Пер. Двойной (1Б, 4287)

Перевал Двойной ведет с оз. Алло и р. Левый Зиндон на р. Ахбасай, правый приток р. Арг - это если с него спускаться, как мы, направо. Поскольку этот перевал на самом деле двойной, он приведет также и на р. Казнок, если спуститься с него налево. Говоря более глобально, перевал ведет с оз. Алло на оз. Искандеркуль. Координаты седловины по данным Вадима Ляпина: N 39o09.305', E 68o10.580'; высота по данным Ляпина 4287 м, по Классификатору - 4200 м. Категория сложности: 1Б. Ориентация: запад - восток. Характер: осыпной. Перевал пройден группой с р. Левый Зиндон на р. Ахбасай. Описание дается от оз. Верх. Алло до тропы на р. Арг (фото 151 - 160).

Пер. Двойной у нас был заявлен как запасной вариант к пер. Блок (3А) - оба находятся в одном и том же отроге рядом друг с другом и орографически эквивалентны. Поскольку мы по известным причинам на целый день отставали от графика, сроки, привязанные к обратным билетам на самолет, сильно поджимали (самое позднее послезавтра вечером мы обязаны были прибыть в Душанбе), проходить пер. Блок было бы слишком рискованно. Пер. Двойной, безусловно, можно было бы пройти, затратив на него гораздо меньше времени, а главное, прогнозируемое его количество. Поэтому мы решили, что наступила необходимость воспользоваться этим запасным вариантом. Забегая вперед, можем сказать, что это было на самом деле оправдано.

28 августа в 530 мы вышли от оз. Верх. Алло в направлении нашего перевала. Тропа сначала идет вдоль реки. Затем река уходит под морену, а тропа, виляя между огромными курумами, довольно круто начинает набирать высоту на ледник. Ледник длинный и пологий, выходить на лед нигде не требуется. До самого взлета на пер. Двойной тропа, иногда ненадолго теряясь, идет по довольно удобной морене. Время от времени попадаются площадки для палаток. В 830 мы подошли под перевал (где тоже оказалась площадка под палатку).
Цирк перевалов Двойной и Блок
Пер. Блок с севера
Направо был Блок, на него мы все еще хотели, но уже не могли. Прямо по курсу - Двойной, на него-то мы и полезли.

Подъем на пер. Двойной, технически хотя и прост, но орографически нетривиален. Самое низкое место в отроге действительно является седловиной, туда в конце концов и попадают, и там находится перевальный тур, но поднимаются-то как раз не туда. Взобраться на седловину в лоб, безусловно, можно, но там гораздо круче, и, предположительно, может быть голый лед. Наверняка понадобятся кошки и с большой вероятностью веревки, сложность может возрасти до 2А. На самом деле надо начинать подниматься вверх прямо от того места, где морена фактически упирается в перевальный взлет, все время сильно забирая по косой вправо. Там осыпной склон ( 25 - 30o), в нижней части которого довольно отчетливо прослеживается тропа, потом теряющаяся в верхней части. Так и идут, траверсом осыпного склона с набором высоты, в направлении на слабо выраженную вершинку, находящуюся прямо над характерным мощным скальным зубом. Незадолго перед выходом на вершинку склон пересекают два узких снежничка. При ближайшем рассмотрении снежнички оказались покрыты тонким слоем натечного льда. Снежнички были неширокие (по 5-7 м каждый), склон в этом месте не очень крутой, надевать кошки только ради этих снежничков не хотелось. Поэтому мы проскреблись через них без кошек, вырубив в натечке ледорубом необходимое количество ступеней.

Подъем на перевал Двойной
Перевальный взлет Траверс осыпного склона Выход к седловине Перевальная записка

Осыпная вершинка - та, которая выше зуба, на которую надо подниматься - на самом деле является узловой вершиной. Если с нее начать спуск в левую сторону, то придешь на оз. Бирюзовое, и дальше на р. Казнок. Направо - попадешь на нужную нам седловину, откуда спустишься на р. Ахбасай. Весь косой подъем на перевал от подножия до седловины (перепад высоты порядка 200 м) занял у нас по времени полную ходку, от 850 до 930. Седловина широкая, есть площадки под палатку, хотя не совсем понятно, откуда брать воду. В туре мы сняли записку группы туристов Нижегородского горного клуба под рук. К. Сидоренко от 31.07.2012 (фото 172), проходивших перевал в том же направлении, что и наша группа.

Спуск мы начали в 950. Опять же, прямо вниз от тура склон крут и неудобен. Лучше пройти траверсом немного левее и спускаться оттуда (осыпной склон ~200 м, 25 - 30o).
Вид с перевала Двойной на восток; показан путь спуска
Перевал Двойной со стороны реки Ахбасай
Дальше движемся все время вдоль отрога, проходящего слева от нашего пути, по разнокаменной осыпи, время от времени пересекая небольшие снежники. Через одну ходку, в 1020, мы спустились к первому после перевала ручью с маленьким теплым, но очень мелководным озером. Здесь мы остановились на обед. Хотя время было еще довольно раннее, но, во-первых, мы в этот день рано встали, много работали и уже прошли свой перевал, дальше только вниз. А во-вторых, мы подозревали, что скоро начнутся пастбища, и неизвестно еще, как там будет с чистой водой. Забегая вперед скажем: так оно и оказалось - остановка на обед в этом приятном месте была в тему.

В 1215 мы вышли с обеда, и сразу начался энергичный сброс высоты. Мы бежали вниз сначала по крутой длинной осыпи, по-прежнему вдоль отрога. Потом осыпь превратилась в такой же крутой травянисто-конгломератный склон, на котором появилась тропа. Сбросив, наверное, чуть ли не километр, мы выбежали на травянистые террасы левого берега реки, являющиеся, как мы и предполагали, пастбищем. Чуть позже (около 1430) встретилась маленькая летовка. Тропа продолжала идти по левому берегу реки. Перед впадением в р. Арг р. Ахбасай входит в каньон. Здесь еще один приличный сброс высоты, но тропа нормальная. Дойдя до р. Арг, согласно описаниям, полагается пройти сколько-то вверх по течению. Там вроде бы должен быть какой-то мост, за ним тропа уже по левому берегу р. Арг должна подниматься высоко вверх к летовке и там обходить прижим Арга. Однако, выйдя на террасы Арга, тропа не повернула налево, как мы ожидали, а просто пропала в густой высокой траве.

Мы подумали: ну и ладно, что мы, без тропы, что ли, давно не ходили... Решили просто идти вверх по берегу р. Арг, пока не дойдем до моста, или какой там будет переход через реку. Вскоре нам попалась кривая береза, один из стволов которой был изогнут по дуге и доставал до того берега.
Переправа по кривой березе через реку Арг
По этой березе мы переправились через Арг. На другом берегу, сразу за кривой березой, оказалось некое подобие тропы вниз по течению. По логике, эта тропа не могла обходить прижим, как описано, верхом. Мы подумали, ну ладно, раз тропа есть, значит, наверное, можно пройти и низом. Вскоре тропа повернула левее и пошла траверсом крутого конгломератного склона непосредственно под огромной практически вертикальной стеной из конгломерата.
Обход прижимов по конгломератам
При этом качество тропы сильно изменилось в худшую сторону. Пришлось достать ледорубы и применить соответствующую технику хождения. В целом конгломератный склон оказался вполне приемлемым, он был не слишком длинным, и было видно, где он заканчивается. В паре мест пришлось подрубить ледорубом несколько ступенек в конгломерате, кое-где можно было придержаться за деревья. Настроение поднимали растущие кое-где на косогоре кусты спелой вишни. Дойдя до ручья Биоб, конгломератный прижим закончился. Мы переправились по большим скользким камням через Биоб, взгромоздились чуть вверх по крутому травянистому склону и вышли на мощную конную тропу.

На сем технические сложности похода благополучно закончились. Пройдя еще пару ходок по тропе вниз, в 1700 мы остановились на ночевку в березовой роще на берегу реки. На следующий день, выйдя с места ночевки в 715, около 1500 с минимальными приключениями не спортивного характера мы добрались до Искандеркуля, где нас ждала машина, и вечером были в Душанбе.

Озеро Искандеркуль

Таким образом, группа прошла пер. Двойной как заявленный на случай нехватки времени запасной вариант к пер. Блок. Пер. Двойной совершенно надежен и удобен для прохождения в любом направлении и представляет собой, пожалуй, самый короткий выход в населенку от оз. Алло. Рекомендуем только не брать с нас пример и не ходить по конгломератным прижимам. Хотя прижим вполне проходим, безопасен, на нем есть отдаленное подобие тропы, наверное, он позволяет даже несколько срезать крюк по расстоянию и почти не набирать высоту, но все равно зачем это? Не поленитесь пройти по р. Арг еще чуть повыше, наверное, где-нибудь там настоящая тропа найдется.