Разделы


Пер. Пулковский Траверс, 3А, 4700, п/п

Заход из долины Ванча в район основной части маршрута — к Сурковой поляне у истоков ледника Гармо — предполагалось осуществить через два несложных перевала, находящихся друг от друга по соседству: Пулковский I (1Б, 4500) и Егорова (2А, 4700). Планировавшаяся ночевка на пер. Егорова должна была дать предварительную акклиматизацию. Такой заход можно назвать классическим, настолько часто посещаемы именно эти перевалы. Руководитель и сам дважды прошел по этому пути: в 1983 г. с юга на север и в 1986 г. с севера на юг. Последнее прохождение пер. Пулковского I было осуществлено группой московских туристов под рук. Владимира Мартынова совсем недавно — 5 сентября 2015 г. Никаких проблем это прохождение не представляло. Правда, через год, в июле 2016 г., другая московская группа под рук. Андрея Мартынова (не путать с Владимиром, это разные люди) после спуска с технически сложного перевала Мумбни (3А) столкнулась с трудностями из-за того, что ледник Мумбни, на который ведет также и пер. Пулковский, оказался разорван сильнее обычного. Тем не менее, мы решили, что трещины Мумбни не должны стать для нас непреодолимым препятствием, тем более, что за год ледник может и успокоиться. Надо признаться, мы категорически недооценили масштабы возможного природного катаклизма. Уже после маршрута А. Мартынова, по-видимому, между сентябрем и ноябрем 2016 г., на лед. Мумбни произошла катастрофическая подвижка. Вернее сказать, ледник не просто подвинулся, а обрушился на 100 – 150 м вниз, в какие-то пустоты, таившиеся в его глубине. Что-то подобное, хотя и в меньших масштабах, уже происходило в 1978 г. Тогда группе ленинградцев под рук. О. В. Панова все-таки удалось приемлемым образом спуститься на лед. Мумбни с седловины пер. Пулковского I (фактическую сложность они оценили как 2Б). В нашем случае спуск с седловины оказался совершенно невозможен, что привело к необходимости поиска другого, хотя и более сложного, но относительно безопасного пути через этот хребет. Поначалу мы думали, что это будет некий вариант перевала Пулковский I. Однако, оценив пост-фактум совершенно иной характер пройденного препятствия и его значительную удаленность от первоначальной седловины, мы пришли к мнению, что это гораздо больше напоминает первопрохождение нового перевала, чем вариант существующего. Для нового, вопреки нашему желанию первопройденного перевала мы предлагаем название "Пулковский Траверс", отражающее его характер и примерное местонахождение. Пер. Пулковский Траверс может пригодиться как альтернатива Пулковскому I на случай невозможности прохождения последнего. Мы надеемся, что Мумбни когда-нибудь разгладится, и наш перевал утратит самостоятельное значение, хотя и трудно прогнозировать поведение ледника, который испытывает раз в 40 лет такие подвижки...

В процессе разведки и прохождения пер. Пулковский Траверс группе пришлось потратить много времени и уже ночевать чуть выше седловины следующего пер. Егорова. Тем самым необходимость в повторной акклиматизации отпала, и, чтобы не увеличивать еще больше отставание от графика, группа отказалась от прохождения этого второго перевала, спустившись вниз по лед. Мумбни. Далее вверх по лед. Гармо (оптимальный путь по которому также изменился) движение осуществлялось согласно запланированному маршруту.

Описание пер. Пулковский Траверс дается от кишлака Вань-Вань-Боло до Сурковой поляны (фото 245).

Местонахождение:
в главном Дарвазском хребте. Связывает лед. Пулковский (верхний левый приток р. Дараипоймазар, впадающей в р. Ванч в районе кишлаков Вань-Вань и Поймазар) и лед. Мумбни (другое название Ванчдара), являющийся левым притоком лед. Гармо. Перемычка пер. Пулковский Траверс находится рядом с вершиной 4738, примерно в 1 км к юго-востоку от пер. Пулковский I, на 200 м выше по хребту, и проходится через его седловину. Координаты перемычки по GPS: N 38.747219, E 71.972872, высота 4712 м.
Предлагаемая категория сложности:
3А.
Ориентация:
юго-запад – северо-восток.
Характер:
комбинированный: на подъеме осыпной кулуар, далее траверс по гребню (сн-лд-ск), спуск ледовый с карнизом и отвесными сбросами.
Определяющая сторона:
северо-восточная, но и на траверсе гребня встречаются сложные участки.
Направление прохождения:
с лед. Пулковского на лед. Мумбни, с юго-запада на северо-восток, по определяющей стороне на спуск.
Перепад высоты (по GPS):
на подъеме 350 м, на спуске 250 м.
Крутизна:
подъем в основном гребневой, на спуске в среднем 50°.
Время подъема:
8 часов (включая разведки).
Время спуска:
4 часа (не считая прохождения лед. Мумбни).
Фактическое время прохождения:
23 – 24 июля 2017 г.; 2 дня с необходимой ночевкой на перевальном гребне. На последующее прохождение лед. Мумбни потрачено еще 2 дня.
Навешено перильных веревок:
6 * 50 м (1 на подъем по гребню, 5 на спуске), не считая прохождения лед. Мумбни. С учетом прохождения лед. Мумбни — 10 веревок.
Ночевки:
на ледниках под перевалом с любой стороны, на седловине пер. Пулковский I, в любой из двух удобных мульд на гребне.
Подъем
со стороны лед. Пулковского наша группа осуществляла через седловину пер. Пулковский I, и далее траверсом хребта в юго-восточном направлении до спусковой перемычки (фото 616). Теоретически, можно залезть на эту перемычку и прямо с ледника. Но, во-первых, прямой подъем, скорее всего, камнеопасен. А во-вторых, двигаясь по гребню, можно выбрать и заранее рассмотреть под разными ракурсами оптимальное место и линию будущего спуска.
Спуск
на лед. Мумбни осуществлялся прямо вниз (фото 1723). При последующем пересечении ледника пришлось уклониться правее, в сторону его верховьев, для оптимального прохождения зоны разломов. В нашем случае относительно безопасное место спуска с хребта оказалось единственным. Но год от года оптимальный путь может меняться. Если снова окажется возможным прямой спуск с седловины пер. Пулковский I, то пер. Пулковский Траверс вообще потеряет смысл (до следующей грандиозной подвижки). При прохождении в противоположном направлении имеется возможность заранее выбрать и рассмотреть место и путь выхода на хребет. По-видимому, также возможно прохождение следующей к юго-востоку широкой седловины по другую сторону от п. 4738. Впрочем, в наш год и она заканчивалась огромным нависающим сбросом на лед. Мумбни во всю свою ширину.
Потенциальные опасности:
возможна камнеопасность при спуске на лед. Мумбни. Камнепады со скальных поясов п. 4738 начинаются после 11:00.
Местонахождение и путь через пер. Пулковский Траверс на схеме Завьялова
Местонахождение пер. Пулковский Траверс на гуглоснимке
Подъем на пер. Пулковский Траверс с лед. Пулковского
Спуск с пер. Пулковский Траверс на лед. Мумбни

19 июля в 13:20 мы выгрузились из машины в к. Вань-Вань-Боло и приступили к активной части маршрута. Скотогонная тропа идет сначала около часа по полям на террасе выше кишлака в северо-восточном направлении. По пути встречается маленькое озерцо с купающимися в нем местными мальчишками. После озера тропа еще с полкилометра продолжается полого вверх по полю, а затем резко поворачивает направо (N 38.658508, E 71.949650, H 2693) и по недлинному, но крутому кулуару (150 м, осыпь на разрушенных скалах) поднимается на отрог. Дальнейший подъем по отрогу, и далее траверсом травянистого склона, в обход непроходимого каньона р. Дараипоймазар, уже не такой крутой. Через 1 ходку проходим мимо действующей летовки Баста (N 38.666783, E 71.954185, H 3049), расположенной у края большого травянистого поля. Еще с полкилометра тропа пересекает поле и заканчивается у его противоположного края. Здесь в 16:20 мы отпустили ишаков, которых наняли в кишлаке, чтобы довезти до летовки часть груза.

Перепаковывать рюкзаки из транспортного варианта в походный рядом с летовкой мы не хотели, а светлого времени оставалось не так много, далеко отойти не успеем. Поэтому мы спустились с отрога к р. Дараипоймазар в ближайшем месте, том самом, которое некоторые называют "Неприятный цирк". Спуск по заросшему колючками и юганом косогору (400 м, до 40°) с неудобно упакованными рюкзаками оказался настолько утомителен, что в нижней половине мы переносили груз челноком в два приема и добрались до реки только к 21:30 при свете фонарей. Сам берег в этом месте обрывистый, однако есть и проход к воде, и приемлемое место для палатки. Вода в реке чистая, погода хорошая, ночевали под открытым небом (N 38.678248, E 71.967797, H 2724).

Сразу отметим: река эта отмечена на всех туристских схемах под названием "Дараипоймазар". Это название неправильное и бессмысленное с точки зрения таджикского языка. На самом деле она называется "Гармодара", то есть, река, ведущая в сторону долины Гармо. Именно так ее называют местные памирцы. Однако, во избежание путаницы, мы будем по ходу описания упоминать эту реку под неправильным названием — как на карте.

20 июля начали движение вверх по реке только в 8:55, потратив некоторое время на пригодную для переноски укладку груза. Рюкзаки с продуктами для основной части маршрута тянули минимум на 40 кг, тащить такой вес по буеракам было тяжко (этим в первую очередь объясняется медленный темп движения), но все же гораздо удобнее, чем притороченные "ишачьи" мешки вчера вечером. Челночить нам больше не приходилось.

Почти сразу после места ночевки пришлось взбираться по крутому травянисто-конгломератному склону (300 м, 35-40°) для обхода прижима. Наверху нас догнали двое егерей "Памирского парка" из Поймазара. Мы отдали им копию нашей квитанции об оплате посещения, а егеря рассказали о более удобных вариантах прохождения ущелья р. Дараипоймазар с использованием снежных мостов, оставшихся от весенних лавин, для перехода с берега на берег. В этом году была снежная зима, и таких мостов оказалось много. Но, так как мы не знали точно, какие мосты и где именно пригодны для переправы, то решили с нашими тяжелыми кулями не выпендриваться, а идти все время по правому берегу.

При дальнейшем движении вверх по ущелью небольшие прижимы и моренные валы чередуются с галечными полями, на которых растут кусты и небольшие березки. Набор высоты равномерный, труднопреодолимых косогоров больше нет. Жарко. Регулярно встречаются чистые ручьи и удобные места для стоянки. На одном из таких мест возле маленького теплого озера (N 38.684857, E 71.966073, H 2931) мы обедали (13:0015:10), на другом в 18:00 остановились на ночевку, естественно, под открытым небом (N 38.691265, E 71.946895, H 3090).

21 июля вышли в 6:00. Около 9:00 переправились вброд через р. Дараипоймазар с правого на левый берег. Наилучшее место для брода — у большого камня напротив впадения р. Пулковки (N 38.701935, E 71.926389, H 3357). Здесь Дараипоймазар разливается на два примерно одинаковых рукава глубиной по колено, течение довольно сильное, но ламинарное, вода прозрачная, под ногами хорошо видно ровное дно. Мы переправились по одному без больших проблем. Сразу после брода нужно подняться на первый моренный вал (около 200 м). Путь по траве и старым осыпям очевиден и проблем не представляет. Очень жарко. Посреди верхней долины Пулковки у ручья мы пообедали (11:0013:10) и продолжили движение в направлении второго, большого вала ледниковой морены. Подниматься на второй вал по руслу ручья нам показалось неудобно, и мы закорячились туда по травянисто-осыпному склону правее (по ходу). Из последних сил заперев на косогор наши неподъемные мешки (300 м, 35-40°), в 17:45 мы остановились на ночевку на широком, идеально ровном "футбольном поле" из мелкого отсевчика у левого (орогр.) борта Пулковского ледника (N 38.719657, E 71.941422, H 4001). Отсюда первый раз становится виден пер. Пулковский I, но о подстерегающей нас на нем засаде мы были пока еще не в курсе.

НБ: Брод через р. Дараипоймазар НБ: Подъем на концевые морены Пулковского ледника ГСН: Подход по Пулковскому леднику под пер. Пулковский I

Как ни странно, в досягаемой близости от места ночевки не оказалось никакой воды в жидком состоянии, так что на этой, вроде бы небольшой высоте пришлось топить воду из снега. На следующий день с ледника мы увидели, что ниже, в районе ручья, по которому мы вчера не стали подниматься, находится большое озеро, и также есть места для ночевки. Но эти места достаточно далеко от нашего, вечером мы бы все равно туда уже не пошли.

22 июля выход в 6:10. Сначала идем по моренам левого борта ледника. Естественным образом выбирая, где поровнее, постепенно перемещаемся на центр и, уже вблизи пер. Пулковского, к правому борту. Перед самым перевалом ледник оказался сильно разорван и уже закрывался снегом, здесь мы устроили обед, совмещенный с разведкой вариантов прохода через образовавшийся ледопад (11:3012:30). Пройдя после обеда в связках одну ходку, в 13:20 мы остановились на ночевку под перевальным взлетом (N 38.747094, E 71.965025, H 4383). День был жаркий, и мы обоснованно не решились вечером корячиться вверх по раскисшему снежному склону, с которого периодически съезжали камни.

ГСН: Подход по Пулковскому леднику (вид назад) ГСН: Подъем на пер. Пулковский I АБ: Подъем на пер. Пулковский I

Ночью пришел небольшой запердон и слегка припорошил окружающую местность свежим снежком.

Записка с пер. Пулковский I
23 июля, выйдя с места ночевки в 5:55, мы за одну ходку, к 6:45 поднялись на седловину пер. Пулковский I (осыпной склон, местами покрытый снегом, 150 м, 30-35°). Так как ночь была пасмурная и теплая, снег не смерзся. Координаты седловины этого перевала: N 38.749579, E 71.967427, H 4535. При необходимости на ней можно ночевать. Сняли записку группы московских туристов под рук. Владимира Мартынова от 5.09.2015, проходивших перевал в противоположном направлении. А дальше... посмотрели на ту сторону и пригорюнились.

Да, тут у нас явно не вышел "каменный цветок". То есть, это был вообще не "цветок", и даже не каменная ягодка. А полномасштабные ледовые ягодицы!

Спуска с седловины Пулковского I вообще не было.

Лед. Мумбни целиком, как есть, рухнул в тартарары. Провалился в какие-то пустоты, таившиеся в его глубине. Видимая с перевала часть ледника была страшно разорвана, но эта рвань нас пока что не так волновала. Чтобы в нее попасть, надо было для начала как-то туда спуститься. Хребет, насколько было видно, обрывался нависающими ледовыми сбросами. До низа не меньше трех веревок, все с нависанием. Сбоку с карнизов были видны большие пустоты внутри ледовых сколов, такое впечатление, что некоторые крупные массы льда держались только на сосульках. Сразу стало понятно, что спуститься в этом месте при приемлемом уровне опасности невозможно. Также было видно, что и левее седловины ловить нечего — такие же сбросы, но с еще большим перепадом высоты. Надо было организовывать глубокую разведку вдоль хребта направо, там еще могли быть варианты...

АБ: Сбросы с пер. Пулковский I на лед. Мумбни и начало траверса гребня АБ: Сбросы пер. Пулковский I, вид с противоположного борта лед. Мумбни
НБ: Сбросы с пер. Пулковский I на лед. Мумбни, вид вниз по Мумбни

К сожалению, как раз в это время пришел запердон. Густой туман, полное отсутствие видимости. До 10:30 мы безрезультатно пучили глаза в сплошное молоко. Затем тучи немного раздуло. Часть группы осталась на плече хребта неподалеку от седловины Пулковского I сервировать обед, другая часть, вооружившись веревкой, отправилась на разведку (11:0013:00). Разведчики шли вдоль хребта в юго-восточном направлении, вместе с ним набирая высоту, и старались отовсюду, где можно было подобраться к краю, высмотреть возможные пути спуска. Однако приемлемого варианта все не представлялось: везде опасные сбросы либо внизу, либо в середине склона. И только почти в километре от Пулковского I и на 200 м выше его, практически под скалами п. 4738, подходящее место нашлось. Правда, сверху был трехметровый снежный карниз, а внизу приличных размеров ледовый сброс, но карниз можно было как-нибудь стоптать, а на спуске со сброса должно было хватить одной веревки, причем сбоку просматривалось, что этот сброс — вполне надежный, монолитный.

НБ: Характер гребня Пулковского Траверса ГСН: Вид назад вдоль гребня. НБ: Место спуска с пер. Пулковский Траверс
НБ: Поиски места спуска с гребня на лед. Мумбни
Подъем на пер. Пулковский Траверс с лед. Пулковского Спуск с пер. Пулковский Траверс на лед. Мумбни

НБ: Группа у места ночевки на гребне пер. Пулковский Траверс
После результативной разведки вся группа подошла до плеча, ближайшего к найденному месту спуска и достаточно широкого, чтобы поставить там палатку. Поблизости под скалами оказалась лужица с жидкой водой. На ночевку остановились в 14:40. Ломиться вечером на технически сложный спуск с не вполне прогнозируемым количеством веревок мы не рискнули, тем более, что он мог оказаться камнеопасным. Координаты ночевки: N 38.748273, E 71.970432, H 4647. Ночью пришел запердон с небольшим снегопадом.

24 июля в 6:10 мы начали дальнейшее движение по гребню в направлении разведанного вчера места спуска. Гребень комбинированный, в основном снежный, есть участки льда, местами приходится выходить на скалы. Практически везде можно идти в связках с одновременной страховкой, и только на один ледовый лоб сразу за местом ночевки мы повесили веревку 50 м, закрепленную на снежном щите. Координаты спусковой перемычки: N 38.747219, E 71.972872, H 4712. Строить в этом месте тур мы не стали: седловина узкая, неудобная, и надо было торопиться, т. к. восточный склон уже освещался солнцем. Спуск начали в 7:00, закрепив первую веревку за скальный выступ и постаравшись так стоптать карниз, чтобы веревка не застряла при сдергивании. Следующие 3 веревки шли по ледовому склону с равномерной крутизной около 50°, а пятая — через отвесный сброс с локальными нависаниями. Высота сброса около 20 м, бергшрунда под ним нет. Все веревки, кроме первой, крепили на ледобурах, сдергивали самовыкручивающимся ледосбросом. Последнюю веревку сдернули в 10:00, сразу же связались и по полке над большими трещинами перебрались подальше от склона на ледник. Чуть позже, в 11:00, мы наблюдали вблизи линии нашего спуска первые камнепады: решение о желательно раннем прохождении перевала оказалось верным!


НБ: Перильная веревка на гребне Пулковского Траверса
НБ: Спуск с пер. Пулковский Траверс. Внизу показан выход на ледник по полке выше больших трещин.
ГСН: Андрей Белоусов утаптывает карниз перед спуском
НБ: Спуск с пер. Пулковский Траверс, вид вверх АБ: Схема прохождения гребня и спуска с пер. Пулковский Траверс
ГСН: Спуск с ледового сброса на пер. Пулковский Траверс

ГСН: Спуск с пер. Пулковский Траверс и 1-е пересечение лед. Мумбни
Закрытый в этом месте лед. Мумбни, как уже сказано, был очень сильно разорван. Кружить по нему, проверяя прочность снежных мостов с такими рюкзаками, как наши, непродуктивно. Поэтому сначала, с 11:00 до 12:00, мы провели разведку, как и вчера, совмещенную с обедом, и в 13:00 двинулись дальше. Напротив того места, где мы спустились с хребта, и ниже ледник был непроходим, это мы видели еще сверху. Эту первую рвань мы обошли справа, выше по леднику, под нижней ступенью ледопада перед пер. Мумбни. Так мы смогли пересечь ледник и подняться на снежную террасу правого борта. По этой террасе мы подошли в район перевального взлета пер. Егорова и там в 17:45 заночевали. Палатку ставили на снегу, воду брали из озерца по соседству. Координаты: N 38.761435, E 71.961983, H 4476.

Так получилось, что вместо запланированного пер. Пулковского I (согласно "Перечню", 1Б, 4500), который из-за катастрофической подвижки лед. Мумбни стал непроходимым, наша группа поневоле прошла траверс участка Дарвазского хребта с технически сложным спуском через совершенно другую седловину, удаленную на значительное расстояние и более высокую по сравнению с Пулковским I. Мы полагаем, что пройденная нами перемычка мало похожа на вариант Пулковского I, и предлагаем считать ее новым отдельным перевалом "Пулковский Траверс" (3А, 4700). На прохождение этого перевала от подножия до подножия мы потратили два неполных дня, в связи с необходимостью глубокой разведки и спуска в раннее время суток. Повесили в общей сложности 6 веревок (1 на траверсе гребня и 5 на спуске), итого 300 м перил по льду. По-видимому, в противоположном направлении, с лед. Мумбни на лед. Пулковский, есть возможность пройти весь перевал и за один день. Конкретный путь и способ прохождения будет сильно зависеть от состояния склонов хребта, обращенных на лед. Мумбни, в частности, можно пробовать пройти также через перемычки правее или левее нашей. Сам пер. Пулковский Траверс, по логике, не имеет самостоятельного значения. Он нужен только для обхода пер. Пулковский I, и при благоприятном состоянии лед. Мумбни не будет иметь смысла. Надо отметить, что в условиях подвижки (когда в нем, собственно, и возникает необходимость) пер. Пулковский Траверс дополнительно усложняется за счет прохождения разорванного лед. Мумбни.

Мы считаем, что пер. Пулковский Траверс даже при плохом состоянии Мумбни достаточно безопасен. Потенциальная камнепадоопасность северо-восточного склона компенсируется его ранним прохождением. Благоприятное же состояние самого склона, в частности, сохранившаяся монолитность и надежность нижнего ледового сброса, скорее всего, не случайное везение, а следствие того, что этот склон подперт контрфорсом п. 4738.

Кстати, по возвращении из похода выяснилось, что еще одна группа уже после нас планировала прохождение пер. Пулковского I. Сделать это им не удалось, группа сошла с маршрута.


Прохождение ледника Мумбни

Хорошую вещь таким словом не назовут...

На обнаружении и успешном осуществлении нового прохода через Дарвазский хребет (пер. Пулковский Траверс) наши злоключения не окончились, а только начались. Предстояло еще как-то попасть на лед. Гармо (к Сурковой поляне), донести туда тяжелые рюкзаки и собственные бренные тела...

Первоначально запланированный нами пер. Егорова (2А, 4700), рядом с которым мы находились, для акклиматизации был уже не нужен: поневоле мы уже получили ночевку на высоте около 4700 на Пулковском Траверсе. В качестве технического препятствия перевал категории 2А для маршрута 6 к. с. также не имеет значения. Так что для нас вопрос о целесообразности его прохождения сводился к вопросу: какой из ледников легче проходим: Мумбни, на котором мы находились в настоящий момент, или Шокальского по ту сторону перевала. Сказать, что лед. Мумбни совсем плох, значило не сказать ничего. Но лучше ли лед. Шокальского... мы были не в курсе. Исходные данные для принятия решения имелись такие.

НБ: Язык лед. Шокальского
Исходя из вышесказанного, мы приняли решение отказаться от сомнительных преимуществ пер. Егорова и прорываться вниз по лед. Мумбни. Описание прохождения лед. Мумбни дается от пер. Пулковский Траверс до Сурковой поляны, т. е. вместе с лед. Гармо, на котором тоже оказались нюансы (фото 2345). Забегая вперед, скажем: через 4 дня, двигаясь по лед. Гармо, мы наблюдали нижнюю часть лед. Шокальского. Она была очень сильно разорвана, с двумя ступенями ледопада от борта до борта. По-видимому, наше решение спускаться по Мумбни, несмотря ни на что, было правильным!

И еще один "фактор Мумбни" добавил маршруту напряженности. Учтя заметное отставание от графика, мы уже здесь начали экономить продукты, урезая пайки. В дальнейшем из-за огромных потерь времени нам пришлось радикально изменить часть маршрута и отказаться от своей заброски, лишившись тем самым еще части продуктов. Начиная отсюда, все оставшиеся 25 дней представляли собой бесконечную борьбу за выживание и за маршрут хоть в каком-то виде. За маршрут 6 к. с. — на полуторакратно урезанном рационе.

Из толкового словаря горно-туристских терминов

Мумбни
(мн. ч.) обстоятельства материального или нематериального характера, препятствующие прохождению маршрута. В отличие от задницы, которая иногда представляет эстетическую ценность, мумбни ни при каких условиях не могут иметь позитивную окраску.
Мумбнуть
(сов.) вопреки своему желанию внезапно очутиться в мумбнях.
Мумбнить
(несов.) с мучительными напрягами выбираться из мумбней.
Мумбень
ед. ч. от мумбни. Употребляется редко, т. к. мумбни почти никогда не приходят поодиночке.
Мумбец
мумбень катастрофического масштаба, который, уж если пришел, предотвратить невозможно. Суффикс -ец подчеркивает фатальную неизбежность обстоятельств, зловещая сущность которых выражается корнем мумб-.
Схема прохождения лед. Мумбни на гуглоснимке. Треугольниками отмечены места ночевок. Подписаны характерные маневры, упоминаемые в тексте.

ГСН: Спуск с пер. Пулковский Траверс и 1-е пересечение лед. Мумбни
Итак, 24 июля после спуска с пер. Пулковский Траверс мы первый раз пересекли лед. Мумбни несколько выше по течению (там рвань была менее страшная), по правой снежной террасе чуть приспустились и в 17:45 заночевали у озерца напротив пер. Егорова (N 38.761435, E 71.961983, H 4476). Упоминаемые здесь и далее конкретные маневры см. на схеме.

25 июля мы сделали, как обычно, ранний подъем, но тут выяснилось, что один участник захворал. Температура за 38°, не кашляет, явных признаков бронхита или пневмонии нет. Только дрищет. Но ситуация все равно тревожная, учитывая высоту 4500 и невозможность простым способом покинуть это место. В том числе нет возможности пешеходным путем сбросить высоту: ледник крайне труднопроходим. Группа очутилась в мумбнях (зловещий смысл термина см. в словарике выше).

Предположив, что высокая температура у участника, скорее всего, вызвана дристозом, отягощенным недостатком акклиматизации, мы приняли решение использовать этот день по максимуму для проведения глубокой разведки дальнейшего пути по леднику. А в это время больной будет лечиться ударными дозами соответствующих медикаментов.

С 6:10 до 11:30 отважные разведчики в связках искали проходы. Ледник был мало похож на привычный ледопад. Трещины и сераки перемежались с беспорядочными завалами из глыб льда всевозможных размеров, наваленных как попало и слабо скрепленных между собой. Внутри завалов виднелись пустоты, надежность мостов неочевидна. Что-то похожее руководитель видел один раз в жизни — гору смерзшихся айсбергов на озере Мерцбахера после слива. Только айсберги на Мерцбахера заканчивались через пару сотен метров, а тут ледник 10 км в длину... По правому борту лед. Мумбни прохода не оказалось, там начался прижим. По центру вообще безнадежно. Но удалось добраться до левого борта, а там можно было какое-то расстояние пройти по старым лавинным выносам. И главное, отдых и лечение больному явно помогли, температура упала.

26 июля все участники здоровы, в 6:10 выход. От места ночевки спустились на ледник, повесив при спуске в рандклюфт 1 веревку. За 2 ходки пересекли ледник по разведанному вчера пути (2-е пересечение). Ширина его здесь около километра. Еще несколько сот метров удалось пройти по леднику вниз, но лафа быстро кончилась: в месте впадения первого левого притока непроходимый ледопад. Уродоваться по такому с нашими неподъемными кулями нет никакой возможности, поэтому снова отправили связку на разведку. Отважные разведчики выяснили, что надо еще раз пересекать ледник и пробовать рубиться по правому рандклюфту.

НБ: 2-е и 3-е пересечения лед. Мумбни для обхода прижима и ледопада НБ: Правый борт в районе 2-го пересечения лед. Мумбни НБ: Левый борт в районе 3-го пересечения лед. Мумбни АБ: Обстановка перед спуском в правый рандклюфт

После 3-го пересечения вблизи правого берега был небольшой участок ледника, проходимый по снежникам, затем опять тупик. Надо было как-то спускаться в рандклюфт. Руководителя отправили на разведку удостовериться, действительно ли нам туда надо. За это время успели сервировать обед на безопасном сераке (N 38.764616, E 71.935666, H 4123). Разведка подтвердила очередное генеральное направление, и мы сдюльферяли туда, повесив в двух разных местах по веревке. Относительно удобный для движения, рандклюфт позволил пройти еще несколько сот метров, после чего тоже закончился тупиковым разломом.

НБ: Спуск в правый рандклюфт после 3-го пересечения лед. Мумбни НБ: Затор в правом рандклюфте перед подъемом на фирновый карниз. Вдали по правому борту виден выступ ригеля.

Однако и это был еще не мумбец. Мы обнаружили метров на 50 выше на скальном борту что-то, похожее то ли на фирновую полку, то ли на карниз. Посланная туда разведка подтвердила: проходимо. Для подъема с рюкзаками повесили еще одну веревку. Дальше траверс (200 м) по узкой наклонной фирновой полке, в некоторых местах переходящей в карниз. Выглядит местами довольно стремно, падать есть куда, поэтому шли в связках, местами с попеременной страховкой через ледоруб или скальные выступы. Фирновая полка вывела на большой ригель, частично засыпанный старыми лавинными выносами, над ригелем большой водопад. Из-за водопада сыро, да и прилететь сверху что-нибудь может, ночевка в этом месте нежелательна. Но еще дальше просматривается что-то похожее на моренный карман. Чтобы туда попасть, надо с полкилометра траверсировать косогор. Попробуем пройти.

НБ: Движение по карнизу над рандклюфтом (вид назад) НБ: Движение по карнизу над рандклюфтом (вид вперед) НБ: Переход с фирнового карниза на ригель АБ: Водопад над ригелем

Этот косогор оказался не осыпным, а конгломератным, преодолеть по нему такое расстояние можно было только в кошках, и то очень утомительно. Зато, перевалив через моренный вал, мы увидели широкую пойму правого притока Мумбни, и на той его стороне — плоскую травянистую поляну, идеальное место для ночевки, награда за праведные труды в течение 14-часового дня. Собрав последние силы, мы уже в сумерках достигли этой райской поляны и в 19:50 встали на ночевку. Координаты поляны: N 38.776075, E 71.924941, H 4096.

НБ: Траверс по конгломерату до моренного кармана ГСН: Утро в моренном кармане. Впереди снова выход на ледник. НБ: 4-е пересечение лед. Мумбни

27 июля вышли в 7:30. Сразу же после впадения в основной ледник притока, на котором мы ночевали, оказался очередной прижим. Пришлось снова забуриться в эту рвань (здесь лед уже открытый) и мумбнить по ней дальше. Особенно трудно было пересекать левую половину ледника. Разведка долго искала проход, но все-таки добраться до левого рандклюфта, ниже слияния с притоком из цирка пер. Пулковский II, удалось (4-е пересечение). Первое время идти по конгломератному оврагу было неудобно, но чем дальше, тем лучше. Сразу за следующим левым притоком, который мы перешли по фирновому мосту, оказалось хорошее место для обеда, время 12:30, N 38.782898, E 71.908115, H 3836. Здесь, на обеде, мы первый раз увидели местных паутов, которые, как потом оказалось, расплодились настолько, что заполонили всю долину Гармо и даже, похоже, сожрали всех сурков на Сурковой поляне.

В 14:35 мы вышли с обеда. Продолжая двигаться по левому рандклюфту, обошли язык лед. Мумбни и спустились к левому берегу вытекающей из него реки. Не желая бродить реку, пробовали перед тем пересечь Мумбни в районе языка, но быстро поняли, что это дохлый номер. Не исключено, что можно было бы обойти устье реки по телу лед. Гармо, но это наверняка потребовало бы достаточно долгого обхода, так что и эта идея нам не понравилась. В 17:00 мы встали на ночевку в удобном месте на левом берегу рядом с чистым ручьем (N 38.798230, E 71.902278, H 3613). Остаток вечера потратили на то, чтобы разведать возможные места переправы на завтра. Мутная р. Ванчдара разливается здесь на 4 рукава, дно неровное, течение сильное. Явно предпочтительного брода нет. Мы присмотрели несколько приемлемых мест и решили завтра пробовать их последовательно, начиная с верхнего, ближайшего к леднику.

И еще. Мы обратили внимание на то, что язык ледника Мумбни (координаты: N 38.796507, E 71.903845, H 3628) сместился примерно на 2 км ниже по долине по сравнению с отмеченным на всех картах!

НБ: Река Ванчдара ГСН: Язык лед. Мумбни. Стрелкой показано место брода. НБ: Переправа через р. Ванчдара НБ: Переправа через р. Ванчдара

28 июля с самого утра приступили к переправе, благо ночевали рядом. Из выбранных с вечера мест, первым попробовали верхнее, рядом с ледником, из тех соображений, что там все рукава были примерно равной мощности. Бродили час, с 7:00 до 8:00, а потом еще час приходили в себя после холодной воды. Переправа оказалась трудная. Ширина каждого из 4 рукавов 5-7 м, глубина по колено, но течение очень сильное. Обычно такие предпочитают бродить стенкой, но тут очень неровное дно с крупными камнями, идти стенкой невозможно. Может быть, правильнее было бы сделать перильную переправу, но на организацию "честной" страховки (в 4 местах!) ушло бы много времени, в то время как вода, казалось, прибывала на глазах, надо было поторапливаться! В общем, помогая друг другу, переправились практически без потерь. Разве что один участник упустил трекинговую палочку, а у другого намок срулон, опрометчиво оставленный в наружном кармане куртки.

После брода мы поднялись по одному из саев на широкую травянистую террасу (терраса совершенно сухая, воды нет!) и пошли в направлении бокового кармана лед. Гармо. Но далеко по карману пройти не удалось из-за конгломератного прижима. Пришлось чуть вернуться для спуска на сам лед. Гармо. Ледник этот широкий, бугристый, почти полностью зачехлен, вдоль него тянется ряд моренных валов. В каком месте идти, очень не все равно, но теперь, после страшных мумбней, мы научились четко вычислять оптимальные проходы. В этом году удобно было идти по центру, чуть ближе к правому (орогр.) берегу. Там прямая, широкая, довольно плоская промоина между моренными валами, ледовые овраги и прочие препятствия мешают сравнительно редко. Мы бы сказали, лед. Гармо в этом году более легко проходим, чем обычно.

В этот день больше ничего заслуживающего отдельного упоминания не происходило, кроме мерзких паутов, задолбавших нас совершенно. В 12:2014:30 мы обедали (N 38.827201, E 71.902402, H 3493), в 18:10 встали на ночевку на леднике примерно на полпути между устьями лед. Шокальского и Вавилова (N 38.850066, E 71.923005, H 3645). Проходя мимо места слияния, обратили внимание, что вся нижняя часть лед. Шокальского (верхнюю с Гармо не видно) фактически представляет собой две ступени ледопада от борта до борта. Этот ледник теперь разорван примерно так же, как Мумбни, и гораздо хуже, чем был раньше. Похоже, несмотря на все проблемы, решение выходить на лед. Гармо по Мумбни, а не по Шокальского, оказалось правильным!

ГСН: Ледник Гармо, вдали пики Коммунизма и Патриот НБ: Язык лед. Шокальского НБ: Левый карман лед. Гармо с озером. Теперь здесь дальше пути нет.

29 июля вышли в 6:05. Нам было хорошо известно (руководитель там хаживал в прошлом тысячелетии), что выше устья лед. Шокальского на левом (орогр.) борту Гармо есть удобный моренный карман с озером и тропой. Мы пересекли ледник от середины к борту, поднялись в карман, вскоре прошли мимо озера, и... дежавю, очередной мумбень! Продолжение нашего кармана — как корова языком слизала! Дальше тропы нет, только скалы со свежими медвежьими какашками. Внизу под прижимом — ледопад от коллизии с лед. Вавилова. Пришлось по неудобному конгломерату спускаться обратно на ледник и возвращаться на его середину. Из-за кармана одно расстройство, только время потеряли. Забегая вперед, скажем: в завершающей части маршрута мы шли все время по центру лед. Гармо, карман этот использовать больше не было смысла.

АБ: Сурковая поляна. Показаны пути захода на поляну с лед. Гармо, спуска с нее на лед. Вавилова, местонахождение основных достопримечательностей.
ГСН: Теплое озеро на Сурковой поляне
Дальше мы перешли с Гармо на спокойный, открытый лед. Вавилова, пересекли его и поднялись на знаменитую Сурковую поляну по саю в ее ближайшем углу. Ручей на "Сурках" не работал (местный водопроводчик открывает его после обеда), так что мы поднялись на бугор к чистому теплому озеру, где остановились на полудневку, время 12:20, координаты: N 38.870927, E 71.956882, H 3954. Полудневка была нужна, чтобы сформировать как раз занесенную сюда заброску, понять, что мы можем делать дальше, а также убить как можно больше паутов.

Таким образом, после прохождения через Дарвазский хребет перевалом Пулковский Траверс, нам пришлось еще два с половиной напряженных дня (не считая одного, полностью посвященного разведкам) распутывать сплошной 10-километровый "горизонтальный ледопад" ледника Мумбни. При этом пришлось 4 раза пересечь этот ледник от борта до борта и повесить на нем в разных местах 4 перильных веревки. С учетом трудности преодоления ледника, фактическая сложность нового пер. Пулковский Траверс (10 веревок и 4 дня на полное прохождение) однозначно поднимается до масштабной 3А, без каких-либо на то сомнений. По субъективным ощущениям, это препятствие кажется вообще самым трудным за весь наш маршрут. Конечно, его сложность опять понизится, когда лед. Мумбни упростится. Но в этом случае и сам Пулковский Траверс будет уже больше не нужен, так что этот частный вопрос на повестке дня не стоит.



Примечания

катастрофическая подвижка
Судя по спутниковым снимкам с сайта "Planet Explorer", в это время язык ледника Мумбни продвинулся на 2 км ниже по долине
группе Панова
Библиотека МГЦТК, отчет 3476
Дараипоймазар
Местные памирцы считают название реки Дараипоймазар ошибочным и бессмысленным с точки зрения их языка, сами они называют эту реку Гармодара
юганом
Эта трава, внешне похожая на укроп, высотой по пояс, при контакте с открытыми участками кожи может вызывать ожоги вплоть до волдырей и даже нарывов. Ходить по зарослям югана в шортах и майках чревато последствиями!
запердон
Запердон — внезапное ухудшение погоды, имеющее задничный характер
дристозом
Дристоз — один из самых распространенных недугов в горном туризме. Чаще всего им страдают из-за обжорства в населенке после окончания маршрута. Обычно эта болезнь опасна только для окружающего ландшафта, однако на высоте и/или при недостаточной акклиматизации может вызвать серьезные проблемы и у самого пациента.
срулон
Срулон — характерным образом скрученный моток туалетной бумаги. Применяется как наружнее средство при симптоматической терапии дристоза, а также для прочих целей. Намокший срулон становится практически непригоден для использования.
Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2017 г.