Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремнабор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению сложных горных походов. Все снаряжение функционировало весь поход безукоризненно.

Специальное групповое снаряжение
Основные веревки Ø 9 мм 4 шт. по 50 м
Расходная веревка Ø 8 мм 1 шт. (25 м)
Репшнур Ø 6 мм 1 шт. (60 м)
Крючья скальные 11 шт. в ассортименте
Крючья якорные 6 шт.
Закладухи 7 шт. (4 закладухи разных; 3 френда № 4, 5, 6)
Оттяжки 5 шт. длинных
Крюконоги, крюколесенки 1 комплект
Фифи скальные 1 пара
Ледобуры 13 шт. (4 титановых, 9 стальных)
Ледосброс 1 шт.
Щит-снегосброс 1 шт.
Карабины общественные 24 шт.
Лавинная лопата 2 шт.
Снежная пила 2 шт.
Выколотки (прочищать ледобуры) 3 шт.
Специальное личное снаряжение
Айсбайль (ледоруб) 1 шт.
Кошки 1 пара
Страховочная система 1 шт.
Зажим (жумар) 1 шт.
Спусковое устройство 1 шт.
Карабины личные 5 шт.
Каска 1 шт.

Большинство снаряжения на маршруте интенсивно использовалось. Почти не пригождалось скальное снаряжение (благодаря очень малому количеству скальных участков на маршруте), и совсем не понадобилось снаряжение для установки ИТО. Личные ледорубы на шестерых участников мы подобрали таким образом, что у двоих были ледовые инструменты с коротким древком, у двоих — самодельные инструменты-"шакалы" с длинным прямым древком, с которыми тоже можно лезть по любому льду, но можно и страховаться на снегу, у двоих — традиционные ледорубы с прямым древком и умеренным изгибом клюва. В том числе один инструмент и два ледоруба были с молотками для скальной работы, а другие инструмент и два ледоруба — с лопатками, чтобы при необходимости долбить фирн.

В группе был спутниковый телефон системы "Thuraya" старой модели (вес 250 г). Считается, что старые модели "Турайи", не имеющие современных "наворотов", более экономно расходуют электричество. На маршруте мы имели две симкарты от разных операторов ("МТС" и "Билайн"), специально настроенные для работы в этом спутниковом телефоне. В течение похода мы неоднократно отправляли СМС в Новосибирск (через симкарту "МТС"), в том числе согласовали с МКК изменение маршрута с прохождением пер. Аводара, и никаких проблем со связью ни разу не замечали. Носили мы телефон в выключенном состоянии отдельно от аккумулятора, во избежание саморазряда. Страховка на время прохождения маршрута оформлялась в компании "РЕСО-Гарантия", страховая сумма 35000 USD на каждого участника. Насколько надежную гарантию обеспечивает именно эта страховая компания, мы, к счастью, сказать не можем. Всегда уделяя особое внимание требованиям безопасности на маршруте, мы всеми силами старались избежать прецедента наступления страхового случая и гордимся тем, что нам это удалось!

Расчет продуктов на весь поход был стандартным: 600 г на человека в день. Интересующиеся могут ознакомиться с подробностями из файла food-2017-07-a.xls, прилагающегося на DVD диске с электронной версией отчета. В этом файле находится полная раскладка продуктов питания на запланированный маршрут. Бензин в количестве 30 л брали на заправке в Душанбе и затаривали в пластиковые бутылки из-под минеральной воды. При затаривании бензина сыпали на дно каждой бутылки по ложке предварительно прокаленного гранулированного силикагеля. Силикагель эффективно сорбирует вредные примеси, превращая любую "ослиную мочу" во вполне качественное топливо для примусов. Чтобы закончить рекомендации относительно горючего, отметим, что имеющийся в продаже в хозяйственных магазинах бензин марки "нефрас" для примусов не годится. Гореть-то нефрас горит, но это не топливо, а бензин-растворитель, он готовится из ароматических фракций, которые сильно коптят и разъедают резиновые прокладки. Еще советуем не заливать бензин в бутылки из-под пива и сладких напитков, так как растворенные в бензине следы неотмытого сахара приводят к быстрому забиванию нагретых частей примуса коксом. В походе мы пользовались самодельным примусом системы "Горын", сделанным из трех модифицированных для увеличения мощности голов от "Шмеля-2" с выносным пластиковым бачком от автомобильного огнетушителя и велосипедным насосом. Горын работал на таджикском бензине весь поход безукоризненно.

Представления о питании группы на маршруте будут неполными, если не указать, что все расчеты полетели вверх тормашками уже в самом начале похода по мало зависящим от нас причинам. В предстартовой лихорадке один из участников забыл в своем холодильнике половину всей тушенки, заготовленной для маршрута. Пропажа была обнаружена уже в аэропорту, и найти этой тушенке адекватную замену на душанбинском базаре мы не смогли. В тот момент мы еще сильно не горевали, т. к. примерно треть мяса у нас была не в виде тушенки, а в виде сушеного фарша. Впрочем, это были еще цветочки. Где-то на шестой день, крепко встряв в верховьях ледника Мумбни, мы поняли, что в перспективе сильно отстаем от графика, и начали экономить продукты, сокращая свой рацион. Но настоящая задница ждала впереди. Еще через несколько дней мы пришли к выводу, что не сможем воспользоваться своей заброской, доставленной вертолетом на лед. Москвина. А в этой заброске было, ни много, ни мало, четверть наших продуктов и бензина. Кошмар завхоза!

В результате всего этого можно оценить, что, начиная с момента первого введения ограничений, в течение 25 дней группа шла на раскладке, уменьшенной почти в полтора раза. Шла, каждый день недоедая, и практически без отдыха: экономя продукты, мы отказались от дневок. Это потребовало от участников огромного терпения, а от завхоза — аналитического расчета и импровизации с питанием. Как только мы ни экспериментировали! Чего стоит, например, добавление ложки яичного порошка в молочную кашу, чтобы она казалась гуще, чем есть на самом деле... Сильно помогло также сушеное мясо. В отличие от тушенки, которая принципиально квантуется до размера одного куска, сушеный фарш можно разводить вплоть до гомеопатических концентраций...

Весь поход, включая расходы на дорогу, страховку и продукты питания, обошелся приблизительно в 60 тыс. р. на человека от Новосибирска до Новосибирска.

Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2017 г.