Пер. Летавета, 3А, 5000

Пер. Летавета оказался последним категорийным препятствием на нашем маршруте. В прошлом он был достаточно популярен и неплохо изучен. Имея в виду пресловутый "эффект последнего перевала", наша группа отнеслась к нему со всей ответственностью, что позволило пройти перевал быстро, технично и безукоризненно с точки зрения безопасности. Описание дается от лед. Гандо до языка лед. Сугран (фото 144161).

Местонахождение:
в
ГСН: Вид на пер. Летавета с лед. Сугран
главном хребте Петра I между пиками Эдельштейна (5489) и Летавета (6046). Связывает большие ледники Гандо и Сугран. Перевал имеет две седловины, разделенные относительно невысоким пиком Кинохроники (5036): западную (Летавета-2) и восточную (Летавета-1). Наша группа проходила западную седловину (Летавета-2). Низшая точка седловины (вероятно, на ней же и тур) находится в стороне от места нашего подъема и спуска. Из-за ограниченного времени тур мы не искали. Координаты места пересечения седловины нашей группой: N 38.929121, E 71.779985, высота 4987 м.
Категория сложности:
3А.
Ориентация:
юг – север.
Характер:
снежно-ледовый.
Определяющая сторона:
северная.
Направление прохождения:
с лед. Гандо на лед. Сугран, по определяющей стороне на спуск.
Перепад высоты (по GPS):
на подъеме 400 м, на спуске 300 м.
Крутизна:
на подъеме 30-35°, на спуске 45-50°.
Время подъема:
1 час.
Время спуска:
3 часа.
Фактическое время прохождения:
14 августа 2017 г., перевал пройден за полдня.
Навешено перильных веревок:
7 * 50 м на спуск по льду.
Ночевки:
на ледниках с каждой стороны, в верхнем перевальном цирке со стороны лед. Гандо, на седловине. В целях быстрого и безопасного прохождения препятствия рекомендуется ночевка вблизи перевального взлета.
Подъем
со
ГСН: Подъем на пер. Летавета; треугольником отмечено место ночевки
стороны лед. Гандо лучше всего планировать таким образом, чтобы ночевать в перевальном цирке и штурмовать взлет с самого раннего утра, по смерзшемуся фирну и при минимальной камнепадоопасности. Предпочтительная линия подъема — не на низшую точку седловины, а по одному из менее крутых и более заснеженных кулуаров правее по ходу. С большой вероятностью удастся подняться с одновременной страховкой (400 м, 30-35°), хотя при наличии голого льда на склоне, возможно, придется повесить пару веревок (фото 145152).
Спуск
на лед. Сугран мы рекомендуем осуществлять не с низшей точки седловины, а с крайней восточной, прямо вниз по льду вдоль склона п. Кинохроники, 300 м, 45-50° (красная линия на схеме) (фото 153156). Существует и другой вариант — траверсировать к западу до низшей точки, спуститься на полку над большим сбросом (1 веревка), затем траверсировать по полке направо до края сброса, и оттуда прямо вниз (сиреневая линия на схеме). Этот вариант более короткий, возможно, потребует меньше перильных веревок, но более замысловатый и, на наш взгляд, менее надежный и менее безопасный.
Потенциальные опасности:
при неблагоприятной снежной обстановке возможна лавинная опасность на перевальном взлете со стороны лед. Сугран. Может наблюдаться камнепадоопасность со стороны лед. Гандо, где на снежно-ледовом склоне имеется множество выходов разрушенных скал. Мы полагаем, однако, что при условии раннего прохождения пер. Летавета достаточно безопасен.
Путь через пер. Летавета на гуглоснимке; треугольниками отмечены места ночевок
Спуск с пер. Летавета на лед. Сугран: сиреневая линия — более короткий спуск, рекомендованный в первоисточниках; красная линия — более безопасный спуск, рекомендуемый нами. Слева пик Кинохроники.

13 августа в 6:45 мы вышли с места ночевки на правой морене лед. Дорофеева. Погода с утра была ясная и непривычно морозная. Зато, наконец, отстали пауты, донимавшие нас на лед. Гармо и его притоках. За полторы ходки, пройдя по пути мимо замеченного вчера большого озера, утром частично покрывшегося льдом (N 38.901372, E 71.785881, H 4266), завернули за угол направо и там спустились на тело лед. Гандо. Про этот ледник бывалые туристы рассказывали нам разные страсти-мордасти, например, как его некая группа в течение трех дней только пересекала поперек, а уж чтоб пройти вдоль него, нечего и помышлять... Однако, в этом году Гандо выглядел весьма спокойным, более легкопроходимым, чем, например, Гармо. Наш перевал находился в точности напротив нас через ледник и был виден, как на ладони. Еще за полторы ходки мы практически по прямой пересекли лед. Гандо и оказались перед конгломератно-осыпным лбом, преграждающим путь в перевальный цирк Летавета. Подниматься в цирк, по всей видимости, лучше всего по косому осыпному языку по диагонали снизу-справа налево-вверх (по ходу), так наименее круто. За полторы ходки зайдя в цирк таким образом (200 м, 30-35°), в 10:50 мы остановились там на солнечных камешках на ночевку, совмещенную с полудневкой (N 38.916273, E 71.783447, H 4518). Перевальный взлет находился совсем рядом. Подходить к нему еще ближе и ради этого ночевать на льду было лишено смысла. Но руководитель, как водится, с вечера прогулялся до открытого ледника посмотреть на предстоящее препятствие с близкого расстояния.

ГСН: Пер. Летавета со стороны лед. Гандо; треугольником отмечено место ночевки в верхнем цирке ГСН: Ночевка в верхнем цирке пер. Летавета; показан подход от места предыдущей ночевки
НБ: Теплое озеро на стыке ледников Дорофеева и Гандо с отражением пика Летавета

Полудневкой, которую перевал подарил за неожиданно бодрый подъем в цирк, группа воспользовалась по полной. Надо сказать, мы уже минимум дней 20 шли без отдыха на голодном пайке и порядком истощились. Заранее готовя группу к прохождению пер. Летавета, хитромудрый завхоз перераспределил варки таким образом, что непосредственно перед перевалом удалось обеспечить относительно сытный ужин, а наутро — ударное питание на завтрак. Вместе с отдыхом во 2-й половине дня на теплой площадке это восстановило силы и наверняка определило быстрый темп прохождения пер. Летавета на следующий день.

14 августа мы вышли в 4:55, еще затемно, при свете фонарей. За час по ровному леднику подошли под перевальный взлет. К этому моменту совсем рассвело, но до восхода солнца было еще далеко: кулуары закрыты отрогом п. Кинохроники. Холодно, но для нас это плюс: лучше проходить перевал по замерзшему снегу, чем по раскисшему. Наиболее удобный для подъема и безопасный один из правых (по ходу) кулуаров. Практически до самого верха он покрыт смерзшимся фирном, и только в верхней части, где открывался местами голый лед, короткий участок мы пролезли через несложный скальный выступ. На седловину мы поднялись за час, с 6:00 до 7:00, не повесив ни одной веревки.

ГСН: Подъем на пер. Летавета; треугольником отмечено место ночевки НБ: Подъем на пер. Летавета; показан заход на седловину НБ: Подъем на пер. Летавета НБ: Скальный участок перед седловиной пер. Летавета

ГСН: Вид с седловины пер. Летавета в сторону лед. Дорофеева
Седловина пер. Летавета широкая, с множеством мульд, разделенных скальными выходами. При необходимости на ней можно и ночевать. Мы вылезли на восточный край седловины, вплотную к склонам п. Кинохроники, куда нас привел подъемный кулуар, координаты этого места: N 38.929121, E 71.779985, H 4987. Низшая перевальная точка существенно западнее, ближе к п. Эдельштейна, и тур, скорее всего, находится там же. Линия спуска, рекомендованная в первоисточниках, также начинается с низшей точки. Согласно этим рекомендациям, предполагается траверсировать до начала спуска, через небольшой сброс дюльферять на косую снежную полку, пройти по ней над большим сбросом до его края, и там еще несколько веревок (одна из них тоже через сброс). Но нам такая замысловатая траектория не понравилась, мы решили осуществить прямой и быстрый спуск вниз непосредственно с того места седловины, на котором находились, по склону п. Кинохроники. Еще дома, перед походом изучая фотографии северной стороны пер. Летавета, мы пришли к мнению, что такой спуск может оказаться предпочтителен. Но надо было поторапливаться, а до тура далеко. Поэтому мы решили тур не искать, а приступить к спуску немедленно, тем более, что на седловине было довольно холодно и ветрено.

На северную сторону перевала свисает небольшой карниз. Прежде всего мы разведали путь обхода этого карниза слева, а заодно повесили чуть ниже карниза первую веревку. К собственно спуску приступили в 8:00. Первые 2 веревки шли практически прямо вниз. Фирн лежал на льду тонким слоем, ледобуры крутились хорошо. Затем снега стало побольше, но зато на нашем пути оказался идущий до самого подножия постепенно углубляющийся бобслейный желоб. Днем мы бы посоветовали держаться от таких желобов подальше, но в данном случае было холодно, солнце еще пряталось далеко за пиком Кинохроники, снег крепко схватился, и съезжать там в ближайшее время было нечему. Рассчитывая успеть пройти весь спуск быстрее, чем склоны осветит солнце, мы начали использовать желоб. Дюльферяя, мы шли рядом с ним вдоль борта, а для устройства очередной станции спускались внутрь: на дне везде был близко голый лед. В противном случае нам пришлось бы либо глубоко рубиться до надежного льда через фирн, либо дергать снежные щиты-снегосбросы, теряя драгоценное время на каждой веревке.

ГСН: Спуск с пер. Летавета: сиреневая линия — короткий спуск, рекомендованный в первоисточниках; красная линия — безопасный спуск, рекомендуемый нами. Слева пик Кинохроники. НБ: Вид вдоль седловины пер. Летавета в направлении п. Эдельштейна; под карнизом видна цепочка следов нашей разведки НБ: Спуск с пер. Летавета, 1-я веревка НБ: Профиль пер. Летавета

АБ: Спуск с пер. Летавета, последняя веревка через бергшрунд
В 10:00, через 2 часа после начала спуска, лидер уже вышел со склона на ровный ледник. Бергшрунд непосредственно под желобом оказался переметен и проблем не представлял. Склоны перевала и слева, и справа уже начали освещаться солнцем, и только линия нашего спуска по-прежнему оставалась в тени. Солнце первый раз осветило желоб, уже когда последнюю, 7-ю веревку готовили к сдергиванию. Замыкающий участник закончил спуск в 11:00.

За час мы пересекли верхнюю часть лед. Сугран от подножия перевала к ледопаду, на первые камешки (N 38.942884, E 71.763777, H 4556). С 12:00 до 13:30 обедали. Последующая глубокая (1.5 часа) разведка подтвердила, что по центру и по левой стороне ледника дальше прохода нет. Зато можно спуститься по правому рандклюфту и выйти на относительно спокойный лед. Родионова чуть выше его впадения в разорванный в этом месте Сугран. Затем мы пересекли лед. Родионова и к 17:30 вышли на правую боковую морену Суграна (N 38.955659, E 71.754908, H 4574). Дальше по правому борту пару километров идет моренный карман с ручьем, сначала мутным, а потом и чистым. Ближе к концу кармана находятся старые альпинистские стоянки, координаты: N 38.951079, E 71.741280, H 4409. Отсюда во времена СССР совершали восхождения на п. Москва. Здесь в 18:30 мы остановились на ночевку. По большому счету, если не брать во внимание тропу через Белькандоу, дальше только вниз!

ГСН: Вид с седловины пер. Летавета в сторону лед. Сугран; показан путь обхода зоны трещин, треугольником отмечено место ночевки в моренном кармане ГСН: Ночевки в правом моренном кармане лед. Сугран. На дальнем плане пики Москва и Летавета. ГСН: Вид на пер. Летавета с лед. Сугран

15 августа мы поставили довольно амбициозную цель: пройти сегодня весь лед. Сугран и заночевать ниже языка. С места ночевки вышли в 8:00. Удобный карман почти сразу заканчивается, нужно по конгломератному склону или по руслу ручья (на выбор) спуститься на ледник. Далее до поворота лед. Сугран открытый, и лишь время от времени приходится пересекать небольшие моренные валы. Идется по такому леднику достаточно легко и бодро, прямо по центру.

В том месте, где ледник резко поворачивает направо и зачехляется мореной, с 11:55 до 13:50 мы обедали. Чем дальше, тем Сугран становится все более труднопроходимым. Время от времени приходится переправляться через ледниковые речки. Включаем мозги и "нижнее чутье" на полную мощность. Постоянно переходим с одной поверхностной морены на другую, в зависимости от того, где в данный момент лучше идти. С каждого бугра стараемся высмотреть оптимальный следующий участок. Сначала оказывается удобнее идти по белой морене ближе к правому берегу (но не у самого борта), затем по черной. Постепенно от правого берега смещаемся к левому — там становится ровнее.

НБ: Спуск с языка лед. Сугран
Не доходя впадения левого притока — речки с лед. Веры — надо возвращаться к правому борту. Там обнаруживается большой селевой вынос, по которому мы в обход языка без проблем спускаемся в долину. Еще полходки вдоль берега, через небольшую моренку направо, и в 18:00 мы останавливаемся на ночевку у небольшого живописного озерца,
ГСН: Теплое озеро после языка лед. Сугран. В правой части фото впадает речка, текущая с пер. Шагазы: ледовый мост через нее растаял!
координаты: N 39.046145, E 71.686229, H 3035. Дневную задачу удалось выполнить, дальше нас мало что могло задержать (разве что погранпост).

Кстати, проходя мимо речки Веры, долина которой ведет к популярному пер. Шагазы, мы обратили внимание: ледовый мост, где мы через нее переправлялись в прошлом году, растаял окончательно. Теперь, если надо на Шагазы, то через нее либо бродить, либо корячиться по другому берегу...

Таким образом, на последнем категорийном перевале маршрута мы не ударили лицом в грязь, а сделали все правильно. Перевал удалось перемахнуть в очень быстром темпе, в первую очередь благодаря тому, что в предыдущий день мы тщательно к нему подготовились. В результате все прошло гладко, как по нотам. Решающую роль в обеспечении безопасности играет максимально раннее и скоростное прохождение пер. Летавета: необходимо уйти со склона раньше, чем с него потечет каша или посыплются камни. Пер. Летавета представляет собой относительно несложную 3А, семь ледовых веревок для 3А — не бог весть что. Но нужно ли его девальвировать до 2Б, вопрос неоднозначный. Потому что для 2Б семь полноценных веревок, на которых крайне нежелательно "тупить" или "косячить", пожалуй, все-таки перебор...

Что касается опробованного нами пути по склону п. Кинохроники, то мы считаем этот вариант предпочтительным по сравнению со спуском через низшую точку седловины. И при прохождении в противоположном направлении мы бы порекомендовали его же.



Примечание

другой вариант, рекомендованный в первоисточниках
Библиотека МГЦТК, отчет 6179, рук. Даниил Попов
Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2017 г.