здесь же важно следующее. Сделав разведку, мы пришли к выводу, что в результате мощнейшей подвижки ледопад РГО сильно усложнился, сделав обход третьей ступени (фото 28, 29) очень проблематичным (позже, проходя пер. Гармо, мы увидели, что проблематичным стало и прохождение обеих других ступеней тоже). В таких условиях было бы неразумно соваться в сложный и крайне опасный ледопад на спуск неакклиматизированной группой, а затем (для прохождения пер. Гармо) идти в этот же ледопад вторично, уже на подъем.
  3. Прохождение пер. Шмидта, дав не худшую, а, возможно, даже и лучшую по сравнению с пер. Лонжерон акклиматизацию, сделало в то же время весь маршрут еще более логичным. Теперь нам предстояло пройти принципиальный перевал Гармо полностью от РГО до Бивачного, без связки с Лонжероном и без двукратного прохождения ледопада по одному и тому же пути.

Таким образом, замена пер. Лонжерон на заявленный запасным вариантом пер. Шмидта была продиктована соображениями безопасности и в то же время придала всему маршруту более логичный вид. Следовательно, эту замену можно считать вполне оправданной и целесообразной.

Теперь, собственно, о прохождении пер. Шмидта. 2 августа, после спуска с пер. Кашалаяк, около 1100 мы подошли к месту впадения л. Розмирович в л. Федченко (фото 8, 9). С 1130 до 1330 обедали на л. Розмирович недалеко от слияния. Затем продолжили движение вдоль морены, идущей по центру л. Розмирович. Ледник был закрыт, много трещин, шли в связках. Через несколько километров морена постепенно исчезает. Дальше шли еще некоторое время вдоль речки, текущей по центру ледника, затем преодолели ее прыжком со страховкой с правого берега на левый (фото 10). В среднем течении л. Розмирович пересечен небольшим ледопадом (фото 11), который обходят ближе к левому (орографически) борту. При подходе к этому ледопаду в 1600 погода, которая, надо сказать, была довольно посредственной весь этот день, испортилась окончательно и стала совершенно мерзкой (нулевая видимость, мокрый снег с сильным ветром прямо в лицо). Перестав видеть ледопад, как, впрочем, и все остальное вокруг себя, мы остановились на ночевку, как назавтра выяснилось, не дойдя до него одну ходку.

3 августа, выйдя в 800, мы к 1200 подошли под перевальный взлет (фото 12) (как уже было сказано выше, обход ледопада по левому борту никакой сложности не представляет). Здесь мы пообедали, и во время обеда трое участников совершили разведку методом подъема на северную седловину перевала. Разведка показала, что это именно то, что нам надо, что на седловине можно ночевать, и что перевальный взлет нелавиноопасен и может быть пройден без навески перил, а кроме того, были натоптаны удобные для последующего подъема с рюкзаками ступени (фото 13). Пообедав, мы за час (с 1400 до 1500) поднялись на седловину (фото 14). Перевальный взлет с этой стороны ледовый, покрытый снегом глубиной 15 - 30 см, равномерно слежавшимся, без доски. Крутизна 30 - 40o, перепад высоты около 300 м. Сняли записку кишиневских туристов от 1987 г., в которой перевал был ошибочно назван Шмидта Южный (кишиневцы перепутали северную и южную седловины). Хотя мы вполне успевали спуститься в этот же день, мы из соображений лучшей акклиматизации умышленно остались на седловине: ночевка здесь на высоте 5000 была исключительно полезна для последующего прохождения высокого перевала Гармо. Ночевать на пер. Шмидта Северный удобно, есть защищенная от ветра площадка (фото 15) и даже маленькое озерцо с водой.

4 августа в 625 начали спуск (фото 16, 17). Склон покрыт довольно противной смерзшейся осыпью, в нижней части заснеженной, крутизна 30 - 40o, перепад высоты 300 м. За 20 минут спустились с перевального взлета в цирк (фото 18, 19, 20). Затем ушли (в связках) ближе к левому борту ледника для обхода разломов, остающихся справа. По левой стороне и по центру распутали трещины верхней половины ледопада Шмидта (фото 21, 22). Дальше ледник обрывается огромным сбросом в сторону л. Красноармейский. Здесь мы его пересекли и продолжили распутывание трещин уже по правому борту. В нижней части (фото 23) крутизна склонов достигает 35o, чтобы не навешивать перила, требуется хорошая техника хождения в кошках. В самом низу удобно выйти на боковые морены притока (фото 24) и по ним уже спуститься на сам л. Красноармейский.

В 1000 мы уже были на л. Красноармейский. Ледник здесь спокойный, идти по нему одно удовольствие. Двигались по центру (фото 25). К 1130 вышли на большую поляну, находящуюся на правом борту л. Красноармейский у слияния его с л. РГО. Спуск с этой поляны на л. РГО также не вызвал особенных проблем.

Таким образом, группой пройдена северная седловина пер. Шмидта без использования перильной страховки. По нашим оценкам характер и сложность южной седловины примерно те же самые, но она немного ниже по высоте. После обильного снегопада перевал может быть лавиноопасен. При прохождении ледопада со стороны л. Красноармейский, особенно в его нижней части, менее подготовленной группе может потребоваться навеска перил.

Сальников Г. Е., sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2004 г.